Педагог и производственник

Педагог и производственник

Сегодня в свете инициативы главы государства об объявлении 2025 года Годом рабочих профессий представители таких трудовых коллективов выходят на первый план. Однако стоит отметить и тех, кто дает им профессию. Это преподаватели – мастера, которые, как правило, знают свои учебные предметы не только в теории, но и на практике. К таким учителям относится и Юрий Данилов, Почетный работник образования Республики Казахстан.

Юрий Дмитриевич работает в Костанайском сельскохозяйственном колледже. Преподает сварочное дело – специальность очень востребованную как в селе, так и в городе. Само собой, прежде чем стать педагогом, он «пощупал» металл и овладел навыками профессии.

– Я в 1978 году после школы поступил сюда в профессионально-техническое училище. Позже оно было объединено с сельхозтехникумом. Родился я в Орджоникидзевском (ныне Денисовском) районе, но через четыре года после моего рождения наша семья переехала в Затобольск (ныне Тобыл). Так что здесь я почти всю жизнь. И школу окончил, и ПТУ. А пришел сюда учиться на газоэлектросварщика по большому желанию работать с металлом. Ну а потом решил продолжить образование – отучился в индустриально-педагогическом техникуме в Костанае на мастера производственного обучения по специальности «техник-механик». В 1986 году техникум закончил и с тех пор работаю на одном месте. Сейчас я больше педагог, но и производственником быть не перестал. В нашей работе это вполне сочетаемо, –
улыбается собеседник.

Чтобы закончить с темой образования, добавим: есть у Юрия Данилова еще два вузовских диплома. В какой-то момент по всем средне-специальным учебным заведениям распространили требование – у преподавателей должно быть высшее образование. Вот и получил – в КинЭУ – «стандартизация, метрология и сертификация» и в КСТУ – педагогическое.

Но главной остается для него профессия сварщика. Рассказывает: в детстве наблюдал, как работают специалисты, и картина завораживала – искры летят, мастер легко орудует резаком и твердый металл становится податливым, красиво и притягательно. Ну и финансовый вопрос повлиял на выбор.

– Когда мы пришли учиться, для нас немаловажен был денежный фактор. Сварщик во все времена может хорошо зарабатывать. Кроме того, и дома можно много чего сделать – ворота, решетки, навесы… И вообще, считаю, любой нормальный мужчина должен уметь руками работать. Я в свое время для себя машину переварил, сделать ворота, ограду для меня не проблема. Было бы желание – освоить профессию несложно, – уверен преподаватель.

При этом и современные студенты, начиная обучение, увлекаются этим делом. Заслуга в этом, есть, конечно, и преподавателя. Но и сама работа, говорит Юрий Дмитриевич, интересна.

– Когда к нам дети после школы приходят, первый урок производственного обучения у них – сварка. И сразу виден интерес. Они же еще школьные предметы «доучивают», для них это скучновато, а тут работа руками. Первый образец сварят и просят – а можно я заберу, маме, папе покажу. Родители радуются тоже, интересуются, как их ребенок учится, поддерживают. При этом в первые дни студентов буквально за руку берешь, показываешь, как и что делать. Конечно, разные бывают ученики. Вот был у меня студент, форменный разгильдяй вроде, а отучился, уехал и недавно прислал сообщение, что работает на газопроводе, все у него получается и всем доволен. Рабочая профессия – она везде нужна и всегда прокормит, – говорит преподаватель со стажем.

К слову, стаж работы у Юрия Данилова – почти 40 лет. За это время через его уроки производственного обучения прошли сотни учеников. Конечно, и условия обучения, и оборудование поменялось.

– Раньше были простые трансформаторы, сейчас плазменные резаки, аргонно-дуговая сварка и другие технологии. Так что сегодня квалифицированному газоэлектросварщику нужны не только умелые руки, но и мозги – оборудование электронное, надо понимать, как настраивать, как, например, подобрать силу тока для алюминия, черного металла, нержавейки. Ну и сам процесс понимать.

Блещу эрудицией: говорю, что показатель мастерства сварщика – это швы на изделии. Юрий Дмитриевич соглашается. И замечает, что мастерство нарабатывает каждый по-разному.

– Некоторые схватывают сразу, при этом раньше со сваркой не сталкивались. Другие имеют представление – например, отец работал сварщиком. Но в любом случае руку набивают сами. У нас сейчас по современным технологиям обучения преподаватель должен только направлять, студент же должен работать самостоятельно. Только на самом первом этапе, как я уже говорил, ведешь его за руку. А дальше он уже сам должен на глаз рассчитывать диаметр, например, какие-то другие параметры. Я же указываю на типичные ошибки, потом их вместе разбираем, – рассказывает преподаватель.

Отметим, что Юрий Данилов является автором электронного учебного пособия «Сварка и резка металлов». В 2015 году участвовал в областном конкурсе «Мастер года», где занял 3 место.

Излишне и говорить, насколько востребованы выпускники этой специальности. Еще в стенах КСХК они проходят производственную практику на предприятиях-партнерах – «СарыАркаАвтопром», «Агротехмаш» и других. Многих забирают и трудоустраивают еще до окончания колледжа. Часть выпускников устраивается в областном центре, часть возвращается в села. Но в любом месте сварщик без работы не останется.

Правда, сетует педагог, сегодня все равно маловато предприятий для работы и практики. Говорит, когда пришел работать в училище, у них был подшефный ПМК – у него филиалы имелись во всех районах, туда работать уходили. Трудоустраивались все.

Припоминаю, что как-то героиней одного из моих репортажей была девушка-сварщик. Юрий Дмитриевич уточняет – среди его студентов девушек не бывает. А вот есть специальность «Техник-механик сварочного производства» – это руководящая должность, там представительницы прекрасного пола учатся.

– Сварщик – это чисто рабочая профессия. Да, работают девчонки, я знаю. И говорят, что у них даже лучше получается, чем у ребят. Если придут ко мне учиться – увидят, что ничего сложного нет. Научим всему, – улыбается собеседник.

Вообще от Данилова исходит очень приятная аура уверенности и доброжелательности. Видно, что человек любит свое дело. Поэтому в сложные годы, когда разваливалось все и вся, не бросил его, не ушел из учебного заведения.

– Было дело, зарплату по полгода не выдавали, получали колбасой, сосисками. Но мысли уйти не было, привык здесь. Брат звал работать на нефтебазу, там сварщик был нужен, и зарплату платили. Подумал, но не пошел. Пережили сложные времена – не один же я был, вся страна… потом пережили и объединение училища с техникумом. От этого хуже не стало, только лучше. Главное – отделение рабочих профессий осталось, оно необходимо, как показало время…

Как многие из поколения, прошедшего советскую систему образования, Юрий Дмитриевич не в восторге от современных методов обучения школьников и студентов. По его мнению, она отучает детей самостоятельно мыслить.

– Что такое тестирование? Даются готовые ответы, и «методом тыка» можно сдать экзамен. Это нововведение мне не нравится. В итоге воспитывается потребитель, которого заставляют только работать и покупать, то есть тратить заработанные деньги. И никакого развития. А советская школа всегда была сильной, и таковой и осталась. Вот я проходил году в 2006 курсы повышения квалификации. Проводили их специалисты из Германии, причем по всему Казахстану. И мы в течение двух лет, согласно их методике, «мотались» по всем областям, по три месяца проводили в каждом регионе. Немцы нам предоставили учебники – красивые, богато иллюстрированные. А мы пригляделись – составлены они по советским еще меркам. И еще такой момент – после обучения мы все не то чтобы сдавали экзамен, а просто рассказывали, чему научились, что нового узнали. Составляли презентации, плакаты готовили. В итоге немцы все эти наглядные материалы сворачивали аккуратно так и увозили с собой, после чего на их основе разрабатывали свои учебные пособия и методики. А мы еще, когда нас на курсы собирали, думали – и зачем это немцам нужно? А вот зачем, оказалось. Мы-то все еще с советским образованием специалисты, не только с теорией, но и практикой…

К слову, с Германией у моего собеседника связана и другая часть жизни, нерабочая. Он рассказал, что когда попал в армию, их две роты по окончании учебки выстроили и скомандовали рассчитаться на «первый-второй». Рассчитались. После этого прозвучал приказ: «первые» – в Афганистан, «вторые» – в Германию. Данилов оказался вторым…

Беседовать с таким специалистом и не задать вопрос о современных технологиях и искусственном интеллекте нельзя. Спрашиваю – а не заменят ли в будущем рабочего человека роботы, вроде к тому все идет? На что Юрий Дмитриевич уверенно отвечает:

– Нет, не заменят. Тех же роботов нужно создать, искусственный интеллект, конечно, с одной стороны помогает в решении таких вопросов, и у нас есть программы на его основе, благодаря чему нам полегче в подготовке студентов. Раньше все от руки делалось, информацию в книгах искали. Потом появился компьютер – легче стало. Сейчас с ИИ еще проще – вбиваешь тему, например, «Сварка металла» и в течение пары минут получаешь готовый материал для обучения, презентации и т.д. Но! Все-таки полностью человека робот не заменит. Ведь человеческая фантазия незаменима. Как обучить робота, например, восстановить, переделать кусок изделия? Вырезать кусочек или, наоборот, вставить? Чтобы сделать красивый рисунок на решетке, нужно воображение, чтобы каждый раз новый, не повторялся. А робот же по шаблону делает. Нет, механика человека не заменит никогда.

Спрашиваю – какие ожидания от того, что нынешний год объявлен Годом рабочих профессий?

– Ну пока объявили, посмотрим, что будет дальше. Хотелось бы, чтобы в рамках года повысили финансирование на приобретение современного оснащения. Несколько лет действовала госпрограмма «Жас маман» – по ней выделялись средства на покупку новейшего оборудования. Кто успел, тот здорово обновился – мы ездили в Федоровку, Житикару, где приняли участие в программе, там такие шикарные мастерские появились. Мы, к сожалению, не успели принять в ней участие. А своих средств не хватит. Если в рамках Года рабочих профессий выделят средства – это было бы очень хорошо.

Действительно, учитывая, какое значение сегодня придается специалистам этой сферы. Юрий Дмитриевич не без гордости говорит, что к ним приходят не самые успешные ученики – троечники и даже двоечники. Но уже к концу первого-второго курсов они подтягиваются, есть и выпускники с красным дипломом, большинство – хорошисты.

– То есть производство воспитывает. Они заинтересованы в получении профессии, опять же стипендия – чтобы ее получать, нужно хорошо учиться. Я являюсь куратором третьего курса – у меня сейчас трое идут на красный диплом, 11 человек – хорошисты со стипендией. Да, у нас работа непростая, рабочий день ненормированный. И приходится не только с детьми, но и с их родителями работать. Но мы видим результат, и знаем, что наша работа нужна. Нашим студентам, выпускникам, производству области… – заключил Юрий Дмитриевич.

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!