Закон «О статусе педагога»: и писан, и читан, да не принят

Закон «О статусе педагога»: и писан, и читан, да не принят

К началу нового учебного года все ждут принятия закона «О статусе педагога». Вообще его должны были принять раньше, но сначала затянулось обсуждение, потом поменялись министры образования и науки, и дата принятия была обозначена – в июне текущего года.

Так что же ждет педагогов с принятием этого закона? Скажем прямо – пока не ясно. Сам законопроект опубликован, однако комментарии по его поводу, судя по публикациям в интернете, закончились еще весной. Что, в принципе, объяснимо: в это время его должны были представить парламентариям. Однако еще не представили. И когда это будет сделано, тоже непонятно.
Поэтому просто сделаем обозрение того, что планируют представить разработчики закона на суд мажилисменов и сенаторов.
То, что должно быть в законе, предельно ясно сформулировал Елбасы в рамках своего Послания: «Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций».
Казалось бы, яснее не бывает. Чего в целом ожидали педагоги нашей страны? Это – уравнивание в правах учителей и прочих категорий работников, занятых в образовании, снижение ставки с 18 до 16 часов, пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов, выплачиваемое за реально отработанное время. А главное — возможность выхода на пенсию по выслуге лет после 25 лет непрерывной работы в школе.
Все эти предложения были учтены разработчиками. Представленный на общественных слушаниях в Астане 10 января законопроект вызвал овации учителей. Правда, выслугу в нём определили в 30 лет, но они и на это были согласны.
Обещан был педагогам творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа и зарплаты продолжительностью не менее шести месяцев один раз в пять лет. Ежегодное пособие на оздоровление и трудовой отпуск в течение 56 календарных дней. Для учителей, которые не в состоянии взять ипотеку по программе 7-20-25, было предусмотрено приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, а также на получение служебного жилья или общежития. Отдельный социальный пакет был разработан для сельских учителей.
В ходе обсуждения были отвергнуты предложенные ранее статьи о требованиях к внешнему виду педагогов, контроль и надзор за педагогической деятельностью, обязательное требование владеть государственным языком на уровне бакалавриата, запрет на исследования и эксперименты без согласования с уполномоченным органом. Расширились академические права и свободы, ограничивалось вмешательство в профессиональную деятельность.
Казахстанское учительство почувствовало, что его положение и впрямь может чудесным образом измениться. Но увы…
4 февраля 2019 года появилась очередная редакция законопроекта, в которой он должен поступить на стол к парламентариям. И в ней не обнаружилось ни одного положения, которое улучшило бы материальное положение педработников.
Исчезло упоминание о ранней пенсии по выслуге лет. Последнее мотивировали заботой о педагогах. Оказывается, за 30 лет непрерывной работы они просто не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. При этом, правда, осталось тайной, сумеют ли они жить на те средства, что появятся у них к 63 годам. Ведь законопроект не содержит положений, способных повлиять на уровень зарплаты учителя. Например, статьи о снижении ставки до 16 часов и о сохранении заработной платы и начислении командировочных в период прохождения профессиональных курсов. Пропал из проекта и творческий отпуск для обучающихся или занимающихся наукой педагогов. Больше можно не мечтать о льготном кредитовании для приобретения жилья. Закон решили сделать максимально беззатратным для государства.
Впрочем, он всё же содержит некоторые статьи, о которых давно мечтали педагоги. По данному проекту, возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств не допускается. Запрещено привлекать учителя к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, а также требовать от него формы отчётности или проводить проверки его профессиональной деятельности, не предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Законодательно закрепить теперь намереваются положение, о котором просили учителя, измученные некомпетентными требованиями капризных мамаш.
«Вмешательство в профессиональную деятельность педагога со стороны должностных лиц, родителей и иных законных представителей воспитанника и обучающегося не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан» – (цитата из законопроекта).
Сохранился социальный пакет для сельских учителей, включающий 25-процентную надбавку, соцподдержку по оплате коммунальных услуг, приобретение дров и угля, получение участков под индивидуальное жилищное строительство и некоторые другие.
В комментариях к законопроекту часто встречается мнение, что новый закон – практически то же, что и старый. При том, что последний не соблюдался, то и от нового педагогам не стоит ждать особых изменений.
Однако сейчас вообще трудно говорить что-либо по поводу даты принятия законопроекта. Когда вместо Сагадиева на пост министра образования была назначена Куляш Шамшидинова, она, отвечая на соответствующий вопрос, попросила время, чтобы вникнуть во все нюансы работы на новом месте. Чуть более трех месяцев, что она проработала на этом посту, явно оказалось мало. Теперь МОН возглавил Асхат Аймагамбетов, который уже высказался по поводу ЕНТ и того, как министерство будет бороться с коррупцией. Однако про закон «О статусе педагога» новоиспеченный министр пока не проронил ни слова.
Айжан АДЫРБАЕВА

Свое мнение по поводу законопроекта по нашей просьбе высказала учитель русского языка и литературы ЗСШ №1 Надежда Зубова:
В последнее время в казахстанской прессе появляются публикации о конфликтах между школьниками и учителями, учителями и родителями. Что это – единичные случаи, или они отражают нездоровые явления в нашей жизни, от которых общество в будущем получит большие проблемы? Профессия педагога перестала быть престижной, и общество озабочено будущим этой профессии. Так ли это? Конечно, каждый учитель задумывается о причине участившихся конфликтных ситуаций. Каждому педагогу необходимо понимать, важен ли для формирования современного человека учитель? Изменилось ли представление о роли учителя в жизни современного человека с принятием обновленного содержания образования?
Я думаю, именно поэтому в нашем коллективе Затобольской средней школы № 1 так горячо обсуждался вопрос о принятии закона «О статусе педагога». Равнодушных к этому вопросу, причем по всей вероятности, не только в нашей школе, нет. Особенно важной, на мой взгляд, является статья данного закона «Уважение чести и достоинства педагога». Однако с горечью приходится осознавать, что такие прописные истины, как Уважение к учителю, возникла необходимость подводить под статью закона.
Закон РК «О статусе педагога», прежде всего, подразумевает повышение качества подготовки кадров, их профессиональной компетенции, что необходимо сейчас при обновлённом содержании образования.
Важный момент – это введение понятия «педагог». Это человек, который профессионально занимается учебно-воспитательным процессом. Именно это понятие, на мой взгляд, и определяет функциональные обязанности учителя, отделяя то, чем он должен заниматься, от того, что не входит в зону его ответственности.
С выходом в свет данного закона, я уверена, родители, во-первых, прекратят вмешиваться в нашу педагогическую деятельность. Каждый должен заниматься своим делом и выполнять свою работу качественно и добросовестно: учитель – учить учиться и воспитывать. Во-вторых, педагог будет чувствовать себя увереннее, зная, что находится под защитой государства. С принятием Закона «О статусе педагога» учителя не освобождаются от ответственности в своей профессиональной деятельности. Здесь никто не говорит, что учитель получит статус неприкосновенности. Если сотрудников полиции оскорбляют при исполнении ими служебных обязанностей, то это карается законом. Значит, если учитель выполняет свои профессиональные обязанности, и при этом со стороны ученика или родителя поступают некорректные высказывания в его адрес – это тоже должно преследоваться, по крайней мере, административным законом. Учитель, как и человек в погонах, находится при исполнении: на нем лежит огромнейшая ответственность за жизнь ребенка, он отвечает за качество обучения, за безопасность учащихся и их воспитание.
Сегодня в связи с реформами в образовании имеют место напряжённые отношения между родителями, школой и государством. Система образования – это большое количество людей, которые работают всегда на виду, и, поверьте, работают хорошо. Просто у родителей есть такая особенность: если всё хорошо, то это благодаря им, а если что-то пошло не так, то виновные найдутся среди числа педагогических работников. В большинстве своём учителя – профессионалы своего дела: психологи и дипломаты. Хочу обратиться к родителям с просьбой решать все вопросы мирным диалогом, ведь у нас общие цели и интересы.
Сейчас я наблюдаю большое количество хороших, воспитанных, мотивированных, интеллигентных учеников, значит, мы двигаемся в правильном направлении.
Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. Все эти пункты и аспекты прописаны в законе «О статусе педагога».

 

Комментариев (1)

  • Нелля Reply

    В общем…ничего хорошего. Паши…учитель….паши. А за вредность надо бы заплатить: дети читают…кашляют…сопливят….
    Ни о чем об этом не думали те, кто принимал этот закон. Да и зачем? Они же сытые…обеспеченные. Тонна угля стоит 22 тыс тенге. А комуслуги, которое выделяет государство- 10 тыс.

    21.09.2019 at 9:27 пп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!