Живущий в памяти народа
В затобольской школе-гимназии им.Н.Наушабаева в торжественной обстановке открыли бюст поэта, чье имя носит школа.
Событие посетила вся казахская интеллигенция области, историки, литераторы, педагоги. Многие из них были в числе тех, кто по крупицам собирал не только творчество Нуржана Наушабаева, но и информацию о нем. Ведь в советское время в официальной литературе и истории места большому поэту, философу, импровизатору не было.
Поэтому имя Нуржана Наушабаева стало известно широкой общественности уже в независимом Казахстане. Хотя еще в 1978 году увидела свет книга «Поэты Казахстана», в которой упоминалось и имя Наушабаева. Известный писатель и исследователь поэзии жырау и акынов Мухтар Магауин в предисловии к этой книге писал: «Это была особая группа казахских литераторов, сформировавшаяся в конце ХIX – начале ХХ века. Ее участников объединял повышенный интерес к книжной восточной поэзии, а также к традициям казахской литературы и фольклора».
Более развернутое исследование творчества Нуржана Наушабаева предпринял известный костанайский поэт, публицист Акылбек Шаяхмет. В статье, посвященной появлению русскоязычного перевода стихов поэта, сделанного Абдрахманом Досовым, он отмечает: «Призыв к знаниям, к просвещению, обличение невежества, сохранение народных традиций, преклонение перед родной землей, воспевание героизма и отваги – вот основные темы творчества поэта-философа Нуржана Наушабаева».
Также не в последнюю очередь благодаря памяти народа имя Нуржана Наушабаева не было предано забвению.
Главным образом в народной памяти Нуржан сохранился как талантливый поэт-импровизатор. Воснов ном он запомнился благодаря участию в айтысах – песенных состязаниях, где наиболее ярко и полно раскрывается талант поэта. Нуржана Наушабаева называют певцом-импровизатором Сары-Аркинской песенной школы, одним из представителей казахской дореволюционной письменной поэзии начала XX века. Но сегодня Нуржан Наушабаев признан и как активный общественный деятель. По признанию его современников и современных исследователей его творчества, он был талантливой, всесторонне образованной, эрудированной и многогранной личностью.
Народ по сей день помнит его айтысы с Сырга-кыз, с Бибисарой, с Шагатай-акыном и с Сапаргали. В Костанайской области до сих пор популярен айтыс Нуржана и Бибисары, Нуржана и Сапаргали, при этом последний представляет собой сложную форму айтыса: жұмбақ айтыс. В этом словесном состязании должны проявляться не только остроумие и красноречие, но и широкие знания и интеллект. На это обратил внимание ещё классик-писатель С.Муканов: «Каждый художественный жанр имеет свои вершины, свои шедевры. Из айтысов-загадок самым замечательным в этом отношении является айтыс Сапаргали и Нуржана».
К слову, айтыс Нуржана и Бибисары интересен тем, что выдержан в эпистолярном стиле. Известно о том, что некоторые акыны XIX века состязались не в устной форме, а письменно: «Акыны, владевшие поэтическим даром и получившие образование, вступали в айтыс не изустно, а в письмах. Машпур Жусуп, Нургожа, Шади, Нуржан и другие состязались в письменной форме».
Все песенные послания передавались через третье лицо как в письменном виде, так и в устном. На тот момент третьим лицом был близкий друг и соратник акына.
Содержание айтыса – это философские размышления Нуржана и Бибисары о взаимном уважении девушек и джигитов; о высоком предназначении любви; об удачном выборе спутника жизни; о тактичности, искренности и морально-этических сторонах во взаимоотношениях между молодыми людьми. Кроме того, опираясь на текст писем-песен, в некоторых строках можно уловить их взаимную симпатию друг к другу. И не случайно Бибисара впоследствии станет верной
супругой поэта.
Надо сказать, что Нуржан Наушабаев в числе других мастеров айтыса считал своим наставником прославленного народного поэта Сегиз-сере и посвятил ему поэму «Ер Сегиз».
Однако есть и другая сторона творчества Нуржана Наушабаева – как историка. Исследователь традиции казахских шежире Жамбыл Артыкбаев, историк-этнограф, пишет:
– Вторая половина XIX – начало XX веков стали временем становления письменной традиции казахских шежире. Переход вербальных казахских шежире в их письменно-библиографическую форму происходит благодаря глубоко творческой деятельности таких ученых, как Машхур Жусуп Копеев, Шакарим Кудайбердиев, Нуржан Наушабаев… Стремление этих людей к их письменной фиксации как бы объясняет важное научное значение казахских шежире, которые долгое время существовали в изустной передаче.
Автор исследования дает небольшой анализ творчества историка – Нуржана Наушабаева, говоря о только одном известном историческом сочинении этого автора:
– Название его широко известно в народной среде, что нельзя говорить о его содержании, которое долгое время припрятывалось подальше от глаз любителей истории. «Манзумат
казакия» – так называется стихотворное шежире этого известного поэта и философа конца XIX – начала XX. «Манзумат» в переводе с арабского означает структуру, строение, т.е. можно предполагать, что автор ставил перед собой задачу изложить структуру
казахской истории.
Что касается поэтического творчества, то Нуржана Наушабаева числят в группе поэтов, творивших в чисто национальной традиции, используя опыт демократической литературы Востока. Они также критиковали невежество, несправедливость власть имущих, колониальную политику царизма, однако им не виделись пути выхода из этого тупика, решение они находили в возврате к прошлым “лучшим” временам. Поэзия Нуржана Наушабаева состоит в основном из терме, где превалируют назидания и наставления. При этом большая часть его творческого наследия еще не опубликована.
Исследователи твочества костанайского поэта говорят о его связи с национально – освободительным движени-
ем «Алаш». Нуржан Наушабаев принадлежал к интеллигенции, которая стремилась к обретению независимости и свободы, что к 1917 году вылилось в автономию Алаш. Важной составляющей роли казахской интеллигенции было пробуждение самосознания народа, что осуществлялось через литературу. Поэтому, вспоминая Нуржана и говоря о его роли в истории казахской государственности, современные исследователи не случайно ставят его в один ряд с деятелями партии «Алаш» – Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым, Шакаримом Кудайбердиевым и другими общественно-политическими деятелями, чья цель жизни заключалась в том, чтобы родная страна стала свободной, процветающей и значимой на мировой карте.
Об этом говорили все, кто посетил значимое событие. Бюст работы скульптора Адиля Саматова установлен в вестибюле школы-гимназии, носящей имя поэта, философа, историка, общественного деятеля. Надо сказать, что с 2004 года, как новой школе с государственным языком обучения присвоили имя Нуржана Наушабаева, активисты не теряли надежды на увековечение его памяти в монументальном виде. Результатом этой работы стало и открытие в прошлом году музея поэта – в той же школе. А инициатором создания и установки бюста стала общественность области.
– Мы заручились поддержкой акима Костанайского района Кайрата Ахметова, – рассказал на открытии Марат Саматов, один из активистов, продвигавших идею. – После этого между представителями бизнеса и администрацией школы им. Н.Наушабаева был заключен меморандум о финансировании проекта.
Все присутствовавшие на торжественном мероприятии выражали уверенность, что данное событие должным образом отразится на воспитании юного поколения школьников – учащихся гимназии. Ведь именно на таких именах, на примерах беззаветной любви к родине, на талантливых произведениях может расти и укореняться истинный патриотизм.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий