Новые вагоны встанут на рельсы
Жители Костанайской области и гости нашего региона уже не один год жаловались на старые вагоны, которые курсируют по железным дорогам нашей страны. Часть вагонов за последние десятилетия, конечно, поменяли, но вот по направлению «Костанай-Алматы» старые, которым, кстати, больше тридцати лет, так и курсируют. Но и в этом направлении уже в ноябре этого года по рельсам покатятся новые 10 вагонов, стоимость каждого – почти 1 млн долларов США.
Что нового?
Инженер-инспектор ТОО «Турксиб-Астана» Алексей Дейнеко не может нарадоваться новому приобретению. Эти вагоны здесь ждали не один год. Ведь на старые, еще советского периода, жалобы от населения сыплются ежемесячно. В них либо холодно, либо вода плохо бежит, нет возможности зарядить гаджеты – этот список можно продолжать, и со многим из него специалисты вполне согласны. Теперь же большинство этих проблем удалось решить. Вагоны оборудованы более совершенными системами отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения. Причем вентиляция здесь теперь механическая с подогревом воздуха в период работы системы отопления и охлаждения летом, но уже с использованием кондиционера. Про стеклопакеты и вовсе отдельная история.
– Дуть точно не будет. Очень прочные, прорезиненные, алюмопластмассовые окна с форточками. Стеклопакеты двухкамерные, герметичные, с закаленными, ударопрочными и травмобезопасными стеклами с защитной тонированной пленкой. Очень надежно. Легко открываются, закрываются, есть аварийные окна. В этих вагонах – все для удобства и безопасности пассажиров. В них установлены системы контроля, диагностики и управления вагоном, контроля безопасности, связи, информации пассажиров. Это очень важно, – подчеркивает собеседник.
Чтобы вагоны запустить на направления, они, по словам специалиста, проходят различные проверки: от санэпидстанции до пожарных. Затем вагоны начнут работу, и запустят их уже в начале ноября.
– Я хотел бы акцентировать внимание на освещении. По яркости теперь будет комфортно для всех. Есть регуляторы. Вот светильники над поперечными верхними и нижними спальными местами, а над каждым верхним продольным спальным местом имеется по одному зарядному устройству с двумя коннекторами USB. Количество розеток увеличено, тоже для всех хватит и, самое главное, мощности теперь достаточно. Во всех купе имеется по две розетки под каждым подоконным столиком, напряжением 220 Вт переменного тока для подключения электробритв, зарядных устройств мобильных телефонов и других потребителей мощностью не более 100 Вт, – продолжал Алексей Дейнеко.
Есть и видеонаблюдение, но проводник не сможет наблюдать за пассажирами в онлайн-режиме. Видео будет храниться в специальных файлах, и в случае необходимости его можно будет посмотреть.
Особого внимания заслуживает бытовая комната. В ней все необходимое для того, чтобы сделать поездку людям более комфортной. Здесь – микроволновка, холодильник, питьевая вода: холодная и горячая.
Пользоваться этим могут все совершенно бесплатно. В купейных вагонах есть еще одно особое купе. В нем можно будет принять душ, погладить одежду, переодеться. Туалеты в новых вагонах полностью био. В днище вагона установлены специальные баки для сбора отходов из него.
– В части пользования такими туалетами у нас уже возникают проблемы. Дело в том, что нельзя в них кидать ничего. Даже от тюбика зубной пасты колпачок попадет и система сразу блокируется. В итоге люди могут на длительный промежуток времени остаться без туалетной комнаты. Очень просим своих пассажиров соблюдать все же порядок в этом отношении, – подчеркнул инженер ТОО «Турксиб-Астана». В одном из 10 новых вагонов есть купе для людей с ограниченными возможностями. В сам вагон на колясках могут подняться с помощью специального подъемника. Купе, как отмечают специалисты, очень просторное. Здесь предусмотрены два спальных места, для самого инвалида и его сопровождающего. В этом же вагоне есть и подходящая туалетная комната. В плацкарте, конечно, не так комфортно, но и здесь есть о чем рассказать. Также обновленное электричество, повышенное число розеток, система кондиционирования и отопления, туалетная комната с душем. Правда, такого уединения, как в купе, нет, но на верхних спальных и багажных полках предусмотрены направляющие планки с крючками для навешивания индивидуальных штор. Таким образом можно создать свое, закрытое от других пассажиров, пространство. – Я хотел бы сразу предупредить всех, что в новых вагонах плацкартного типа теперь нет места для перевозки свежего мяса. Был такой люк в днище, сейчас его нет, и провозить мясо в таком виде мы уже не можем, – добавил Алексей Дейнеко.
Еще интересное новшество. Двери боковые и торцевые – с электромеханическим и ручным приводом. Это, по словам специалистов, обеспечивает комфортные и безопасные условия входа в вагон и выхода из вагона, и из вагона в вагон – дверь открывается нажатием кнопки, а во время движения дверь и вовсе запирается для безопасности пассажиров. Кстати, попасть в купе в этих вагонах тоже можно будет через специальную карту. Ее нужно будет лишь приложить для сканирования.
Недешевая покупка
Директор ТОО «Турксиб-Астана» Владимир Рожко тоже выдыхает облегченно. Эта компания взялась за пассажирские перевозки между городами Костанай, Астана, Караганда, Кокшетау, Аркалык, Алматы, Петропавловск в 2013 году. Сейчас по этим направлениям курсируют больше 120 вагонов. Новых из них – уже почти половина. В 2019 году, к примеру, было закуплено 8 вагонов, а в 2023 году еще 12. В этом – пришло 10. Стоимость каждого – примерно 1 млн долларов США. Вагоны были приобретены у отечественного производителя АО «Зиксто» и Владимир Рожко отмечает, что они вполне довольны качеством покупок, тем более что еще год эти вагоны будут находиться на гарантии. Старые вагоны, в свою очередь, пройдут проверку, и те, у которых не будет нареканий, встанут в строй. Срок эксплуатации вагонов – 28 лет, у некоторых, конечно, близится к 40 годам. И морально, и физически такие вагоны устарели, но поменять все одномоментно компания не может.
– В настоящее время железнодорожные пассажирские перевозки в межобластных сообщениях осуществляют государственные и частные компании по государственному социальному заказу на конкурсной основе с выделением субсидий. Ранее договоры на субсидирование заключались на четыре года. Это не позволяло перевозчикам привлекать заемные средства и обеспечить планирование развития маршрута на долгосрочный период. Новый механизм субсидирования пассажирских перевозок в стране был введен после внесения изменений в законодательные акты по вопросам железнодорожного транспорта, принятые в апреле 2016 года. И уже в ноябре 2016 года Министерство по инвестициям и развитию провело конкурс, где определились перевозчики пассажиров в межобластных социально значимых сообщениях. В результате были заключены договоры с перевозчиками на 20 лет. Заключение таких долгосрочных договоров позволило нам привлечь заемные средства на обновление парка пассажирских вагонов, – подчеркнул директор ТОО «Турксиб-Астана».
К слову, как отмечает Владимир Рожко, билеты в новые вагоны будут такие же, как и в уже эксплуатируемые. В ТОО «Турксиб-Астана» надеются, что постепенно смогут полностью обновить составы, а поездки на железнодорожном транспорте станут комфортнее для пассажиров. В общем же, по данным Министерства транспорта РК, в этом году парк вагонов по всей стране пополнился 122 новыми вагонами, но и это еще не все. До конца года ожидается поставка еще 18 единиц.
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий