Счастье жить с мамой
Ребенок, выброшенный в мусорное ведро, труп младенца, найденный в ветхих тряпках на пустыре и сотни отказников… Читать такие новости всегда тяжело. Сложно представить, как новорожденный малыш мог вдруг стать ненужным самому родному и близкому человеку – своей маме. А ведь она могла просто оказаться в трудной жизненной ситуации, но помощи было ждать неоткуда.
В этом уверена Сауле Есетова, координатор проекта «Дом мамы» города Костаная. В декабре исполнится пять лет со дня открытия Дома в нашем городе, с тех пор уже 160 мам со своими ребятишками нашли там приют, встали на ноги и построили свое личное счастье. О том, как общественный фонд помогает людям найти свой путь, Сауле Султангалиевна рассказала нам.
– В 19 городах Казахстана существует 25 «Домов мам». В нашем Доме одновременно могут жить 15 женщин. Но если наша помощь потребуется большему количеству, мы не откажем. Сейчас у нас живут семь мам со своими детишками. Они обеспечены всем необходимым. Кто-то упрекает нас в том, что мы плодим в женщинах иждивенчество, но я с этим не согласна. Ведь они не живут у нас бесконечно. Мы поддерживаем мам, когда им нужна помощь, помогаем решить какие-то вопросы и с радостью прощаемся с ними, когда их жизнь налаживается.
Одни приходят к нам на последних сроках беременности, другие – уже с малышом на руках. В основном это женщины до 30 лет, хотя бывают и исключения. К примеру, у нас есть дама 33 лет, которая не имела даже свидетельства о рождении. Мама привезла ее в Казахстан, когда девочке было 12 лет. Каким-то образом девочка окончила школу в Рудном и где-то жила. Когда она поступила к нам – уже была на последних сроках беременности, и идти ей было некуда. Сейчас мы прорабатываем вопрос с документированием – получили свидетельство о рождении и подали документы на получение гражданства Казахстана. Другая наша девочка сейчас учится в колледже и летом должна получить диплом. Отец ее ребенка находится в местах лишения свободы. Ее родители отказались от дочери, поскольку первоначально были против такого союза. Куда ей было идти и что делать, не протяни мы ей руку помощи?
– Как вы считаете, в чем основная причина всех проблем?
– Вся беда в том, что у нас очень распространен так называемый «гражданский брак» либо сожительство. Получается, что мужчина просто живет в свое удовольствие, а после, став отцом ребенка, не несет никакой ответственности. А когда ему надоест – он уходит и бросает женщину в сложившейся ситуации одну. И женщина, которая его любила и доверилась ему, остается ни с чем.
Я считаю нашей основной целью предотвращение отказов от детей – не дать малюткам попасть в детские дома. Когда нам звонят из родильного дома и говорят, что мама отказывается от малыша, мы выезжаем, беседуем с ней, выясняем причины. Действительно ли ей нужна помощь или она планировала отказаться от ребенка? Однажды женщину подобрала у мусорного бака «скорая», когда она уже рожала. И в свои 36 лет мамаша написала отказную на своего ребенка. Как женщина в таком возрасте оказалась на улице? Выяснилось, что она сожительствовала с мужчиной, который решил, что не сможет содержать ребенка. Родителей у женщины нет, а брат тоже сказал – «Иди куда хочешь». Женщина вынуждена была скитаться по улицам. Когда мы увидели ее, подумали, что это бабушка – в таком ужасном состоянии она была. Женщина призналась – думала, некуда идти, тем более с ребенком на руках. Мы предложили ей помощь, и она при нас порвала отказ от своего ребенка. Позже удачно вышла замуж за работящего мужчину, у которого был домик на дачах, где у него было много винограда. Они не раз приезжали к нам в гости и угощали тем самым виноградом.
– А много у вас было таких историй со счастливым концом?
– Из 160 – 50. К примеру, была женщина с дочкой Ясмин, которую мы все называли «Пчелкой». В один прекрасный день дама заявляет нам, что выходит замуж и уезжает жить в Астану. Мы забеспокоились – не бросается ли она в омут с головой с малознакомым мужчиной, тем более, что теперь несет ответственность не только за себя, но и за малышку. Понимаете, мы чувствуем ответственность за наших мамочек и их малышей. А потому сказали – пусть парень приедет, мы посмотрим, что он из себя представляет, да и вы приглядитесь друг к другу. Парень оказался военнослужащим, он сразу сказал, что у него серьезные намерения. Они зарегистрировали свои отношения, и он был готов удочерить девочку. В третий раз он приехал уже за своей семьей. Сейчас они живут в столице, у них там своя двухкомнатная квартира, в семье царят мир и взаимопонимание.
Мы стараемся помочь женщинам обрести уверенность в себе. Кому надо – помогаем с документами, кого-то стараемся устроить на работу. Девочки между собой тесно общаются, поддерживают друг друга, сидят с детьми. К примеру, в скором времени несколько наших подопечных нас покинут, ведь они не могут жить под сводами Дома мамы вечно. Они переедут жить в кризисный центр адаптации для женщин и детей, сейчас делают там ремонт в своих комнатах. И мы очень рады, что их жизнь налаживается. Мы поддерживаем отношения с теми, кто у нас когда-то жил, они приходят к нам в гости, приводят своих подросших детей, рассказывают о своих радостях.
– Получается, что Дом мамы – это не просто временное пристанище, это еще и серьезная поддержка.
– У нас имеется небольшая швейная мастерская, где девочки могут овладеть навыками шитья. Есть ноутбуки, где можно поучиться компьютерной грамотности. Мы только рады, когда наши мамы получают новые знания, которые им пригодятся в жизни.
Кроме того, стоит отметить, что мы работаем в трех направлениях: Дом мамы, Центр поддержки воспитанников детских домов и Центр поддержки усыновления. Мы помогаем выпускникам детских домов, оказавшимся в трудной ситуации. В мае к нам приехала жить девочка. Когда-то она воспитывалась в детском доме. А после ее мама, отбывавшая срок в исправительном учреждении, смогла доказать свои права на подростка и забрала ее к себе. Девочка рассказывала, что практически скиталась на протяжении месяца, поскольку не было никаких условий для жизни с матерью. Девочка очень умная, творческая и креативная. Ей нужно было поступать учиться после окончания 9 класса. Мы ее приютили, в августе помогли получить удостоверение личности. Она поступила в колледж и жила у нас. Буквально неделю назад органы опеки и попечительства девочку забрали, посчитав, что она живет у нас незаконно. К сожалению, мамаша сразу заявила, что не подпишет никаких документов, разрешающих ребенку находиться здесь. Девочка уезжала от нас со слезами на глазах, я не в силах была ей чем-то помочь и видеть эту картину спокойно тоже не смогла, а потому ушла из дома – сердце разрывалось. Ее забрали в центр адаптации несовершеннолетних. Но если она вновь окажется на улице и обратится к нам за помощью, мы ей обязательно поможем.
Поддержка усыновителей
Три года назад общественный фонд «Ана үйі» запустил очередной проект «Центр поддержки усыновления». О том, какие подводные камни существуют в этом вопросе, мы побеседовали с Гульнарой Туркибаевой, региональным представителем общественного фонда «Ана үйі» – Центр поддержки усыновления в городе Костанае.
– Гульнара Сериковна, насколько остро в нашей стране стоит вопрос с усыновлением?
– В нашей стране в 122 интернатных учреждениях воспитываются 5 265 детей. Наш проект стартовал в 2016 году. За это время 615 казахстанских семей взяли 860 детей. 1130 родителей прошли обучение в Школе приемных родителей. В первый год работы Центра в Костанае устроили в семью двоих детей, в 2017 – 17, за 10 месяцев этого года – 15 детей. Сейчас мы работаем с 40 кандидатами в приемные родители. И нас это очень радует, потому как по данным Комитета по охране прав детей Костанайская область входит в пятерку регионов, где в интернатных учреждениях содержится большее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Так ли легко взять ребенка в семью?
– На самом деле пройти путь от кандидата до приемного родителя не сложно, все зависит от самого кандидата. Желающих принять детей в семью очень много, в день Центр оказывает первичную консультацию как минимум трем обратившимся. Некоторые из них после получения полной консультации собирают необходимые документы, проходят регистрацию в качестве кандидата и получают доступ к официальному банку данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, где имеется необходимая информация о них.
Тем, кто обращается в наш Центр, мы даем полный алгоритм действий, который им предстоит пройти. При необходимости оказываем юридическую и психологическую помощь, сопровождаем кандидатов от устройства до полной адаптации ребенка в семье. У нас работает Школа приемных родителей, в которой проводятся тренинги по индивидуальному, психологическому диагностированию на выявление кандидатов к приемному родительству.
Ведь мало решить – «Я хочу взять ребенка». В этом вопросе может возникнуть масса нюансов, и к ним нужно быть готовыми. Был случай, когда супруги после прохождения школы решили, что им на данном этапе и вдвоем хорошо, а кто-то, наоборот, говорит – мы готовы взять не одного, а двух детей.
ц- Да, нужно. Каждый случай индивидуален. К примеру, когда мама находится в местах лишения свободы, а ее освобождают условно-досрочно. Она имеет право забрать ребенка, даже если семья его взяла под опеку или патронат. И приемная семья должна быть к этому готова. Как раз мы эту тему прорабатываем в Школе приемных родителей. Но мама должна доказать уполномоченным органам в сфере защиты прав детей, что она создала необходимые условия для жизни и воспитания ребенка. Однако нужно помнить, что в случае, если ребенку исполнилось 10 лет, он сам вправе выбирать, где и с кем ему лучше жить.
Жанна Айтпаева
Добавить комментарий