В текущем году система казначейства Казахстана отмечает свое 30-летие.

В текущем году система казначейства Казахстана отмечает свое 30-летие.

Согласно истории, 27 января 1994 года Указом Президента Республики Казахстан было образовано Главное управление Казначейства. Однако, учитывая, что советская система «приказала долго жить» вместе с СССР, нужно уточнить, что до этого времени функции казначейства выполняли другие организации. И это можно проследить на примере нашего районного ведомства.

Так, в мае 1992 года в Затобольске был открыт филиал расчетно-кассового центра Национального банка РК, который в октябре 1996 года был реорганизован в Государственный бюджетный банк, обслуживающий бюджетные организации.

В январе 1998 года был организован Костанайский районный отдел казначейства, первым руководителем которого была Татьяна Викторовна Петрова. Через несколько месяцев его возглавил Базар Макенович Исмагамбетов, который проработал в должности до 2002 года. Затем на посту руководителя на два года его сменила Кульпан Махметовна Агбаева, а с ноября 2004 и по сей день руководителем Костанайского районного управления казначейства является Айгуль Ибраева.

Таким образом, Айгуль Ергалиевна в этом году также отметит юбилей – 20 лет руководства районным казначейством. Но стоит отметить, что пришла она сюда еще раньше – в 1992 году, пройдя все этапы реорганизации ведомства. Интересуюсь у руководителя – столько лет на одном месте, не надоедает?

– Нет, нисколько. Наверное потому, что это – мое. У меня с детства была склонность к математике, к цифрам, точным наукам, поэтому с выбором профессии вопроса не было. – конечно, что-то, связанное с экономикой, финансами. Отучилась по специальности «Финансы и кредит». Поэтому моя профессия мне по душе. Было дело – предлагали должность в других регионах с повышением, но я патриот родного края и осталась здесь, – улыбается Айгуль Ергалиевна.

Сегодня, говорит она, работа в казначействе отлажена благодаря современным технологиям. Все-таки цифры – вещь сложная, точность в них важна критически, ведь от нее зависит бюджетная сфера района. Но были сложности в самом начале становления казахстанской системы.

– Это были самые сложные, но в то же время и самые интересные времена, когда происходили реорганизация и обновление системы казначейства республики. Пока отладили работу, набили немало шишек, но ведь так и должно быть, чтобы на ошибках учились. Зато сегодня стало работать проще, но, если что, мы всегда готовы к переменам, – говорит Айгуль Ибраева.

Если обратиться к истории, то в начале создания казначейской системы в регионах, где имелись расчетно-кассовые центры Национального банка, были сформированы территориальные управления казначейства. Они отслеживали поступления бюджетных средств и зачисляли их на счета государственных учреждений. В 1995 году Указом Президента РК расчетно-кассовые центры Национального банка были переданы в ведение казначейства, на базе которых был создан Бюджетный банк. Этот банк был образован на переходный период с тем, чтобы его подразделения и областные управления казначейства работали в тесном сотрудничестве, осваивая новую технологию обработки платежей бюджетных организаций.

Главным управлением казначейства в июне 1996 года в Национальном банке был открыт Единый казначейский счет, на котором аккумулировались денежные средства из республиканского и местных бюджетов. Был разработан механизм проведения платежей по Единому казначейскому счету (ЕКС), создано программное обеспечение. Ежедневно полученная информация по ЕКС обрабатывалась и передавалась руководству и Правительству Республики Казахстан. Таким образом каждый день отслеживалось состояние бюджета: доходы, расходы, остаток денежных средств по областям и по республике в целом.

Стоит сказать, что опытные сотрудники нашего ведомства и сама Айгуль Ергалиевна помнят, на каких компьютерах тогда им приходилось работать. Это были примитивные машины, на всех их имелось всего 2 штуки. Но специфика работы требовала обновления всей системы и подведения ее к стандартам международного уровня. Айгуль Ергалиевна называет года – 2002 и 2012, как одни из сложных для сотрудников, ведь в это время вся работа переводилась на интегрированные информационные системы.

Хорошей предпосылкой для модернизации казначейства, начатой в 1997 году, и приближения бюджетной системы Казахстана к международным стандартам послужила созданная законодательная и нормативная база по бюджетной системе. В этом новшестве Республика Казахстан была первой среди стран СНГ, которая решилась принять на себя такую ответственность. Для проекта модернизации казначейской системы в 1998 году РК был проведен тендер на поставку компьютерной техники и программного обеспечения за счет средств займа Всемирного банка. Победителями тендера стали компании Hewlett-Packad и Oracle. Команда Oracle, в состав который входили специалисты из России, Украины, Казахстана, Великобритании и Индии, провела внедрение комплекта программного обеспечения Oracle Financials в соответствии с требованиями казначейства. Для ознакомления с работой новой казначейской системы в страну приезжали представители из 18 стран мира, которые дали высокую оценку проводимым реформам.

– Возможно, для кого-то названия этих компаний неизвестны или малоизвестны, но это те компании мирового уровня, которые и по сей день являются одними из самых передовых и лучших фирм по разработке программного обеспечения для финансовых систем. Это была новейшая техника, современные компьютеры, какие не везде были. И такой техникой оснастили даже районы – это говорит о том, какое внимание уделялось модернизации нашей работы, – отмечает Айгуль Ибраева.

Далее в рамках автоматизации бюджетных процессов по приему и дальнейшей обработки финансовых документов в 2008 году была разработана Информационная система «Казначейство-Клиент», а в упомянутом собеседницей 2012 году внедрена система электронного документооборота, что позволило значительно сократить время обслуживания и расходы государственных учреждений.

– Были клиенты, которые категорически не воспринимали это новшество! Они говорили – нет, давайте по-старому, мы вам все на бумаге, как раньше, принесем. Боязнь была нового. Зато потом, как только стало ясно, насколько это удобно и быстро – например, если раньше процесс занимал 3 дня, то потом – всего 6 часов, – сразу приняли, и сегодня некоторые не понимают, как можно было работать с таким огромным количеством бумаг, – говорит руководитель районного управления казначейства.

К слову, и сейчас появляются новшества, так, в рамках реализации 98 шага «План нации 100 конкретных шагов» с 2018 года началось внедрение IV уровня бюджетов органов местного самоуправления (МСУ), которые сегодня являются неотъемлемой частью бюджетной системы Республики Казахстан.

В течении последних лет проводилась интеграция информационной системы казначейства с Национальным удостоверяющим центром, ИС «По приему и обработке Электронных счетов фактур», АИИС «Электронные государственные закупки» и ИС «Централизованные унифицированные лицевые счета».
Но, как уже сказала Айгуль Ибраева, их коллектив всегда готов к новшествам. Сегодня здесь работают 7 человек, среди которых есть те, кто трудится со времени, когда управление было еще Бюджетным банком – это Инна Олеговна Ким и Айгуль Мурзагалиевна Курманова.

– У нас очень дружный и душевный коллектив. Мы стараемся создать на работе теплую атмосферу, чтобы хотелось сюда приходить. Ведь, увы, большую часть времени мы проводим на работе. Взаимовыручка, взаимозаменяемость для нас не пустые слова. Мы поддерживаем друг друга и в рабочих моментах, а порой и в личных, -делится руководитель.

К слову, в коллективе не только финансовые работники, но и охранники, секретари, делопроизводители. Некоторые из них считаются внештатными сотрудниками, но это не означает, что они вне коллектива. Айгуль Ергалиевна рассказывает, что нередко к ним в гости приходят бывшие внештатники и искренне говорят, что лучше коллектива они нигде не встречали.

– Мы также никогда не забываем про наших пенсионеров. Официально их у нас 5, но есть еще двое внештатных. Это Зоя Александровна Деревянко и Людмила Николаевна Пятакова. Раньше мы всех пенсионеров приглашали, устраивали чаепитие, душевные посиделки. Во время пандемии, правда, такие посиделки уже не получалось проводить, сегодня мы просто объезжаем их, дарим подарки, общаемся, – рассказывает руководитель.

К слову, сотрудники управления на мой вопрос, что самое хорошее для них в их работе, дружно ответили:

– Самый замечательный коллектив! Благодаря ему у нас и работа спорится. А труд у нас хоть и незаметный, но очень важный! Если упростить, то от нас зависит зарплата многих людей в районе. А ведь это очень важно для каждого человека. И вот ощущение своей нужности, того, что мы делаем необходимую для многих работу, и дает нам радость от своего труда и хороший настрой!

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!