Социально адаптированНО
Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья – одна из задач, поставленных президентом в Послании народу Казахстана.
Планы
реализуются
К слову, в Костанайском районе была проведена паспортизация 96 объектов социального назначения, 50 из которых определены к адаптации. Работа начата в 2014 году. Тогда за счет республиканского бюджета реализованы проекты на сумму 8 млн 118 тысяч тенге. Пандусы появились при входе в четыре затобольские и две заречные, а так же в Мичуринской, Владимировской, Совхозной, Жамбылской и Садчиковской школах и Садчиковской врачебной амбулатории. За счет средств местного бюджета установлен пандус и в здании аппарата акима Костанайского района. В 2015 году адаптировано 16 объектов: это врачебные амбулатории в селах, дома культуры, школы. В 2016 году работа проведена на 14 объектах: здания аппаратов акимов, средние школы, спортивный комплекс «Астана» и две аптеки в районном центре. В 2017 году адаптированы были здание Костанайского сельскохозяйственного колледжа, Затобольской ТЭК и аппарата акима Заречного сельского округа. На 2018 год запланировано провести работы в ЦОНе, управлении госдоходов по Костанайскому району, на Казпочте и в аппарате акима поселка Затобольск.
Как рассказала Сауле Касымова, руководитель отдела занятости и социальных программ, в районе адаптированы 46 объектов, что составляет 92% от подлежащих к адаптации. На трех плановых объектах работы не завершены, а здание Казпочты, в связи с капитальным ремонтом, в планах был заменен на магазин «Светофор». Между тем со своей стороны отдел занятости и социальных программ делает все возможное – направляются письма, проводятся семинары по разъяснению требуемых строительных норм. Но факт остается фактом – в этом году ни один из объектов не был принят комиссией. А завершить эту работу необходимо до 31 октября.
Эксперимент
Сегодня госслужащие говорят об открытости и доступности. Но так ли это на самом деле? Легко ли, к примеру, человеку, передвигающемуся на коляске, попасть в те или иные учреждения района? Мы решили проверить это на деле. Помочь нам в этом согласился инвалид I группы, колясочник Канат Кусаинов. Вместе с корреспондентом газеты «Арна» поработала и Галина Шушарина, заведующая сектором по работе с ветеранами, инвалидами и безработными отдела занятости и социальных программ.
– Я часто бываю в разных учреждениях. Пандусы есть во многих объектах, но не везде они удобны. Где-то угол подъема слишком крутой, в других случаях – слишком широкий пандус, руками за перила не возьмешься, где-то их и вовсе нет. Бывает, со стороны кажется – все сделано правильно, но я самостоятельно не смогу подняться. К примеру, в районном акимате удобные пандусы, а в ЖКХ – слишком высокий порог, вовсе не удобно в акимате Заречного сельского округа. Практически везде меня сопровождает супруга, которая и помогает, – рассказал Канат Серикович.
Без труда спустившись по пандусу здания акимата Костанайского района, мы проследовали в отдел сельского хозяйства. Перила здесь имеются, но лишь с одной стороны. Благо, есть специальная кнопка. Реакция не заставила себя ждать. Не прошло и пары минут, как из здания вышли специалисты, которые помогли Канату попасть внутрь.
– Этой кнопкой пользовались и раньше. Правда, это были ребятишки, которые проходили мимо. Позвонят и убегают – а мы выходили, думая, что кому-то требуется помощь, – рассказал Олег Тупкало, заведующий сектором учета техники и финансового обеспечения отдела сельского хозяйства.
По дороге в ЖКХ мы столкнулись с еще одной проблемой – передвигаться пришлось по дороге, где ездят машины, так как отдельно выделенной пешеходной зоны здесь нет. Поднявшись по пандусу без проблем, нажали на звонок. Как и говорил Канат Серикович, порог в здании Затобольской ТЭК, где расположен ЖКХ, действительно высоковат. Правда, этот вопрос тут же был решен – при нем установили деревянные приспособления, призванные облегчить проезд инвалидной коляске. К нам спустился директор Затобольской ТЭК Александр Фищук. Он рассказал – звук звонка раздается в трех кабинетах здания. И специально закрепленный человек оказывает необходимую помощь. А поскольку подняться на второй этаж на коляске невозможно, специалист спускается на первый этаж и работает с посетителем. Здесь для этого имеется и стол. Надо отметить, что в здании есть и туалет, оборудованный для удобства инвалидов.
– В следующем году мы планируем полностью менять входную группу, – поделился планами Александр Александрович, и отметил, что тогда проблема высокого порога будет решена. Он также рассказал, что чаще всего пользуются пандусами женщины с колясками.
Забегая наперед, скажу – здесь едва ли не единственный случай, когда пандус оснащен противоскользящим покрытием. А вот в здании Народного банка вроде бы и пандус есть и вход, специально оборудованный для инвалидов. Вот только он закрыт. Конечно, имеется звонок, но установлен он явно не для людей с особыми потребностями. Из РОВД нам на помощь вышли сотрудники, едва завидев нас в окно. Здание не было запланировано к адаптации, а потому в дежурной части записали все замечания и обещали донести их до руководства. В управлении госдоходов по Костанайскому району рядом с пандусом так же имеется требуемый звонок. К нам сразу же вышли сотрудники, которые помогли нашему помощнику. Канат отметил – поручни удобные, да и в зал он смог проехать беспрепятственно. Правда, как оказалось, специальная комиссия еще не приняла этот объект и нельзя точно сказать, насколько он соответствует требованиям. В прокуратуру Костанайского района нам помешал пройти турникет. Охранник попросил нас пройти через двор, чтобы попасть в здание с другой стороны. Во двор районного суда мы попали, а вот как быть со зданием – возник вопрос. Слишком уж крутым оказался пандус. Да и кнопка для вызова помощника установлена не рядом с пандусом, а на здании, к которому, как показала практика, не так-то просто подняться.
Побывали мы и на двух объектах, адаптация которых запланирована на этот год. Первый из них – акимат поселка Затобольск. Честно признаюсь, до сих пор недоумеваю, почему административное здание, которое можно назвать сердцем поселка, за столько лет не было приспособлено для людей с ограниченными возможностями здоровья. Как нам стало известно, планируется, что здесь появится подъемник. Но пока о нем ничего не напоминает. Тут, как говорится в известной басне: лето красное пропели… а теперь за оставшиеся до конца октября дни нужно успеть исполнить.
Здание центра обслуживания населения тоже считается неадаптированным. Однако его руководитель Серик Абдигамидов с этим категорически не согласен. На первый взгляд – есть здесь и пандус и кнопка вызова. Однако пандус очень широк – человеку просто не хватит длины рук. Но, как оказалось, есть специальный человек, который получает за эту работу надбавку к заработной плате. Он-то и помогает людям с ограниченными возможностями здоровья без труда пройти внутрь. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос об установке необходимых поручней для удобства людей.
– Нет необходимости посещать ЦОН. Ведь есть единый номер колл-центра, по которому люди с ограниченными возможностями здоровья могут заказать обслуживание на дому. В течение 72 часов мы обязаны будем оказать услугу, – рассказал Серик Шынбергенович.
А Канат Серикович подтвердил – ему уже приходилось пользоваться услугами ЦОНа на дому, что очень удобно.
Сопровождавшая его супруга Мадина отметила: они вместе уже шесть лет. И на протяжении этого времени она его верная спутница не только по жизни, но и в поездках.
– Люди относятся с непониманием к колясочникам. Одни удивленно таращатся. Другие не желают идти навстречу. К примеру, был случай в больнице, когда просили спуститься врача, но в регистратуре нам отказали в грубой форме. Пришлось идти на конфликт, потому что другого выбора не было. Возможно, если бы сейчас мы были не все вместе, а вдвоем, к нам отнеслись бы по-другому, – рассуждает Мадина.
Невыполнение
и наказание
Адаптация объектов для безграничного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья – это требование времени. Ведь они являются полноправными активными членами общества. В кодексе об административных правонарушениях имеется статья 83, которая гласит:
1) необеспечение инвалидам доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
2) необеспечение условий для доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на субъекты малого предпринимательства – в размере ста двадцати, на субъекты среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъекты крупного предпринимательства – в размере четырехсот месячных расчётных показателей.
2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания влечёт штраф на должностных лиц в размере восьмидесяти, на субъекты малого предпринимательства – в размере ста пятидесяти, на субъекты среднего предпринимательства – в размере двухсот пятидесяти, на субъекты крупного предпринимательства – в размере шестисот месячных расчётных показателей.
PS.: Адаптация социальных объектов проводится уже четвертый год. Казалось бы, уже не должно быть никаких преград. Люди с ограниченными возможностями здоровья не должны быть ущемленными в своем праве посетить те или иные объекты. Но на практике все оказывается иначе. Кто-то делает пандусы, явно не учитывая, что ими будут пользоваться люди, и для их удобства необходимо соблюдать определенные требования. Порой глянешь – пандусы имеются, но на них уложена скользкая плитка, либо они настолько узкие, что едва ли смогут вместить половину инвалидной коляски, что же вторая – должна висеть в воздухе? Пока в этом деле, к сожалению, вопросов больше, чем ответов.
Жанна Айтпаева
Добавить комментарий