«О статусе педагога»: вернуть престиж профессии

«О статусе педагога»: вернуть престиж профессии

В январе 2020 года вступил в силу Закон «О статусе педагога». Эту актуальную тему обсудили за круглым столом учителя Заречной школы-лицея. По их мнению, принятие данного документа своевременное, но есть моменты, на которые, как они считают, нужно еще обратить внимание.

Закон «О статусе педагога» содержит 21 статью и затрагивает всех работников сферы образования (воспитатели в детсадах, учителя в школах, преподаватели в колледжах и другие).
Документ предусматривает регулирование правовых и
социально-экономических отношений, которые будут способствовать качественному улучшению правового положения учителей и гарантий их социальной защищенности. Предполагается повышение заработной платы на 25% и введение штрафа за привлечение учителей к несвойственным функциям.
Кроме того, Закон предусматривает нормы материальных стимулов, направленных на повышение учителями своей компетенции: доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, доплаты за педагогическое мастерство и наставничество, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней. Помимо этого с 2021 года будет снижена учебная нагрузка с 18 до 16 часов. А еще педагоги будут иметь право на предоставление первоочередных мест в детских садах по месту жительства для своих детей и другие меры.
Таким образом, в МОН РК уверены, что благодаря новым правилам получится привлечь в профессию больше специалистов с соответствующим высшим образованием. Ведь государство ежегодно выделяет огромное количество грантов на обучение по педагогическим специальностям. А проблема дефицита учителей так и остаётся на сегодняшний день актуальной.
По словам учителей Заречной школы-лицея, они хоть еще не ощутили на себе изменений, которые отражены в Законе, но для них принятие документа – это уже большой шаг в сторону системы образования.
Одна из участниц круглого стола, учитель начальных классов Татьяна Хливнюк, за плечами которой более тридцати лет педагогического стажа, отметила, что данный закон дает большой импульс в сфере образования и гарантирует правовую и социальную защиту педагогов.
– За все время, сколько я работаю в школе, мне приходилось видеть и уважительное отношение к педагогу, и совсем наоборот. Ранее мы, учителя, чувствовали некую незащищенность. Теперь надеемся, что наши права будут строго соблюдены. И как раньше, профессия педагога будет самой почитаемой и уважаемой, – говорит она.- Мы с коллегами изучали закон, в большинстве случаев согласны с внесёнными правилами, но есть моменты, на которые нам бы хотелось обратить внимание, ведь в некоторых пунктах нет конкретики. Если с правами педагога все понятно, то вот с обязанностями родителей не особо. Мы считаем, что должны происходить изменения во взаимоотношениях учителя, ученика и родителя. Все-таки, по моему мнению, все начинается с семьи. Именно родители в первую очередь должны разговаривать со своим ребенком, доносить правильно информацию, что субординация во взаимоотношениях школьника и педагога обязана присутствовать.
С этим мнением согласна и учитель казахского языка Шынар Курмангалиева. Она также считает, что должна меняться и ответственность учителя, который должен выполнять свою функцию по развитию, воспитанию и обучению детей в соответствии с новыми требованиями всего мира. Тем более, по ее словам, наше нынешнее поколение вполне конкурентоспособное.
Надо сказать, что сегодня у педагогов появилась мотивация к профессиональному росту. Например, согласно нововведениям теперь есть государственная награда «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Победитель получит единовременно 1 000 МРП (2 млн 651 тысячу тенге). Помимо этого, педагог, подготовивший победителя или призёра международной олимпиады, получит премию в размере трёх должностных окладов. Также за наставничество опытный педагог будет получать доплату в размере 17 697 тенге. Оно и правильно, ведь, по словам участников круглого стола, в первый год рабыты молодой специалист испытывает наибольшие затруднения. И если в этот момент он не получит поддержки, совета опытного коллеги, то молодой педагог покинет профессию. Они считают, что наставничество снизит отток молодых специалистов из профессии. Также раз в пять лет педагог обязан подтверждать или повышать квалификацию, в зависимости от которой полагается доплата в размере 30-50%: педагог-модератор – 30% от должностного оклада; педагог-эксперт – 35% от должностного оклада; педагог-исследователь – 40% от должностного оклада; педагог-мастер – 50% от должностного оклада. При желании можно досрочно повысить или подтвердить квалификацию.
По словам учителя математики Любови Луневой, закон о статусе педагога еще требует доработки.
– У меня осталось много вопросов. Было бы хорошо, если бы можно было вносить изменения и предложения в документ. Например, в законе сказано, что преподавателям в сельской местности предоставлено приоритетное право на земельный участок. А будет ли это касаться жилья? Ведь сегодня необходимо принимать меры для привлечения молодых специалистов в школу. К примеру, начинающие молодые педагоги должны иметь преимущества в плане приобретения своей крыши над головой – на безвозмездной основе получение коммунальной квартиры или общежития, либо приобретение жилья на льготных условиях…- говорит Любовь Алексеевна.
Шынар Курмангалиева отмечает, что в прошлом году присутствовала на встрече, которая проходила в области и куда приезжали представители Министерства образования РК, где поднималось много вопросов и вносились предложения в разработку нового проекта.
– Я сама лично участвовала в обсуждении и задавала вопросы, один из которых касался учителей, которые после выслуги лет выходят на пенсию. К сожалению, сегодня учителей на заслуженном отдыхе не берут на работу, но почему? Я считаю, что если у человека есть желание и дальше трудиться, он должен это делать. Второй вопрос касается учителей, у которых есть дети дошкольного возраста. Если педагог приехал трудоустраиваться в новую школу, согласно Закону его детей устраивают в детские сады по месту жительства. Было бы хорошо, если бы можно было внести изменения в документ, который позволял бы учителям, имеющих несколько детей, производить оплату за детские сады со скидкой. У меня самой двое детей и за них приходится платить в стопроцентном объеме. Все эти и другие предложения я высказывала, но, к сожалению, ни один из них сегодня не отражен в Законе о статусе педагога. Возможно, в будущем будут еще вноситься коррективы и все эти моменты будут учтены, – высказала свое мнение она.
Также участники встречи считают, что нужно освободить педагогов, имеющих стаж более двадцати пяти лет, от необходимости сдавать квалификационный тест и подтверждать свою категорию каждые пять лет. Как альтернативу этому для подтверждения знаний и квалификации можно предоставить папку с достижениями и успехами за определённый период.
– Я более тридцати лет работаю в системе образования. И у нас в школе таких педагогов много. Мне кажется, столько лет трудиться в одной сфере и после этого идти сдавать экзамены, где нужно подтверждать свои знания, абсолютно не нужно. Этот вопрос тоже нужно рассмотреть, – считает Татьяна Хливнюк.
Учитель играет большую роль в воспитании будущего поколения. В этой связи педагоги Заречной школы-лицея считают, что Закон «О статусе педагога», несмотря ни на что, предоставляет широкий спектр возможностей и поддержки для тех, кто занимается воспитанием и образованием детей, тем самым повышая престиж педагога в обществе.
Рабига САЛЫКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!