Там, где он жил, цвели сады…

Там, где он жил, цвели сады…

Человек жив, пока жива память о нем. В этом смысле Григорий Васильевич Черный и сегодня рядом со своими односельчанами, которые не забыли, что 5 января этому неординарному, скромному человеку, блестящему руководителю исполнилось бы 100 лет.

В селе Мичуринском есть улица Черного. Так благодарные сельчане отдали дань уважения и почтения первому директору совхоза, который был организован с нуля и через какие-то 3-5 лет уже гремел своими успехами на всю область. И сегодня еще костанайцы помнят вкус компотов, овощных консервов, которые производились в Мичуринском, и многие студенты 70-80-х работали на сборе урожая в местных садах.
Работая над материалом о Григории Васильевиче, заметила, что все предыдущие публикации, рассказывая вроде о нем, неизменно изобилуют подробностями касательно совхоза, которым он руководил. И это не случайно – его жизнь неразрывно была связана с работой. Обратившись к вдове Черного Нине Сергеевне, я попыталась узнать что-нибудь из его детства, юности. Но Нина Сергеевна сразу сказала – никогда ни о чем таком он не рассказывал. В семье все разговоры были – о работе. Тем более что профессиональные интересы совпадали – Нина Сергеевна тоже была специалистом по лесоведению.
Известно лишь, что Григорий Васильевич родился 5 января 1919 года в Каменец-Подольской (Хмельницкой) области Украины. Закончил Чугуевско-Бабчанский лесной техникум в Харьковской области по специальности «лесовод». К слову, это был довольно известное учебное специализированное заведение, давшее всему СССР немало высококвалифицированных специалистов. Сегодня техникум продолжает работать в статусе колледжа.
После окончания техникума Черного направили в Казахстан, город Уральск. Здесь его назначили директором Уральского лесхоза. В Казахстане он встретил и свою Нину, которая после окончания Куйбышевского сельхозинститута также попала в Уральск по направлению. В 1953 году они уже вместе приехали в Костанайскую область – Григория Васильевича перевели сюда директором Аракарагайского лесхоза Костанайского района.
Как рассказывает Нина Сергеевна, в это время они сами построили себе дом в Затобольске, в котором жили почти до пенсии. Никаких специальных квартир, никаких льгот – занимая высокую должность, Григорий Васильевич никогда не требовал для себя привилегий. Вся жизнь его была занята любимой работой. Из скудных биографических данных узнаем – «будучи главным лесничим, энергично взялся за очистку леса от захламленности, планомерное ведение рубок, заложил питомник и обеспечил потребности лесхоза в посадочном материале». На базе этого гослесопитомника и был заложен в 1961 году единственный в области плодоовощной совхоз. Директором его назначили Черного.
К слову, в Мичуринском стоит памятник Юрию Гагарину. Установлен он неслучайно – совхоз был образован 12 апреля 1961 года, в день, когда в космос полетел первый человек. Старожилы считают символичным совпадение этих дат – первый полет в космос, первый в области плодоовощной совхоз… Когда все начиналось, «Мичуринский» состоял из нескольких домиков, а работало в нем всего 19 человек. В период расцвета же здесь трудилось уже до 1200 работников.
Поскольку дело для области было новое, то и специалистов по плодоовощному делу найти было сложно. Но, зная Черного, его отношение к делу, руководство решило – справится. Где лесовод, там и садовод. Время показало, что это решение было правильным.
О бывшем директоре много мне рассказал Михаил Иванович Ширнин, который работал бок о бок с Григорием Васильевичем. По его словам, это был человек, который всегда интересовался новым, поэтому выписывал и читал множество журналов, в которых находил все новые идеи для воплощения. Основной целью организации совхоза «Мичуринский» было обеспечение жителей области свежей плодоовощной продукцией. Черный пошел дальше – не только свежие, но и консервированные фрукты, ягоды и овощи, а также молочное производство, цех виноделия, кроличья ферма. Костанайская земля на левом берегу Тобола расцвела в буквальном смысле слова. От «Мичуринского» до Садчиковки было разбито 1200 садов, а от отделения Альжанка (сейчас Алтынсарино) начинались овощеводческие делянки. В садах зрели не только яблоки – главным образом любимая наша «Уралка», но и груша, слива, вишня, смородина, малина, клубника…Сегодня на костанайских дачах большинство плодово-ягодных посадок – «потомки» саженцев, которые распространял совхоз. Впрочем, не только «съедобные» деревья появлялись в селах и городах области: с Мичуринского декоративного питомника поставлялись в Костанай, к примеру, саженцы карагача, тополя, акации.

Надо сказать, что работа по взращиванию плодовых садов, по всей видимости, руководству области показалась простой – через какое-то время была издана директива о культивировании плодовых деревьев во всех населенных пунктах Костанайщины. Само собой, саженцы в совхозные сады шли из «Мичуринского».
Эта сторона работы характеризует Григория Васильевича как талантливого организатора. Еще – как рационального хозяина. Совхоз задумывался как многоотраслевое хозяйство, и Черный сумел воплотить все планы. Не просто выращивать плоды и овощи, но и «дать им толку» – этой цели служили консервный завод и цех виноделия. Размах производства был внушительным – 3 миллиона условных банок, причем нередко, по словам Михаила Ивановича Ширнина, этот показатель превышался в разы.
Кроме того, буквально через 4-5 лет после основания в совхозе появились животноводческая и кроличья фермы. Здесь держали 800 голов дойного стада и до 20 тысяч кроликов. Молока и мяса сдавали рекордными объемами, кроличьи шкурки тоже шли в дело – шили шапки, шубки.
Раз держали животных, значит, нужно было заниматься и кормопроизводством. Здесь, к слову, приложил свои знания Ширнин – он к тому времени уже выучился, стал главным инженером совхоза, и воплотил в жизнь свою дипломную работу – кормоцех. По рассказам мичуринцев, на фермы, в цеха нередко приглашали высоких гостей из республики, даже Москвы. Бывали и иностранцы. Все неизменно восхищались увиденным, а директор держался скромно, своих заслуг не выпячивал.
Простота и человечность – это еще одна характеристика, идущая от народа. Будучи профессионалом высшего класса, Черный мог организовать работу всего несколькими словами. Всегда прислушивался к людям, старался для них. Социальная инфраструктура была одной из лучших в области – детсад, дом культуры, школа, спорткомплекс, пионерский лагерь. В трех отделениях совхоза эти объекты также наличествовали. Поселки утопали в зелени, каждый год строилось жилье, в том числе благоустроенное. К слову, сам Григорий Васильевич с Ниной Сергеевной, переехав в Мичуринский, взяли простой домик, предназначенный для рядовых работников, в нем и сейчас живет вдова Черного. А дом стоит на улице, носящей имя ее мужа.

– Когда он умер, практически сразу и мемориальную доску на дом повесили, и его имя присвоили улице, – вспоминает Нина Сергеевна.
Надо сказать, что страна высоко оценила деятельность первого директора «Мичуринского». В 66-м Григория Васильевича наградили орденом Трудового Красного знамени, в 71-м – «Знак Почета», в 75-м – орденом Ленина, в 80-м – Дружбы народов. Плюс медали и грамоты из высоких инстанций. Но он практически никогда не надевал их на люди. Ведь работал он не ради наград – вся его жизнь была посвящена любимому делу.
После ухода на пенсию Григорий Васильевич долго болел и скончался в 1995 году. Нина Сергеевна говорит – подводило сердце. Наверное, потому, что он его оставил на любимой работе. Ведь все, что было сделано, проходило через его душу, иначе не было бы такого успеха и не оставил бы он столь трепетной памяти о себе в сердцах людей, знавших его. Жаль только, что они не смогли сохранить его детище – фермы, предприятия, сады…
Но 100-летие Григория Васильевича не прошло незамеченным. В начале февраля в Мичуринской школе пройдет вечер памяти этого большого человека. И можно быть уверенными, что каждый знавший его найдет немало теплых слов, а молодое поколение узнает, какие люди поднимали в свое время наш родной край.
Айгуль Жумабаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!