«Вооружен» – значит защищен!
Как должен действовать потребитель товаров и услуг, если он считает, что его права нарушены? Каков алгоритм его действий? И куда обращаться с претензиями?
ОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида+» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК начал реализацию проекта «Проведение мероприятия по повышению правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей» в Костанайской области. На прошлой неделе семинар на данную тему прошел и в п. Затобольск.
Выступая перед присутствующими, председатель Общества защиты прав потребителей «Фемида+» Куралай Ахмединова отметила, что сегодня большинство людей, ежедневно совершая покупки, а также пользуясь разными услугами, совершенно не задумываются о том, что в момент приобретения тех или иных товаров становятся одной из сторон сделок розничной купли-продажи.
– Заключая договоры с организациями на выполнение работ и оказание услуг, всегда нужно помнить и о потребительских правах на случай непредвиденных споров с услугодателем. Потребитель имеет значительный арсенал возможностей для того, чтобы реализовать законные права и интересы. Взаимоотношения с продавцом в таких случаях регулируются Законом «О защите прав потребителей», – говорит Куралай Кенесовна.
Она также отметила пункты, на которые потребители имеют законные права: это свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг; доступ к информации в сфере защиты прав потребителей; получение информации о товаре, работе, услуге, а также о продавце, изготовителе, исполнителе; приобретение безопасного товара, работы, услуги; свободный выбор товара, работы, услуги; надлежащее качество товара, работы, услуги; обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; возмещение в полном объеме убытков, причиненных их жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков товара, работы, услуги; получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги); предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша; создание общественных объединений потребителей; возмещение морального вреда; защиту прав и законных интересов; осуществление иных прав, предусмотренных Законом.
Выступающая также отметила, что в случае, если потребителю был продан товар ненадлежащего качества и если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническим регламентам, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар. Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Участников семинара интересовал вопрос, касающийся права потребителей на защиту прав и законных интересов. На что было дано разъяснение, что потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.
– Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.
Также на встрече рассказали о новшествах в сфере защиты прав потребителей. Так, с 1 июля вступила в силу новая нормативно-правовая база, которая предполагает, что ни один юрист, если он не является членом организации юридических консультантов, не сможет в суде представлять чьи-либо интересы. Чтобы стать консультантом, необходимо два года юридического стажа.
– Нам в Лиге потребителей не надо подтверждать, что мы юристы, потому что постоянно этим занимаемся. Студенты, которым будет преподаваться предмет «Защита прав потребителей», могли бы нарабатывать практику, представляя интересы неопределенного круга потребителей в судах. По закону такие процессы освобождены от уплаты госпошлины. И если они будут проходить этот судебный процесс от начала до конца не один раз, то будут уже четко знать, как все устроено. На основании Закона нам возмещают все издержки, связанные с защитой прав потребителей. Фото и видеосъемка на основании 18 и 24 статей разрешена в публичных местах и является доказательством по делу в суде, – поделилась Куралай Кенесовна.
Добавить комментарий