Не выходя из дома

Не выходя из дома

Еще несколько лет назад мы не предполагали, что можно будет покупать товары без денег и без походов в магазины и на рынки. В этом году услуги по онлайн-торговле подхлестнула эпидемия коронавируса. И если изначально многие торговые точки и потребители перешли на этот вид услуг вынужденно, то сегодня покупатели уже видят очевидное удобство и выгоду в данном тренде.

Конечно, в Казахстане в целом и Костанае в частности пока онлайн-торговля наиболее развита на уровне дистанционной оплаты услуг. Покупка конкретных товаров посредством интернета еще не столь популярна, как в развитых странах мира. Но тем не менее наше общество сделало большой шаг в этом направлении.
Несколько дней назад министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на заседании правительства сообщил, что за время карантина наблюдалось увеличение онлайн-торговли и проведения платежных операций. Согласно данным Национального банка, по состоянию на 1 мая объем безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил приблизительно 7,5 триллиона тенге.
Не зря министерство торговли и интеграции Казахстана предлагает внести поправки в Налоговый кодекс в поддержку бизнесменов, занимающихся электронной торговлей.
– В целях дальнейшего развития электронной торговли просим поддержать изменение в Налоговом кодексе нормы по освобождению от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей в случае, если доходы от осуществления электронной торговли составляют не менее 40% от совокупного годового дохода, – сказал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на заседании правительства.
Кроме того, для стимулирования использования безналичных платежей было предложено снизить комиссии межбанковских переводов и эквайринга.
– Нами оказана прямая поддержка начинающим и опытным предпринимателям по продвижению на интернет-платформах. Сегодня прорабатываем страновые партнерства по выводу наших казахстанских компаний на международные онлайн торговые площадки как Alibaba, Amazon, Yandex, Ozon, Shopify. Например, отобрано 50 компаний для предоставления доступа на платформу Alibaba в качестве «Золотого поставщика». Данный премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса, – добавил глава Минторговли.
Также принимаются меры, направленные на поддержку казахстанских цифровых торговых площадок. По словам министра, всего на казахстанском рынке пока функционируют 13 платформ, имеющих порядка 20 категорий товаров и услуг.
В конце июля текущего года на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин доложил о развитии электронной торговли в Казахстане. По его словам, в период пандемии интернет и электронные государственные услуги стали услугами первой необходимости. Развитие электронной торговли является актуальным вопросом в текущее сложное время. В этом году наблюдаются высокие темпы роста. Так, за 6 месяцев текущего года количество покупок в интернет-магазинах достигло 19,5 млн товаров. Количество покупок в казахстанских интернет-магазинах выросло в два раза – с 7 млн до 14 млн. В электронной торговле имеется 4 основных направления: электроника, еда и продукты, одежда, фармацевтика. Все работают на отечественных платформах. Как отметил Багдат Мусин, анализ рынка показывает, что в период пандемии изменилась структура потребления граждан в онлайне. Люди сменили свои приоритеты. Наблюдается снижение покупок одежды и косметики. Но при этом население стало больше покупать продукты питания, лекарства и детские товары в онлайне. Производство множества товарных позиций, которые актуальны во время пандемии, в Казахстане имеются. Соответственно, предлагается активно поработать над выводом казахстанских производителей в онлайн. В период пандемии активно развивающимися рынками стали FoodTech и PharmTech.
– Например, покупки продуктов питания на казахстанком супермаркете Arbuz.kz выросли до 7 раз в период апреля-июня по сравнению с 2019 годом. Для дальнейшего появления онлайн-сервисов продуктов питания в регионах мы с Arbuz.kz, Chocofood и другими игроками рынка будем обучать местных предпринимателей онлайн-продажам, – сказал Мусин.
В сегменте фармацевтики сегодня имеются проблемы с продажей антибиотиков в онлайне, так как это требует наличие онлайн-рецептуры.
– Для этого мы совместно с Министерством здравоохранения свяжем интернет-магазины с телемедициной и предоставлением онлайн-рецептов, – сообщил вице-министр.
Стоит отметить, что всем казахстанским игрокам приходится конкурировать с международными стартапами, которые обеспечены длинным венчурным финансированием из-за рубежа. Для этого важно развивать отечественный рынок венчурного капитала, что позволит повысить конкурентоспособность казахстанских компаний и вывести их на международные рынки. В этом направлении прорабатывается законопроект, регулирующий венчурный капитал. Также есть договоренность с АО «НУХ «Байтерек» о привлечении средств QazTech Ventures в казахстанские стартапы.
Основным инструментом для электронной торговли является развитие логистической инфраструктуры. АО «Казпочта» проводит работу и открывает три фулфилмент-центра для бизнеса. В связи с потребностями рынка к 2025 году планируется открыть в стране 20 фулфилмент-центров. Вместе с тем, рынок начинает самостоятельно развивать собственную инфраструктуру. Они нуждаются в строительстве складов и в решениях «последней мили». Также в электронной торговле одним из ключевых элементов является развитие «последней мили». Клиенты хотят получать свои товары быстрым и удобным способом. Инфраструктура «Казпочты» позволяет решать данный вопрос с помощью почтоматов и супермаркетов посылок. На сегодня около 4 тыс. фронт – офисов оказывают услуги. Игроки рынка работают над сокращением сроков доставки. Сегодня это составляет от 1 до 3 дней.
Стоит отметить, что рынок открыт для всех. Более 570 компаний работают на рынке курьерских услуг. Казахстан активно работает над развитием транзитного потенциала. В этом направлении Казпочта реализует проект Бондового склада на территории МЦПС «Хоргос». Обеспечивает транзит товаров как в Россию, так и в европейские страны. Казпочта обеспечивает транзит товаров из Германии и Великобритании в Россию и страны Центральной Азии. Развитием проникновения электронной торговли будет являться переход оффлайн бизнеса в онлайн.
– Наша задача – помочь оффлайн предпринимателям начать продавать в онлайне. Для этого мы должны обучить на первый взгляд простым и примитивным вещам, как правильно показывать клиенту свой контент в онлайне – это фотографирование товара, упаковка бренда и так далее, что очень важно в электронной торговле, – сказал Багдат Мусин
Также отмечена важность доступности цифровых сервисов, которые решат головную боль предпринимателей.
– Мы соберем их в Astana Hub. Мы готовы совместно с Минтруда и НПП «Атамекен» создать специальную программу по обучению предпринимателей онлайн-продажам по всему Казахстану. К данной работе необходимо привлекать успешных казахстанских интернет – предпринимателей, – отметил первый вице-министр.
Важным этапом является вывод сельхозпроизводителей в онлайн. Предлагается создание цифровой платформы агропродукции, которая свяжет напрямую крупных ритейлеров и сельхозпроизводителей. Это позволит сельхозпроизводителям открыть прямой доступ к продажам. Также они смогут получить удобные банковские и логистические сервисы, организовать процесс хранения товаров в ОРЦ. Это исключит всех посредников, соответственно снижается цена для конечного потребителя. Цифровая платформа также позволит сельхозпроизводителям выйти на международные рынки.
В завершение Багдат Мусин рассказал про тренды, которые происходят в мире.
– Во время пандемии рынок электронной торговли превратился в драйвер товарооборота. К примеру, Амазон создал свыше 100 тыс. новых рабочих мест. В 3 раза увеличился оборот российских продавцов на Aliexpress Россия. Казахстанский интернет-магазин Flip.kz во время пандемии увеличил количество рабочих мест на 20%, в связи с ростом электронной торговли. Это говорит о том, что онлайн-торговля способна не только сохранить рабочие места, но и дает возможность увеличивать их, – сказал Мусин, отметив, что МЦРИАП продолжит прорабатывать перевод отраслей в онлайн, в особенности регионов, совместно с другими министерствами. Это позволит обеспечивать товарооборот в экономике страны, проводить покупки и получать все услуги, не выходя из дома и сохраняя социальную дистанцию среди населения.
Первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов отметил, что электронная торговля является одним из приоритетных направлений экономики Казахстана, которая способствует переходу к безналичным платежам, снижению объемов теневой торговли и общему росту предпринимательства.
– За І полугодие 2020 года общий объем рынка электронной торговли достиг 435 млрд тг, что на 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, – подчеркнул он.
Таким образом, на заседании правителства было решено: для стимулирования развития рынка электронной коммерции необходимо проводить активную работу. Первое – важно обеспечить доступ к доступному долгосрочному финансированию. Второе – с вовлечением Казпочты и курьерских компаний необходимо выстроить логистическую цепочку от больших складов до розничного получателя. Третье – МТИ, МТСЗН, МЦРИАП совместно с НПП «Атамекен» необходимо предусмотреть обучающие курсы для широких кругов предпринимателей к торговле в онлайн-режиме.
К слову, в Казахстане разработана Дорожная карта по развитию электронной коммерции в РК до 2025 года.
Айгуль ЖУМАБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!