Разные краски детства

Разные краски детства

Детство. С ним ассоциируются детские улыбки, счастливый звонкий смех и малыши, одетые в яркие одежды. Но в жизни все оказывается совсем по-другому.

По статистике, у порядка 80% детей, живущих в детских домах, есть родители. Кто-то из них не лишен родительских прав, из-за чего многие не могут попасть в приемные семьи. А потому все более распространенными формами воспитания детей становятся патронатное воспитание, опека и попечительство. На сегодняшний день на учете в секторе по охране прав и защите интересов детей в Костанайском районе состоит 172 ребенка. 135 из них находятся под опекой и попечительством и 37 – на патронатном воспитании. Как правило, семьи берут на себя обязанности по воспитанию уже взрослых детей. А вот случаев удочерений и усыновлений в районе не припомнят. Ведь, последний случай, когда мать отказалась от своего новорожденного малыша, был зафиксирован в нашем роддоме в 2015 году.
В этом году был закрыт Костанайский областной детский дом. Все из-за того, что в разы уменьшилось количество воспитанников. Одни – взрослеют и выходят в большую жизнь, чтобы самостоятельно строить свое будущее, другие – получают возможность воспитываться не в казенных стенах, а в семьях, называть кого-то родителями.
Этому факту немало способствует поддержка государства. Те, кто берет на патронатное воспитание ребенка из детского дома, получает ежемесячно заработную плату в размере от 50 до 80 тысяч тенге в зависимости от стажа и образования. Пособие выплачивается и ребенку. Кроме того, за ним сохраняется право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по потере кормильца и другие социальные выплаты. Также выплачиваются средства на содержание ребенка. Кто-то скажет – патронат – дело довольно выгодное, едва ли не бизнес на детях. Но нужно помнить, что мало взять ребенка, его нужно воспитывать, следить за его обучением, поведением, самообразованием. Что греха таить, бывают случаи, когда родители с собственным ребенком справиться не в силах. А тут – не то что чужая душа, которая в принципе потемки. Вы имеете дело с ребенком, который за свою маленькую жизнь прошел немало испытаний. Ведь какие бы хорошие условия не были созданы в детском доме, насколько бы добрым и любящим не был персонал, ни один воспитатель не сможет подарить каждому своему подопечному материнского тепла. И, пожалуй, никто не залатает рану в детской душе, оставленную родной матерью, которая когда-то бросила свое чадо или позволила ему жить в таких чудовищных условиях, что у нее забрали ребенка.

Частные истории
При положительной динамике снижения числа обитателей детских домов все еще остаются факты, когда дети лишаются родителей. И у каждого из них своя история. С начала 2018 года в Костанайском районе родительских прав лишили восемь родителей в отношении двенадцати детей. Еще 27 родителей, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, пошли на крайние меры – расстались с 44 своими детьми на полгода. Пока ребенок находится на попечении государства, взрослые пытаются что-то изменить в своей жизни, чтобы создать для своего чада приемлемые условия.
Гульнара Егизекова – заведующая сектором по охране прав детства. Она, пожалуй, знает все о неблагополучных семьях Костанайского района. Одни – просто злоупотребляют алкогольными напитками и не занимаются воспитанием своих детей. Другие превращают жизнь своих чад в кромешный ад. Гульнара Сатпаевна говорит – за годы работы ей удалось повидать разных родителей. За кем-то она буквально бегала по помойкам. Других пыталась отыскать в иных городах и областях нашей страны. И все для того, чтобы достичь одной-единственной цели – помочь ребенку. Тому самому, до которого нет дела родителям.
– На протяжении тех лет, что работаю в районе, я искала женщину, которую никогда не видела. Это мама Толика Старостина, мальчика с непростой судьбой, который оказался сиротой при живых родителях. Он менял одно государственное учреждение за другим. Там занимаются воспитанием таких же, как и он, ребятишек, оказавшихся ненужными родителям. Мальчик не отчаивался и, кажется, в душе продолжал ждать какого-то чуда. Что вот-вот мама наконец-то найдется. Ведь он знал – ее должны лишить родительских прав, иначе он так и останется в подвешенном состоянии, – вспоминает Гульнара Егизекова.
Найти нерадивую мать удалось совершенно случайно. Кто-то из неравнодушных прохожих сообщил – неподалеку от села Заречное под деревом лежат мужчина и женщина, а рядом ползает ребенок, на вид года полтора от роду. Позже выяснилось – взрослые были в состоянии алкогольного опьянения, от чего их и склонило в сон. Специалист по охране детства вспоминает – в первое мгновение она поверить не могла, что ее многолетние поиски завершены. И вот она, та самая мама Толика Старостина. Правда, она успела обзавестись гражданским мужем и родить малыша. Кто-то может со мной не согласиться, но я считаю, что у этой истории счастливый конец. Мать лишили родительских прав на обоих детей. И они уже обрели счастье в новых семьях.

На краю жизни
Лишение родительских прав – мера крайняя и весьма непростая. Но именно она порой позволяет подарить ребенку надежду на жизнь.
Недавно в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних Костанайской области было рассмотрено дело о лишении родительских прав Ирины Шперлинг. Ее 15-летняя дочь за свою небольшую жизнь успела сменить много мест жительства: села Мичуринское и Белозерка в Костанайском районе, города Костанай и Лисаковск. А после они вместе с матерью на пару лет словно растворились в Талгарском районе южной столицы. О том, что мать с дочерью вновь живут в селе Мичуринском, стало известно 25 мая 2018 года. Они остановились на постой у своей знакомой, которая и обратилась за помощью в сектор по охране прав и защите интересов детей. Как позже оказалось – этот шаг спас несовершеннолетней жизнь.
Специалисты, увидев мать и дочь, были поражены тому, в каком ужасном состоянии они находятся – немытые, в грязной одежде и источающие неприятный запах. Грязные и нечесаные волосы девочки были больше похожи на пучок войлока, мало того, они кишели вшами. Из-за этого подростка пришлось обрить наголо. В этот же день ребенка поместили в центр адаптации несовершеннолетних, где стало известно об еще одной проблеме – у нее открылся сильный кашель. Причем девочка рассказывала – она кашляет на протяжении последних девяти месяцев. Позже в областной детской больнице ей диагностировали поражение легких паразитами. Некоторые из них были живы, другие уже нет, и могли в любое время лопнуть, что означало бы неминуемую гибель ребенка.
Органы опеки и попечительства тем временем выяснили, в каких условиях воспитывался ребенок до приезда в город Костанай. Как оказалось, проживая в Талгарской области, они не раз оказывались в центре внимания отдела образования. Но органы опеки и попечительства не предпринимали никаких мер. В результате чего девочка продолжала проживать с матерью в неблагоприятных условиях. К примеру, 3 мая 2018 года при обследовании жилищно-бытовых условий сотрудники школы выяснили, что семья проживает в железном контейнере в антисанитарных условиях. Специалисты от образования предложили им найти жилье поближе к школе. Однако Ирина Шперлинг отказалась и заявила, что уедет жить в Костанайскую область. Администрация школы приобрела билеты для матери и ребенка в город Костанай, таким образом избавившись от неблагополучной семьи.
Стоит отметить, что на судебное заседание Ирина не явилась, и где она сейчас находится, неизвестно. А ее дочь тем временем остается на лечении в областной больнице. Зато в суде дала показания старшая дочь ее матери. Она рассказала, что прежде у них была благополучная семья, однако после смерти отца у матери произошло что-то с психикой, она лишилась своего дома в селе Мичуринское и осталась без крова. Они давно не поддерживали отношения. Правда, когда мать и сестренка приехали в Костанай, дочь все же встретилась с ними и даже попыталась устроить их жить в общежитие, но у нее не получилось. Ирина исчезла из поля зрения службы опеки. Как говорится, отправилась в свободное плавание, даже не узнав о судьбе своей дочери. Возможно, она посчитала, что сделала для своего ребенка все, что смогла…
PS: Многие из тех, кто берут на себя обязанность по патронатному воспитанию ребенка, говорят – вернуть маленького человечка к обычной жизни нелегко. Часто этот путь лежит через большое количество медицинских учреждений. Там с детьми работают специалисты, которые помогают, насколько возможно, вернуть ему физическое и психологическое здоровье. Думают ли патронатные родители о том, какую материальную выгоду будут иметь – не исключено. Но разве плохо, если ребенок будет сыт, одет и обут, у него появится возможность стать таким же, как и миллионы его сверстников. Обычным ребенком, у которого есть самое ценное – свои собственные родители. А у патронатных воспитателей будут средства на то, чтобы подарить ребенку возможность жить другой жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!