Что готовит нам бюджет?

Что готовит нам бюджет?

Депутаты Костанайского районного маслихата приняли проект бюджета Костанайского района на 2019-2021 гг.

Надо сказать, что бюджет будущего года, так же,как и предыдущие, является прежде всего социально-ориентированным. Вместе с тем большое внимание уделяется ремонту улиц районного центра, что связано с ожидаемым изменением статуса поселка Затобольск.
Ни один бюжет не разрабатывается без опоры на прогнозы социально-экономического развития района, области, республики. Кроме того, учитываются и изменения, внесенные в нормативно-правовые акты республики. В данном случае речь идет прежде всего о Законе «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы», который с 1 января 2019 года предусматривает минимальный размер заработной платы в 42 500 тенге, минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты в 16 037 тенге, минимальный размер пенсии – 36 108 тенге, месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 2 525 тенге, величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
В ноябре в республиканской казне были определены объемы субвенций для области, из которых далее выделены субвенции на район. На 2019 год они составляют 1 842 341 тыс. тенге. Эти средства главным образом пойдут в 4 уровень бюджета, внедренный с 2018 года. Как известно, это казна сельских округов с численностью населения свыше 2000 человек. В Костанайском районе на текущее время это 11 сел и округов – село Озерное, Заречный, Владимировский, Глазуновский, Майкольский, Московский, Мичуринский, Жамбылский, Садчиковский и Октябрьский сельские округа, а также п. Затобольск. Объем субвенций, который будет передан из районного бюджета, на 2019 год составит – 219 784 тыс. тенге. Стоит отметить, что это часть общей суммы субвенций, которая разделена на три года запланированного бюджета.
Что и говорить, дело для местных акиматов новое, и распорядиться полученными средствами нужно будет по уму. Несмотря на то, что 4 уровень был внедрен в уходящем году, но полноценными суммами сельским акиматам пока оперировать не приходилось. Однако на то они и субвенции, чтобы либо быть освоенными, либо в противном случае – возвращенными государству. Понятно, что в таком случае компетентность представителей МИО будет под большим вопросом.
Однако вливания вливаниями, но район в финансовом плане должен рассчитывать и на себя. В этом смысле важен прогнозируемый доход в казну – в будущем году он предполагается в сумме 3 658 916 тыс. тенге.
Стоит отметить, что в июле 2019 года наступает срок возврата кредита, предоставленного в 2017 году в сумме 824 млн. 880 тыс. тенге на строительство жилья.
Из областной казны в качестве целевых текущих трансфертов на 2019 год ожидается 1 615 955 тыс. тенге. Эти средства идут в частности, на содержание штатов отделов РАГС, на дошкольное образование, обеспечение деятельности молодежно-трудовых отрядов «Жасыл ел», дополнительную оплату труда бюджетникам за особые условия труда, переход на новую модель оплаты их труда и т.п. Эти цели остаются неизменными в период действия трехлетнего бюджета, и если за это время вносятся изменения в какие-либо нормативно-правовые акты, касающиеся казны, которые потребуют дополнительных средств, то тогда трансферты будут выделяться из республики.
В целом же из республиканского и областного бюджета району выделены целевые трансферты и кредиты в сумме 3 млрд 150 млн 069 тыс. тенге, из которых текущие трансферты – 2 млрд 285 млн 349 тыс. тенге, трансферты на развитие – 32 млн 822 тыс. тенге, и кредиты 831 млн 898 тыс.тенге .
Из республиканского бюджета выделено 1 млрд 243 млн 353 тыс. тенге. Они имеют целью поддержку развития рынка труда в части молодежной практики, помощи переселенцам из других регионов, предоставление грантов на новые бизнес-идеи, а также реализацию Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
Отмечены и более конкретные цели: средний ремонт участка автомобильной дороги районного значения «Подъезд к с. Кировка» протяженностью 9.6 км и средний ремонт участка автомобильной дороги районного значения «Подъезд к с.Октябрьское». На эти цели запланировано соответственно 122 598 тыс.тенге и 59 427 тыс. тенге.
Средства целевых текущих трансфертов также пойдут на доплату педагогам – прошедшим языковые курсы, обучающих детей по обновленным программам, прошедшим квалификационный национальный тест, увеличение должностных окладов педагогам-психологам школ, а также тем, у кого изменится размер заработной платы в связи с изменением размера минимальной заработной платы. Кроме того, предусмотрены бюджетные кредиты местным исполнительным органам для реализации мер социальной поддержки специалистов. На все это запланировано 1 243 353 тыс.тенге.
Что касается трансфертов из областного бюджета, то основная их часть будет направлена на ремонтно-строительные цели – будет проведен капитальный ремонт Надеждинской СШ – 50000, 0 тыс. тенге, средний ремонт улиц Титова, Поповича, Набережная, переулка Поповича, улиц Островского, Лесной, Кирпичной, подъезда к Газовому участку, улиц Тимирязева, Беды, Ленина, Горького, Восточной, Фрунзе, Ауэзова, Олимпийской в поселке Затобольск и Садовой и Школьной в селе Мичуринском. Также средства текущих трансфертов предусмотрены на возмещение расходов по найму (аренде) жилья для переселенцев и оралманов в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, краткосрочное профессиональное обучение рабочих кадров по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам, включая обучение в мобильных центрах, в рамках этой же Программы. Должно порадовать сельчан и ожидаемое приобретение автобусов для подвоза детей.
Трансферты на развитие, выделенные областной казной, пойдут на проектирование трех микрорайонов в Мичуринском и Затобольске и строительство инженерной инфраструктуры к ним. В целом на эти цели предусмотрено 1 906 716,0 тыс. тенге. Кроме того, 7 809,0 тыс. тенге запланированы на развитие системы водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах – водоснабжение сел Владимировка, Глазуновка, Московское, строительство распределительных сетей и сооружений водоснабжения села Садчиковка.
Стоит особо выделить предстоящий средний ремонт улиц в районном центре. То, что в список включено достаточно большое их количество, не случайно: в будущем году ожидается изменение статуса Затобольска на городской. Лишне и говорить, что внешний облик поселка должен будет видоизмениться, и начало этому местные власти стараются положить уже сегодня.
К слову, пока не принят указ об изменении статуса, в бюджете района не предусматривается никаких средств, с этим связанных. Данный вопрос депутаты и власти будут решать, что называется, по факту.
Таким образом, представленный проект бюджета Костанайского района на 2019 год составит по доходам 8 млрд. 325 млн. 558 тыс. тенге, объем расходов бюджета – 8 млрд 222 млн 739 тыс. тенге.
Касательно расходов – 39,6 % к общему объему затрат составят расходы на заработную плату и социальные отчисления, более 259 млн 217 тыс. тенге – коммунальные расходы. Бюджет района социально ориентирован, на социальную сферу района направлено более 41 % бюджетных средств.
В целом для исполнения объем поступлений, соответственно и затрат составит 9 млрд 201 млн 266 тыс. тенге (общие затраты 8 222 739 + бюджетный кредит 109 837 + погашение основного долга 868 690).
Как видим, бюджет, впрочем, как и в предыдущие годы, примерно наполовину является, так скажем, самостоятельным, остальное – подмога из области и республики. Но все средства, которые привлекаются извне, нацелены на то, чтобы решать вопросы государственного характера – изменение уровня зарплат бюджетникам, реализация госпрограмм, социальные нужды и т.д. Кроме того, эти деньги идут на реализацию планов, которые не в компетенции местных властей – ремонт дорог, строительство. Так что, как видим, если государство ставит перед регионами большие задачи, то оно и помогает их решать. Однако держать иждивенцев тоже не намерено. Ведь, по существу, если казна «на подсосе» у вышестоящих бюджетов больше, чем наполовину, то тут возникает вопрос либо компетенции МИО, либо рентабельности региона вообще. Впрочем, наш район в этом плане стабилен и является одним из самых динамично и успешно развивающихся.
Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!