Душа рвалась в родной поселок…

Душа рвалась в родной поселок…

Не так давно ушел из жизни Михаил Дмитриевич Соболев. Человек выдающийся, он оставил после себя хорошую память, изобретения, книги, уважение людей. Увы, работал он на благо другой страны. Но оставался глубоким патриотом как своей малой родины – Затобольска, так и большой – Казахстана.

Рассказать о нем нас попросили его сестры – Нина и Татьяна. Обе живут здесь, а вот Михаилу пришлось покинуть родной дом. Впрочем, тогда, после окончания школы с серебряной медалью, он и не думал, что узы, связывающие его с горячо любимой родной землей, будут так кардинально разорваны. Ведь Челябинск, куда он поступил в вуз – вот он, рядом. И получив распределение во ВНИИП в отдел 156 сектора, не стал отказываться по этой же причине. Возможно, вздыхают сестры, если бы Михаил знал, что через 20 с лишним лет Казахстан и Россию разделит межгосударственная граница, он бы не остался в Челябинске.
Впрочем жил и работал он не в этом городе, а другом – закрытом. И деятельность его была засекречена, Нина Дмитриевна и Татьяна Дмитриевна вспоминают – к ним даже домой приходили и проверяли, знают ли они, где он живет и чем занимается. Сейчас завеса тайны приоткрыта – Снежинск является федеральной ядерной зоной, где работают сами понимаете по каким программам.
Надо сказать, что работу свою Михаил Дмитриевич любил. Но так же любил он свою родину, Казахстан, и людей, здесь живущих. Сестры говорят – он буквально разрывался между двумя этими любовями, каждый отпуск обязательно, несмотря ни что, приезжая в родные края. В любви Казахстану он признается в своих художественных книгах. Их, оформленных, пока две и много рукописей. В них Михаил Дмитриевич воспевает степь, найдя слова, объясняющие его трепетное отношение к ней, у поэта Некрасова: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор…»
Все здесь для него было лучшим – земля, по которой он ходил босиком, природа, с которой он сделал тысячи фотоснимков. Михаил Дмитриевич посещал сакральные места, описывал и разъяснял казахские обычаи, восхищаясь их мудростью. Как говорит Нина Дмитриевна, когда он приезжал, они в доме по телевизору смотрели передачи только на казахском языке! Брат, хоть и жил в России, старался учить его, в последние годы, уже будучи больным, изучал казахскую латиницу! И корил сестер – надо учить язык, это необходимо для ваших детей и внуков!
Вообще его любознательность простиралась далеко за рамки профессиональной деятельности и изучения родного края. Михаил Дмитриевич собирал травы, записывал диалекты, мог дать объяснения по любой присказке или устоявшемуся выражению. Учил детей, племянников, внуков сестер тому, что работу нужно делать за один раз и хорошо. Пояснял пользу знаний. Внук Нины Дмитриевны Владимир рассказывал, как однажды дядя преподал ему своеобразный урок о необходимости знаний: показал на винограде паутину и говорит – «Видишь, какой умный здесь паук поселился. Он знает, что на сладкий виноград летит много мух, потому соорудил здесь свою паутину и всегда сыт. А вот на грядке, среди помидоров, живет паук-дурак. Мало того, что при поливе его паутину всегда рвут, так и мухи сюда не летят. Так и сидит здесь голодный неуч».
Одна из его выпущенных книг называется «Путешествие за тысячу километров». Оно действительно было, когда он на велосипеде из Челябинска доехал до Тургая. Все, что увидел в пути, изложил в этой книге. Написана она легким, художественным слогом, и удивительно порой, как автор замечает красоту в непритязательных пейзажах степи…
– Миша метался от своей физики к естествознанию, – говорят сестры. – Он был натуралистом, до самозабвения любил природу. Возможно, это ему передалось от нашего отца, Дмитрия Степановича, который когда-то первым в Затобольске завел огород…
Михаил Дмитриевич очень ценил своих друзей. Сестры показывают фотографию, на которой запечатлены уже взрослые мужчины – Евгений Савин, работавший хирургом, педагог Анатолий Поляков, художник Александр Шестаков, спортсмен, тренер Анатолий Янов и Михаил Соболев. Они дружили с детства, и их дружбу не разрушили ни границы, ни обстоятельства. И ушли из жизни один за другим в том порядке, в каком сидят на фото…
– У них было свое место – Грачиный околок. Каждый год 1 мая они собирались и шли туда. Когда околок сгорел, мальчишки плакали… Потом нашли место, куда переселились грачи, и начали собираться там. Даже будучи взрослыми – шли на природу, без всяких возлияний, шашлыков и прочих атрибутов современного пикника. Просто встречались, общались, делились сокровенным.
Надо сказать, что ввиду секретности деятельности вывезти даже тело Михаила Дмитриевича в Казахстан было нельзя. Его кремировали в Екатеринбурге, и тут Нина Дмитриевна и Татьяна Дмитриевна пошли на небольшой обман: вместо того, чтобы оставить урну с прахом в колумбарии, в аллее, специально отведенной для академиков, они привезли ее на родину и захоронили рядом с могилами родителей.
– Он всегда так тосковал по родине. И теперь хоть не будет разрываться между любимой работой и родным краем, – пояснили сестры…
Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!