История, хранимая в памяти

История, хранимая в памяти

Музейная педагогика всегда играла особую роль в воспитании молодого поколения, так как именно исторические события и предметы старины несли особую ценность в воспитании гражданственности и патриотизма. Ведь это и является одной из основных целей программы «Рухани жаңғыру», при реализации которой повсеместно в школах республики стали открываться школьные музеи, разнообразная тематическая направленность которых способствует всестороннему развитию молодежи как в урочное, так и во внеурочное время.

На сегодняшний день, по данным отдела образования, на территории Костанайского района функционирует десять музеев – в СШ села им. И.Ф. Павлова, Майкольской СШ, Заречной СШ с госязыком обучения, СШ № 2 г. Тобыл, Надеждинской СШ, школе-гимназии г.Тобыл, школе-гимназии им.Н. Наушабаева, СШ им. К. Каримова, Шишкинской и Абайской ОШ. Всего в хранилищах истории находится порядка 3 500 различных экспонатов, многие из которых были собраны благодаря помощи неравнодушных людей, жителей этих сел и земляков.
Так, в марте 2018 года в Заречной средней школе с государственным языком обучения был открыт школьный музей «Рухани қазына» (фото 1,2,3). На тот момент здесь было представлено более 500 экспонатов культуры и быта казахского народа с эпохи бронзы до сегодняшних дней, а также исторические документы и материалы о выдающихся людях Костанайской области, представителях интеллигенции, ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
– Для популяризации школь-
ного музея и активизации ребят в деятельности по поиску и изучению экспонатов, с сентября 2019 года от Дома детского творчества был открыт кружок «Цифрлі мұражай» под руководством педагога дополнительного образования Алтынбека Нуртаева. Ему совместно с воспитанниками в течение первого года работы удалось не только оцифровать большую часть предметов музея, но и систематизировать их, создав специальный сайт. Большую помощь оказал и учитель истории Еркебулан Нурфайлов, который помог ребятам кружка создать хронологические рамки имеющихся материалов и отработать последовательность их представления, – рассказала нам замдиректора по учебно-воспитательной работе Дома детского творчества Жанна Бабулова.
– С помощью цифровых технологий открываются огромные возможности для виртуального посещения музея и проведения дистанционных занятий с представленными в нем материалами. Мы стараемся шагать в ногу со временем. Поэтому у меня появилась идея создать такой кружок, где каждый ребенок имеет возможность пользоваться материалами музея не только с любого компьютера, но и со смартфонов. Помимо этого вместе с экскурсоводом музея Темирланом Айсагалиевым бы-
ла записана виртуальная экскурсия, которая также размещена на сайте музея и способствует более подробному онлайн-знакомству с материалами. Это тем более актуально сейчас, когда в свете последних событий детям приходится переходить на дистанционное обучение. Поэтому у любого желающего есть уникальная возможность, сидя дома, вирутально совершить экскурс по нашему музею, перейдя по ссылке http://museum.zchool.kz/,-поделился Алтынбек Серикович.
К слову, следующим этапом деятельности кружка «Цифрлі мұражай» станет создание виртуальной экскурсии, где получить информацию о необходимом экспонате можно будет по щелчку компьютерной мышки.
В мае 2020 года исполнится ровно год, как при Надеждинской СШ открылась музейная комната (фото 4,5). За это время в хранилище истории побывали люди разных возрастов и
профессий.
Первые экспонаты появились благодаря местным жителям. Совместными усилиями действующих педагогов и учащихся была проведена большая работа по оформлению, сбору и обработке материалов – это экспозиции по истории малой родины и культуре коренного населения, также здесь хранятся подлинные документы и фотографии земляков, внесших неоценимый вклад в процветание своего края, помимо этого можно увидеть различные орудия труда и быта, письма, монеты, значки, грамоты, материалы газет, альбомы и т.д.
В первой зоне хранится пионерская и комсомольская школьная атрибутика, старое зеркало из учительской, которое помнит лица многих педагогов, чернильницы-непроливашки и деревянные ручки с металлическими перьями, этажерка, деревянные настенные часы…
Во второй зоне
– громоздкие сельскохозяйственные орудия. Третья зона представляет особый этноуголок казахского и немецкого народов, которые бок о бок проживали в селе Надеждинка в мире и согласии многие годы! Еще одна зона музея – стена памяти, посвященная односельчанам-фронтовикам, а также Герою социалистического труда Жансултану Демееву. На стене – портреты участников войны с QR-кодом. При помощи мобильного приложения «СКАНЕР QR» можно прочитать информацию о фронтовиках.
Также ученики школы на уроках художественного труда изготавливали экспонаты для оформления уголка «Семь граней Великой степи».
– Многообразна работа музея. Это и просто экскурсии-обзоры, и тематические лекции, и ответы на викторины, и встречи с ветеранами, и помощь учителям в проведении уроков и классных часов, и, конечно, наведение чистоты и порядка в помещении. Неизменной темой лекций является Великая Отечественная война. Мы гордимся своими земляками – Героями! Наградные удостоверения, справки о ранении воскрешают бои, в которых наши солдаты проявляли мужество, храбрость, героизм. Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с прошлым. Потому что здесь хранится то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным. Одним словом, музей – это не только «кладезь» памяти, хранилище старинных вещей, это и вечно живое прошлое, без которого нет будущего. Все экспонаты музея «говорят», «живут», «воспитывают»,- поделилась с нами руководитель музейной комнаты Нажия
Батталова.
Кстати, учащиеся Надеждинской СШ активно используют материалы школьного музея для творческих работ с героической тематикой, для оформления народных праздников и внеклассных
мероприятий.
По словам двух моих собеседниц Жанны Бабуловой и Нажии Батталовой, подобных музеев должно быть как можно больше. Женщины твердо убеждены, что музей является местом истории и воспитания настоящего
патриотизма.
Дильназ ШИЕБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!