Дорогу молодым!

Дорогу молодым!

В нынешнем Послании главы государства прозвучал весьма важный момент: будущий год объявлен Годом молодежи. Почему возникла такая идея, какие вопросы за этим стоят? И сможет ли общество понять, как их решить?

Как ни печально, но сегодня мы наблюдаем тенденцию сокращения числа молодых – перспективных и могущих приносить реальную пользу стране. Прежде всего потому, что многие из них, закончив школы, выбирают местом учебы вузы дальнего и ближнего зарубежья. И часть попросту после окончания учебы не возвращается. Что нужно сделать для того, чтобы юноша или девушка, получив хорошую специальность, востребованную у нас, все же вернулись в Казахстан? Отметим, что государство в этом отношении совершенно не равнодушно.

Все для молодежи
Каковы главные проблемы начинающего специалиста, каковым являются молодые люди? Небольшая пока еще зарплата, отсутствие собственного жилья. Поэтому несколько лет назад была инициирована программа «Молодая семья», благодаря которой юноши и девушки могли обзавестись жильем на льготных условиях. Сегодня этой программы нет, но существует несколько других, наиболее привлекательная из которых – «7-20-25».
Что касается востребованности на профессиональном поприще, то тут молодым людям нужно понимать, что экономисты и юристы в том количестве, в каком выпущены и выпускаются из колледжей и вузов в последние годы, просто не могут быть трудоустроены все поголовно. Здесь детям и родителям необходимо внимательно изучать рынок профессий, чтобы видеть, какие специалисты сегодня требуются на рынке труда. К сожалению, в большинстве семей, особенно сельских, выбор профессии происходит по принципу: «Лишь бы не в селе хвосты коровам крутить». Стремление взрослых оградить своих детей от трудностей сельского быта вполне понятно. Но согласитесь, плодить безработных спецов, которые потом все равно будут ради заработка заниматься низкоквалифицированным трудом, тоже недальновидно.
Но опять же – не все же выпускники сельских школ поступают в ссузы и вузы. Часть из таких молодых людей, что осталась «за бортом» специального профессионального образования, предсказуемо пополняет ряды неквалифицированных рабочих, причем, как правило, в городе. Происходит это прежде всего потому, что в селе даже такой работы для молодых нет. Мы обзвонили сельские округа района с вопросом – сколько у них числится молодых людей на сегодняшний день? Сразу стоит сказать, что данную статистику в округах ведут, но в возрастном разбросе от 14 до 29 лет. Понятное дело, что сюда автоматически зачисляются учащиеся старших классов школы. Плюс студенты колледжей и вузов. И если отбросить эту возрастную категорию, получается, что молодых людей, оставшихся в селе, очень мало. К примеру, в Половниковке нам назвали точное число работающей молодежи – 12 человек. В целом же здесь числится 119 человек, подпадающей под категорию молодежи. В Александровском сельском округе – довольно немаленьком и вполне развитом, насчитывается около 200 юношей и девушек, и если отбросить школьников, то из оставшихся половина работают в городе, и имеется незначительная часть, которая не учится и не работает нигде. В Белозерском сельском округе – самом отдаленном и имеющим проблемы с транспортным сообщением, зарегистрировано 27 человек из категории молодежи, работающих в селе нет. В селе имени И.Ф. Павлова из 112 подпадающих под упоминаемую категорию, не считая школьников, лишь около 10 человек трудятся в селе.
При этом, делая репортажи и общаясь с сельхозтоваропроизводителями, постоянно слышу жалобы на дефицит молодых кадров. Сегодня средний возраст человека, работающего в сельскохозяйственном производстве – около 50 лет. Уйдут старые специалисты на пенсию, кто их заменит?

Учиться б рад…
Но при этом вузы выпускают достаточное количество специалистов аграрного сектора. Только в Костанае обучиться по этим специальностям можно практически в каждом колледже и в КГУ. Еще два вуза любезно подготовят вам спецов по сельхозбухгалтерии и экономике. А в целом в Казахстане на начало текущего учебного года было зарегистрировано 68 институтов, академий и университетов, в которых учат по огромному количеству специальностей. Найти те, где можно обучиться профессиям сельскохозяйственной направленности, легко даже по названиям – университет Нархоз, аграрный университет, агротехнический университет и т.п. Кроме того, в любом региональном вузе типа нашего КГУ можно найти сельхозспециальности.
Так в чем же дело? Почему наши сельские выпускники не идут учиться в родные вузы, чтобы потом приносить пользу родному селу? Об одной из причин мы упоминали – родители ориентируют детей на «городские» или, по их мнению, более прибыльные профессии. Отдаленность вузов, инфраструктура для размещения иногородних студентов тоже влияют на выбор того или иного вуза, но в незначительной степени. Одна из главных причин – малое количество грантов на эти профессии, и то, как правило, эти гранты учреждают руководители сельхозпредприятий для обучения доморощенных спецов. А ведь сельчане – народ небогатый, и платить баснословные суммы за обучение ребенка многим из них не под силу. Вот, к примеру, стоимость обучения в университете «Нархоз» – 800 000 тенге в год; Казахском национальном аграрном университете – 646 300 тенге; Казахском агротехническом университете им. С.Сейфуллина – 375 000 тенге в год; в нашем КГУ – 340 тысяч тенге в год.
Что касается грантов вообще, то согласно статистике почти 30% всех обучающихся в вузах Казахстана студентов получают образование за счет государственного образовательного гранта. В 2018-2019 учебном году планируется выделить дополнительно еще 20 тыс. грантов к 53 тыс., выделяемых ежегодно. Такое поручение озвучил президент Нурсултан Назарбаев в рамках «Пяти президентских инициатив» на совместном заседании палат Парламента.
При этом в 2017 году первую тройку вузов страны по количеству абитуриентов, поступивших по госзаказу, представили крупнейшие многопрофильные вузы Казахстана. Это Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева и Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова.
В целом, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в 2017-2018 учебном году в Казахстане обучалось 496,21 тыс. студентов. По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся в вузах страны увеличилось на 19,14 тыс. человек или 4%, однако за десять лет показатель сократился на 30,8% или 220,84 тыс. человек. Количество казахстанских студентов за рубежом, напротив, увеличилось с 32,14 тыс. человек в 2007 году до 89,66 тыс. в 2017 году, свидетельствуют данные UNESCO.
То есть мы наглядно видим отток нашей молодежи на учебу за рубеж. И ее не пугает необходимость знания английского языка, это, к слову, показатель подготовки наших выпускников. И причина тому – не только надежда на более высокое качество полученного образования, но и возможность учиться бесплатно, при этом будучи обеспеченным определенным социальным пакетом.
Кстати, 12-13 ноября в Атырау состоится крупнейшая выставка зарубежных вузов International Education Fair. Организаторы планируют привезти в Атырау около 20 тысяч бесплатных образовательных грантов для обучения казахстанцев за рубежом. В нефтяную столицу съедутся представители 200 университетов из 40 стран мира – вузов – партнеров АО «Центр международных программ». Планируется, что гости посетят в Казахстане лишь 4 города: Астана, Алматы, Шымкент и Атырау.
Отмечается, что в настоящее время около 100 000 казахстанских студентов обучаются в зарубежных университетах. «Ежегодно количество выпускников казахстанских школ увеличивается. В текущем году численность выпускников школ и колледжей выросла на 20 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом и составила 297 000 человек. К 2025 году ожидается, что их количество достигнет отметки около 400 000 человек» – отметил руководитель АО «Центр международных программ» Жанболат Мелдешов.

Заграница им поможет
Что именно обещают зарубежные вузы нашим молодым ребятам? Японский Университет Аояма Гакуин, расположенный в Токио, предоставляет, к примеру, стипендии для обучения по программам магистратуры. Стипендиальная программа покрывает полную оплату обучения и взнос при поступлении; авиабилеты в обе стороны эконом-класса (Казахстан-Япония); ежемесячную стипендию около 147 тысяч иен (458 тысяч тенге).
Стипендии для обучения в Голландии по программам магистратуры также предоставляет Делфтский технический университет, являющийся крупным и старейшим техническим университетом Нидерландов. Он предлагает по три стипендии на факультет (магистратура). Стипендия покрывает плату за обучение; ежемесячное пособие на оплату проживания в течение 2-х лет обучения на магистратуре – 950 евро в месяц; авиаперелёт в одну сторону.
Ещё одним вузом, предоставляющим стипендии на обучение, является Университет Цзянсу — государственное высшее учебное заведение в Китае. Вуз предоставляет частичные гранты для иностранных студентов для получения степени магистра. Обучение проходит на английском языке. Стипендия докторантуры PhD покрывает полное обучение и проживание; магистратура – 20 000 юаней на обучение каждый год; бакалавриат – стипендия за обучение на первом курсе 10 000 юаней; студенты из целевых стран – 10 000 юаней в год за обучение.
Гранты на обучение в Малайзии предоставляет Albukhary International University. Университет предлагает бесплатное обучение, проживание и питание для международных студентов. Обучение в данном университете ведется на английском языке. В период своего обучения в университете студенты могут пользоваться студенческой библиотекой. Вуз предоставляет студентам развитую инфраструктуру для возможности занятия спортом.
Гранты для обучения в Сингапуре по программам докторантуры предоставляют местные учебные заведения. Стипендия покрывает оплату за обучение; стипендия в размере 1466 долларов в месяц до прохождения квалификационного экзамена и дополнительно 366 долларов при прохождении квалификационного экзамена.
Стипендии на обучение в Южной Корее предоставляет университет UNIST, основанный в 2007 году в корейской промышленной столице Ульсан. Университет предоставляет стипендии для иностранных студентов, которые покрывают бесплатное обучение; ежемесячная стипендия 300 долларов для бакалавров, 750 долларов для магистров, 1000 долларов — для докторантов; медицинское страхование.

Они нужны нам
Стоит ли удивляться тому, что казахстанская молодежь стремится получать образование за рубежом? Подсчитав, сколько зарубежные правительства и вузы готовы тратить на обучение наших выпускников, понимаешь – такие условия на местном уровне обеспечить может мало кто. Да что там говорить, когда отсутствуют общежития при учебных заведениях! Пока на проблему не обратил внимание сам глава государства, о ней даже не говорили.
Строительство общежитий, реализация жилищных программ, программ поддержки молодых специалистов, приезжающих на работу в село, госпрограмм занятости и развития малого и среднего бизнеса – все это должно осуществляться не на словах, а на деле. Мы видим подвижки в этом направлении, но этого еще недостаточно.
Поэтому решение объявить 2019 год Годом молодежи представляется весьма важным и значительным. Общество надеется, что именно это даст толчок к тому, чтобы обратить внимание на существующие проблемы в этой среде, а сами молодые люди поймут, что они нужны здесь, что на них возлагаются большие надежды, и что в их руках – процветание и перспективность нашего государства.

Айжан Адырбаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!