Удержаться на плаву

Удержаться на плаву

Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РК, уменьшилось на 3% за год. Заметнее всего сокращение затронуло сферу транспорта и складирования, а также торговли. При этом некоторые сферы бизнеса, напротив, показали прирост. В числе наиболее успешных – государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, профессиональная научная и техническая деятельность. Об этом говорится в исследовании, проведенном аналитиками finprom.kz, сообщает zakon.kz.

К июлю 2020 года в РК было зарегистрировано 1,2 млн индивидуальных предпринимателей – на 2,8% меньше, чем в прошлом году.
При этом за последние 3 месяца наблюдался рост их количества: в апреле – на 0,03%, в мае – на 0,3%, в июне – на 0,5%. До этого 6 месяцев подряд количество зарегистрированных ИП сокращалось.
Более половины ИП зарегистрированы в торговле и ремонте автомобилей и мотоциклов (400,6 тысяч), а также в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (252,4 тысяч).
Самое заметное годовое сокращение количества ИП было отмечено в сферах транспорта и складирования (-11,9%), торговли (-9,4%) и операций с недвижимым имуществом (-8,4%).
Среди регионов РК самое большое количество зарегистрированных ИП зафиксировано в Алматы: 159,4 тыс. – на 1,5% меньше, чем в прошлом году. Следом идут Туркестанская (136 тысяч) и Алматинская (124,5 тысяч) области.
Количество зарегистрированных ИП по стране увеличилось за год лишь в 5 из 17 регионов РК. Наибольший рост отмечен в Шымкенте (+3%) и Нур-Султане (+2,9%). Самое заметное сокращение количества зарегистрированных ИП наблюдалось в ВКО (-12%), а также в Костанайской (-9,9%) и Акмолинской (-9,7%) областях.

Оценка – «средне»
Между тем на сайте inbusiness.kz в июле провели опрос по теме – эффективны ли меры господдержки бизнеса в Казахстане в период пандемии коронавируса? Более 60 руководителей из МСБ и крупного бизнеса, банковского сектора, институтов развития и бизнес-ассоциаций Казахстана приняли участие в опросе KPMG, основной целью которого было понять, насколько достаточны были меры господдержки в связи с COVID-19, насколько они были эффективны и есть ли у бизнеса конструктивные предложения по улучшению сложившейся ситуации.
Режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана: около 300 тысяч субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность. Один миллион субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли. Свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания. Около 14-15 тысяч субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой. 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42 500 тенге.
Бизнес оказался в сложной ситуации, в которой невозможно планировать свою операционную деятельность. В такой ситуации ориентация на поддержку может быть только от государства. Респонденты оценивают качество мер господдержки как «ниже среднего», на 4,7 балла из 10:
– более 50% компаний указали, что период получения господдержки занял от трех недель и более.
– 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как «ниже
среднего».
– Более 50% компаний оценивают доступность информации на «среднем» уровне;
– Только 11% компаний считают, что мера поддержки «Налоговые каникулы» является эффективной для стабилизации финансового положения.
– Банки считают, что условия в программах поддержки бизнеса являются актуальными и
выполнимыми.
– Участники исследования утверждают, что на текущий момент пандемия не повлияла на показатель NPL 90+.
– Средняя оценка эффективности, достаточности и своевременности госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 5,6 из 10.
– Средняя оценка эффективности оповещения госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 7,8 из 10.
– Меры господдержки бизнеса преимущественно связаны с общей стратегией развития страны.
Ключевые выводы исследования: прогноз МВФ по снижению реального ВВП в 2020 г. был пересмотрен в сторону снижения, с (-2,5%) до (-2,7%).
Снижение нефтяных доходов и консолидация в налогово-бюджетной сфере привели к ухудшению фискальной позиции.
Расходы госбюджета в 2020 г. почти в два раза будут превышать доходы бюджета (без учета трансфертов из Нацфонда).
Получить господдержку на фоне эпидемии коронавируса в Казахстане сможет только меньше половины пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса. Для остальных помощь оказалась недоступной.
Среди мер, анонсированных государством, практически отсутствуют меры по поддержке крупного бизнеса, несмотря на то, что именно крупный бизнес формирует 80% всех налоговых поступлений и трудоустраивает более 60% трудоспособного населения страны.
Отсутствие единого информационного портала господдержки и одного оператора по каждой госпрограмме большинство респондентов считают одним из ключевых операционных барьеров для участия в программах господдержки.
Около 90% респондентов считают, что необходимо расширение отраслевых критериев и «реинжиниринг» госпрограмм поддержки бизнеса.
Повышение эффективности уже существующих и вновь объявленных мер господдержки позволит улучшить положение бизнеса в рамках уже выделенных средств (тем не менее, дополнительные меры поддержки также потребуются) .
Государству и бизнесу необходима единая платформа для конструктивного и транспарентного диалога: лишь прямое обсуждение экспертов, своевременная и достаточная поддержка бизнеса помогут стране выйти из кризиса и заложить основы долгосрочного устойчивого роста.
По данным Международного Валютного Фонда, рецессия в 2020 г. будет зафиксирована в 157 странах из 194. Согласно прогнозам, экономику Казахстана ждет спад на 3% в 2020 г., обусловленный негативными последствиями COVID-19.

Чтобы бизнес сохранить
Глобальный кризис, вызванный эпидемией коронавируса, сделал еще более востребованным такой подход к менеджменту, как ответственное лидерство. В незнакомой, непривычной и одновременно быстро меняющейся среде оказались все – и руководители, и рядовые сотрудники, и клиенты компаний. Пандемия изменила не только бизнес, но и повседневную жизнь. Уже стало очевидным, что она будет иметь для всех сфер жизни человека далеко идущие последствия.
Изменившаяся реальность предъявляет новые требования к лидерам. Теперь, помимо грамотного менеджмента, на их плечи ложатся еще большие обязанности: забота о сотрудниках и даже сострадание и помощь тем из них, кто оказался в наиболее тяжелой ситуации.
Бизнес с трудом адаптируется к новой реальности. Неопределенность становится критичной: сотрудники компаний продолжают работать, одновременно пытаясь преодолеть те трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
В Accenture провели исследование трудовых ресурсов, которое охватило более 15 600 человек, работающих в 15 отраслях в 10 странах мира. Оно показало, что ожидают сотрудники от руководителей для того, чтобы удовлетворять сегодня потребности в трех основных областях: физической, ментальной и реляционной. Эти потребности существуют всегда, но особенно актуальными они становятся во время глобальных кризисов, один из которых мы переживаем сегодня. Удовлетворить эти потребности – значит помочь людям адаптироваться в новых условиях и почувствовать уверенность. Сделать это – задача лидеров.
Сотрудники всегда стремятся доверять руководителям. И это доверие может только крепнуть, если руководство будет демонстрировать подчиненным готовность заботиться о каждом из них, о компании в целом и даже об общественном благе.
Но помимо заботы лидеры должны показать своим командам план действий. В нем нельзя предусмотреть решение для всех возможных проблем, но персонал должен знать, как именно принимаются решения. В трудные времена команда лидеров, которая продолжает активно работать и реагировать на новые вызовы, может помочь каждому из членов команды.

10 задач, которые команда лидеров компании должна решать прямо сейчас:
1. Соберите ресурсы. Сформируйте корпоративный центр компетенций, который будет управлять планированием и первоочередными действиями компании. Постоянно поддерживайте обратную связь со всеми подразделениями компании и с каждым сотрудником.
2. Сфокусируйте людей на глав-
ном. Освободите их от ненужной сейчас работы и излишних функций. Сегодня для них самое важное – решение своих собственных проблем и получение средств для
существования.
3. Формулу ответственного лидерства можно передать по цепочке. Выращивайте лидеров внутри команды, вовлекая в процесс заинтересованные стороны и уделяя особое внимание их эмоциям и интуиции.
4. Будьте гибкими и отложите иерархию. Если ваши команды работают по функциональному принципу и предусматривают жесткое вертикальное подчинение, самое время изменить ситуацию. Сделайте их кросс-функциональными.
5. Усильте ролевую модель топ-менеджмента. Сотрудники компаний хорошо запомнят то, как в тяжелейшей ситуации проявили себя руководители. Они должны не только проявлять мудрость. Мотивируйте их заботиться о членах своих команд.
6. Поддержите корпоративную ку
льтуру – цели и ценности вашей компании должны звучать в каждом обращении к персоналу и в каждой инициативе. Общность целей и ценностей формирует в сотрудниках ощущение принадлежности к компании, это особенно необходимо сегодня.
7. Делитесь опытом, рисуйте картины из прошлого. Кризис – время поиска смыслов. Лучше всего ваши сотрудники реагируют на примеры, показывающие позитивные результаты, которых удалось достичь несмотря на сильный стресс и неблагоприятные условия.
8. Взаимодействуйте. Управление компанией должно приобрести особенную четкость, принципы руководства должны соблюдаться неукоснительно, а лидеры команд постоянно общаться друг с другом.
9. Используйте все возможности удаленной работы. Одно из исследований Accenture, проведенное еще до начала кризиса, показало, что как минимум треть работников может быть переведена на удаленку. Технологии позволяют полностью сохранить эффективность при работе из дома. Тем более сейчас отличное время для того, чтобы расширить взаимодействие сотрудников и технологий.
10. Мыслите стратегически. Нель-
зя позволить кризису остановить развитие вашего бизнеса. Ежедневно уделяйте перспективному планированию два часа своего времени. Не опасайтесь игнорировать срочные задачи: пара часов, потраченных на разработку путей развития, не навредят сегодня и помогут вам завтра.
В сложное время важно помнить – кризисы приходят и уходят, а люди остаются. Будьте искренни и открыты с ними, только вместе можно преодолеть любые препятствия. Чем более ответственно и энергично вы поведете за собой компанию, тем легче и быстрее будет ваш подъем после кризиса. Нельзя забывать, что кризисы – это проверка на прочность, которая всегда дает возможность для последующего роста.
Айжан АДЫРБАЕВА
по материалам интернет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!