Воспитывать по-новому

Воспитывать по-новому

Еще в прошлом году Министерство образования разработало новую модель дошкольного образования, внедрение которой должно было начаться уже в 2021-2022 учебном году. Для этого были выбраны несколько дошкольных учреждений по стране. При этом концепция преподносится как некое ноу-хау, хотя многие дошкольные педагоги со стажем утверждают, что такая модель была доминирующей в советском дошкольном воспитании.

Хотя стоит сказать, что поговорка «Новое – это хорошо забытое старое» в данном случае справедлива лишь по отношению к изменению подходов обучения и воспитания – через игру. А вот второй момент новшества – ваучерное финансирование, для наших детских садов понятие неизведанное и потому вызывающее много вопросов.

Президент поручил – МОН сделал

Как преподнес новшество министр образования и науки Асхат Айтмагамбетов, «Новая модель подразумевает изменение подходов воспитания и обучения детей через игру». По его словам, для этого будет изменен государственный стандарт от типовых учебных планов к альтернативным образовательным программам. Министр отмечает, что такая модель предусматривает тесную работу с родителями для вовлечения их в воспитание детей.
В процесс подготовки воспитателей также планируется внести изменения, главные из которых – ориентированность на практику, а не на теорию, а также создание исследовательской культуры среди педагогов дошкольных организаций.
Согласно новой модели, родители будут оценивать качество работы детсадов. Для этого министерство образования и науки разработает специальные критерии и инструменты оценки.
«Работа детсадов должна оцениваться с учетом уровня удовлетворенности родителей. В этой связи поручаю министерству образования и науки до 1 апреля текущего года утвердить и ввести показатели качества работы детсадов, принятые в мировой практике», — заявлял премьер-министр Аскар Мамин в прошлом году, когда МОН докладывало об исполнении поручения президента Касым-Жомарта Токаева. Напомним, в сентябрьском послании 2020 года глава государства поручил улучшить качество дошкольного образования и к 2025 году обеспечить 100-процентный охват детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением, в том числе и с помощью внедрения механизма ваучерного финансирования. Судя по всему, министерство во исполнение поручения не смогло придумать ничего лучше, чем просто взять и вернуть советскую систему дошкольного обучения через игровые формы, и при этом преподнести все как ноу-хау.

Ваучер от государства

По планам правительства, к 2025 году охват детей дошкольным образованием в возрасте от 2 до 6 лет должен составить 95% (на конец 2021 года он был равен 71,2%); в возрасте от 3 до 6 лет должен составить 100% (на этот же период показатель равен 98,7%). Для достижения данных показателей планируется развивать сеть частных детских садов, внедрять альтернативные формы обучения (домашние воспитатели), развивать детские развивающие центры и комплексы «школа – сад», а также внедрять механизмы ваучерного финансирования.
При этом апробация механизма ваучерного финансирования дошкольного образования началась в сентябре 2021 года в Нур-Султане, а с 2022 года она должна постепенно распространяться по всей стране. Финансирование будет реализовываться по следующей схеме: родители выбирают дошкольную организацию из перечня аккредитованных организаций, открывают специальный счет в банке второго уровня, после чего акимат будет перечислять на этот счет средства. Полученные деньги банк будет перечислять в выбранные родителями дошкольные организации. При этом счет может использоваться только на оплату образовательных услуг.
Новшество предполагает, что теперь деньги будут следовать за ребёнком, а не за образовательной организацией. Ваучерную систему оплаты, по данным МОН, должны были ввести в частных детских садах столицы. Но найти информацию – ввели ее или нет, а также каковы результаты, нам не удалось. На правительственном телеканале «Хабар» буквально на днях был показан пространный сюжет о новой модели дошкольного образования, но о ваучерном финансировании там не было сказано ни слова.
Смысл данной финансовой схемы заключается, по задумке чиновников от образования, в том, что если раньше средства госзаказа уходили напрямую от акимата в детский сад, то с ваучером эти средства будут уходить от акимата к родителю. И родитель, как услугополучатель, будет сам оплачивать услуги садика.
– Теперь деньги на образование будут предоставляться родителям, а не дошкольным учреждениям. Безусловно, родитель правильнее распорядится данными средствами, проявит к ним бережное отношение, трепетно подойдет к расходованию средств, так как у него будет выбор. Согласна, сейчас существует множество вопросов к ваучерному финансированию. Но насколько эффективна эта система, покажет только апробация. И только по итогам проверки будут вноситься соответствующие изменения в законодательство. Процесс реализации может длиться от 5 до 10 лет, – поясняла в интервью одному из республиканских изданий вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.
При этом она утверждает, что новая система позволит избежать коррупционных рисков. Если при финансировании госзаказа государством любой детсад мог приписать себе любое количество «мертвых душ» и получить на них деньги из-за невозможности контроля со стороны государства (к слову, автор этой статьи столкнулся с такой ситуацией на личном примере), то в данном случае подобное невозможно, поскольку вопрос контроля полностью переходит к родителям.
Сами же родители данными средствами в иных целях воспользоваться не смогут, поскольку деньги на этом счету будут иметь строго целевое назначение. При этом перечисленные деньги будут напрямую проходить на счета детских садов и списываться с банковских карточек родителей автоматически. Ну и оплата будет производиться только тем дошкольным организациям, которые учтены акиматом.
Однако вопросы остались, и немало. Но поскольку вице-министр обозначила время реализации проекта – довольно длительное, то будем надеяться, что в профильном ведомстве ко времени повсеместного его распространения найдут на них ответы.

Обучение через игру

Вернемся к новой-старой модели обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях.
«Обеспечить не просто охват детей дошкольными учреждениями, а сделать образовательный процесс игровым, направленным на развитие личных коммуникативных качеств ребёнка. Такую непростую, но очень своевременную цель ставят перед детскими садами в Министерстве образования», – рассказал зрителям телеканал «Хабар».
Как оказалось, чиновники обнаружили, что педагогический процесс в детских садах очень похож на школьный. Дети сидят за партами, уроки проходят как школьные.
– Это очень печально. Почему? Потому что у детей в этом возрасте есть потребность в игре, они в этом возрасте развиваются играя. Поэтому мы должны удовлетворить потребности детей в игре, – рассуждает Манара Адамова, директор института раннего развития детей МОН РК.
По ее же словам, министерство образования в последние годы стремилось решить вопрос по охвату как можно большего количества детей дошкольным образованием. При этом, как водится, качество его осталось вне зоны внимания чиновников. И улучшение, судя по всему, придет тогда, когда детей начнут, как и раньше, обучать через игру.
Суть новой модели объяснил министр образования Асхат Аймагамбетов. По его словам, если раньше для детей проводились 20-минутные занятия по тому же расписанию, что и в школе, то теперь обучение и воспитание педагог будет начинать с момента поступления ребёнка в детский сад. Большое внимание специалисты уделят развитию самостоятельности и ответственности у детей.
Для этого, по мнению руководства ведомства, необходимо также провести переподготовку кадров.
– Необходима трансформация педагога, потому что педагогам нужно реализовывать эту программу. Мы усилия направляем на трансформацию мышления педагогов. Чтобы они меняли подход, необходимо научить педагога слышать детей, инициировать такую работу, чтобы ребёнок мог говорить свои мысли, делать анализ, развивать критическое мышление, – это говорит директор одного из столичных детсадов. И поневоле напрашивается вопрос: а чем до этого занимались педагоги в детских садах, если они только сейчас должны научиться «слышать детей»? Мне одной кажется, что воспитатель, не умеющий находить общего языка с детьми, по меньшей мере непрофессионален?
Впрочем, со мной в данном вопросе согласилась руководитель дошкольного учреждения с большим стажем, которая заметила – педагог, не слышащий детей, просто не может работать с ними. Другое дело, что при внедрении новой модели педагогам действительно придется пройти обучение новым программам, которые неизбежно будут.
Вообще из опрошенных мной троих работников детских садов, из которые двое работали еще в советские время, а одна трудится в дошкольном учреждении и сейчас, никто не сказал, что игровая форма обучения – это ноу-хау. Всегда, во все времена, по их словам, детей обучали всем навыкам и знаниям через игру. И этот метод по сей день применяется в подавляющем большинстве детских садов, а иначе никак – особенности раннего детства таковы, что по-другому ребенка обучить просто невозможно.
Но одним из плюсов новой модели современый педагог назвала альтернативность программы дошкольного образования, когда можно будет отойти от государственного стандарта, не позволяющего применять разные образовательные и воспитательные методики и выбирать то, что более интересно, что соответствует материальному оснащению дошкольного учреждения и особенностям развития детей.

Круто и не всегда понятно

Стоит отметить, что министерство, во главе которого стоит молодой, современный руководитель, бывший «болашаковец», все свои новшества облачило в красивые фантики из красивых и не всегда понятных определений и слов. К примеру, детские сады, где будет реализовываться пилотный проект, названы «Центрами развития компетенции», а также «Точками роста».
А воспитатель детского сада отныне «выступит в качестве фасилитатора» – такое определение привела председатель Комитета дошкольного и среднего образования Майра Мелдебекова.
Также одним из проектов, разработанных для обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию, МОН называет «Наращивание институционального потенциала в сфере раннего детства».

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!