Возникнет ли коллапс на границах Казахстана из-за введения электронной очереди?

Возникнет ли коллапс на границах Казахстана из-за введения электронной очереди?

Система электронной очереди «CarGoRuqsat» внедряется в Казахстане уже не один год. Она применяется на границах с Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном и Россией. Только на границе с РФ электронная очередь действует на 24 пограничных пунктах пропуска. Благодаря тому, что «CarGoRuqsat» интегрирована с 18 информационными системами госорганов, считают инициаторы проекта, перевозчики грузового транспорта заблаговременно бронируют время прохождения через пункты пропуска, а также оформляют соответствующие документы для перемещения товаров. При этом бизнесмены отмечают, что проблемы есть, а внедрение электронной очереди на пропускном пункте «Кайрак» может привести к коллапсу. Пока новшество на казахстанско-российской границе отложено с октября этого года до января 2025 года.

Хотели как лучше

В Комитете государственных доходов МФ РК не скрывают, что проблема есть. Недавно пресс-служба ведомства распространила сообщение для СМИ, в котором первым делом озвучила опасения перевозчиков, поступающие к ним. А по их словам, занять электронную очередь для пересечения границы, особенно с Китаем, практически невозможно. Казахстанские перевозчики уже обращались в Комитет, чтобы получить заблаговременную выдачу электронной брони на даты далее трех дней. Сегодня, по словам специалистов, бронь уже доступна на месяц вперед. По данным авторов обращения, по незнанию или «на всякий случай» большую часть свободных слотов бронируют российские перевозчики. Однако позже от своей очереди отказываются, в результате пункт простаивает, а добросовестные перевозчики вынуждены ждать неделями.

Кроме того, в своем обращении авторы утверждают, что в телеграм-чатах техподдержки сервиса «CarGoRuqsat» высвободившиеся очереди перепродаются за 100 и более долларов США. При этом якобы используются программы-роботы, то есть боты, которые за доли секунды успевают занять освободившуюся очередь.

– Как следствие, искусственно созданный ажиотаж на границе приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствуют честной конкуренции среди перевозчиков. Для системного решения проблемы и закрытия лазейки были предприняты шаги – теперь бронь, которая высвобождается, не появляется в реестре «свободных». То есть автомобиль может не прибыть в пункт пропуска, однако его очередь «сгорает», что делает невозможным «вторичный рынок» бронирований. Ранее она высвобождалась в рандомном порядке. Мы допускали, что это приведет к временному «простою» пунктов пропуска. Даже несмотря на то, что желающих занять очередь будет много. Этот период необходимо пережить. Эффекта от нововведения не стоит ждать прямо сейчас. Сегодня еще «сгорают» очереди, занятые больше месяца назад не совсем добросовестными пользователями. Два десятка таких пользователей были заблокированы сервисом. Необходимо время, чтобы участники рынка поняли, что перепродавать очередь в принципе нет и не будет возможности, даже используя ботов, – пояснили в Комитете госдоходов Минфина РК.

Сегодня также изучается вопрос внедрения штрафных санкций – удержания денег за непроезд. Так, если перевозчик три раза в течение месяца забронировал, но не приехал на пункт пропуска, то в доход республиканского бюджета в качестве добровольной компенсации с его кошелька списывается сумма в размере 100 МРП за простой соответствующего пункта пропуска.

– В дороге случается всякое: водитель может заболеть, тягач сломаться, погода испортиться и так далее. Поэтому необходимо оставить возможность отзыва брони без штрафа. Тем не менее, штрафные санкции дисциплинируют участников рынка. Пока что это лишь предложение, которое мы рассматриваем и обсуждаем с участниками, – поясняют в пресс-службе ведомства.

При этом возврат к «живой очереди» даже на самом проблемном направлении – в КНР – не решение проблемы, считают эксперты. Здесь отмечают, что старые коррупционные схемы с пресловутым «человеческим фактором» неприемлемы и не будут воссоздаваться снова. Кроме того, несмотря на внедрение цифровых решений, физически пункты имеют ограниченную пропускную способность. За счет увеличения времени работы пунктов и оцифровки пропускная способность на казахстанско-китайской границе увеличилась за последние два года многократно.

Отложили, но не отменили

Как отмечают представители департамента государственных доходов Костанайской области, в регионе электронная очередь CarGoRuqsat функционирует на нескольких автомобильных пунктах пропуска – это «Аят», «Желкуар», «Убаган», «Акбалшык», «Кондыбай». В декабре этого года она должна начать действовать и на «Кайраке» в Карабалыкском районе. Однако внедрение было отложено на середину января 2025 года.

– Основная причина – недостаток кадров, – отметил руководитель отдела департамента госдоходов Костанайской области Елдос Сапабеков. Он был приглашен на заседание Отраслевого совета по вопросам транспорта Палаты предпринимателей Костанайской области, где в очередной раз вернулись к обсуждению проблемного вопроса. Бизнесмены-перевозчики вообще считают, что запуск этой системы для нашего региона преждевременный.

– Из обращений предпринимателей к нам следует, что занять электронную очередь для пересечения государственной границы с Российской Федерацией, Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном на тех участках, где она есть – тяжело, так как программа «сырая». В сервисе электронного бронирования «CarGoRuqsat» на самых популярных пунктах пропуска очередь занята на 2-3 недели вперед, – озвучила мнения бизнесменов заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Манара Мадинина.

По ее словам, несмотря на достигнутые успехи, появляются случаи, когда отдельные лица пытаются подорвать работу системы. Они используют различные методы, чтобы обойти установленные правила и сломать выстроенные процессы, видя в этом возможность для нелегального заработка.

– Как следствие, это приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствуют честной конкуренции среди перевозчиков. В связи с этим возникает необходимость совершенствования работы системы, разъяснения ее работы для перевозчиков, – добавила Манара Мадинина.

Руководитель ИП «SV TRANS Logistic» Валерий Сусаренко озвучивает позицию большинства костанайских перевозчиков.

– Дело в том, что в Костанайской области электронные очереди введены на пяти пунктах пропуска. Однако на них очень слабый грузопоток. Если запустить электронную очередь на «Кайраке», случится коллапс. И все потому, что не создана инфраструктура. Нет дополнительных полос движения и стоянок. Сейчас там очереди километровые бывают, а если внедрят новшество, то очереди будут и до Карабалыка доходить, – отметил он.

По мнению перевозчика, сейчас со стороны российского пункта «Бугристое» уже действует подобная система, и там, по их словам, возникают трудности. Они могут появиться и со стороны казахстанской.

– Забронировали время на границе. Но машина идет из Алматы, к примеру, а дороги знаете какие у нас. Может и поломка случиться, и погодные условия подкачают. Это дорога, в ней много что может случиться, – добавил Валерий Сусаренко.

В Палате предпринимателей Костанайской области готовы помочь бизнесменам донести их мысли и предложения до вышестоящих органов, так как решение проблемы важно для беспрепятственного развития предпринимательства. Ведь от этого напрямую зависит экономическое благосостояние страны.

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!