Когда же будут закрома?

Когда же будут закрома?

В начале лета казахстанцев шокировали ценники на овощи. Причем не на какие-то редкие и заморские, а самые что ни на есть популярные – картофель, морковь, свеклу. Разразился скандал, после чего сам президент страны обратил внимание на проблему и дал поручения, чтобы избежать подобного в будущем.

Напомним, глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил разработать план строительства и модернизации овощехранилищ.
– Острейшей проблемой стало удорожание продуктов питания. Пандемия обнажила уязвимость страны с точки зрения продовольственной безопасности. Конечно, мы понимаем, что экономика Казахстана открыта, и соответственно, не можем закрывать свои рынки для импорта или экспорта. Это контрпродуктивно и для отрасли, и для потребителей. В то же время критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива, – сказал президент на расширенном заседании правительства.
Помимо производственных издержек, по его словам, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы. Сезонность поставок, как следует из самого термина, абсолютно предсказуема, а значит, и управляема.
Решение вопроса лежит в создании современной и доступной инфраструктуры для хранения продукции до следующего сезона.
– Поручения по строительству и модернизации овощехранилищ давались не раз. Эти вопросы, насколько мне известно, рассматривались на заседаниях Правительства. К сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется. Только шесть регионов имеют достаточные мощности по хранению овощной продукции: Атырауская, Жамбыская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская. В Актюбинской области – 79%, ЗКО – 56%, ВКО – более 50% хранилищ не обеспечены современной инфраструктурой для долгосрочного хранения. Следует системно решать эту проблему. Правительству поручается совместно с акимами разработать план строительства и модернизации овощехранилищ. Направьте часть денег из наших многочисленных программ поддержки именно на эти цели, – заключил Токаев.
В том, что подобные задания уже давались, глава государства прав. Еще в апреле прошлого года бывший министр сельского хозяйства на одном из заседаний правительства высказывался на эту тему. Тогда он говорил, что в Казахстане активно работают над тем, чтобы увеличить урожай овощей и фруктов, но для этого также требуется расширить площадь складов в 1,5 раза.
Сапархан Омаров отмечал, что Минсельхоз добивается увеличения производства овощей и фруктов за счет внедрения новых технологий, развития питомников, использования качественных семян и саженцев, расширения площадей орошаемых земель и использования современных поливных машин. Благодаря этому в Казахстане наблюдается ежегодный рост объемов урожая в пределах 5%.
Но имеющаяся торгово-логистическая инфраструктура не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года и сдерживает развитие отечественного производства.
– Практически нет объектов, где можно было бы проводить предпродажную подготовку товара – мыть, сушить, калибровать и фасовать. В некоторых регионах слабо развита складская инфраструктура. Невысокий уровень развития торгово-логистических центров, торговых сетей современного формата, оптово-распределительных и логистических центров – все это оказывает негативное влияние на координацию и оптимизацию движения потоков продовольственных товаров. В итоге мы имеем большое количество посредников, – сетовал министр.
В прошлом году приводились следующие цифры: по предварительным данным акиматов, в республике 1 тыс. 250 плодо-овоще-картофелехранилищ общей емкостью чуть более 1,9 млн тонн. Однако для хранения прошлогоднего урожая картофеля, капусты, моркови, лука и свеклы (6,7 млн тонн) необходимо иметь хранилища емкостью хотя бы в 2,8 млн тонн, то есть в 1,5 раза больше.
Тогда, по словам бывшего министра, для стимулирования предпринимателей к строительству овощехранилищ ведомством были предусмотрены инвестиционные субсидии, а также льготное кредитование по программе «Экономика простых вещей». Кроме того, по его словам, министерство сельского хозяйства поддерживает министерство торговли и интеграции в части предложения о создании национальной товаропроводящей сети.
– Развитие торгово-логистической инфраструктуры путем создания сети оптово-распределительных центров исключит непродуктивных посредников, обеспечит прямой доступ фермеров к торговым сетям и увеличение сбыта сельхозпродукции как на внутреннем рынке, так и в экспортном направлении. Это также снизит потери аграриев после сбора урожая. Безусловно, это положительно отразится на развитии сельского хозяйства, – рассказывал Сапархан Омаров.
Тогда же, в апреле 2020 года, сетевое издание LSM.kz сообщало, что к 2023 году в Казахстане построят 24 оптово-распределительных центра на 237,5 млрд тенге, попросту говоря – овощехранилища.
Согласно информации министерства торговли и интеграции, строительство сети ОРЦ планируется в три этапа. При этом среди перечисленных областей, где появятся ОРЦ, Костанайской не было. Но прозвучала туманная информация, что на третьем этапе, а это к 2023 году, 15 овощехранилищ должны появиться в Казахстане за счет ГЧП.

Опять субсидии?
Однако, как видим, ситуация не изменилась. Новые овощехранилища не появились, а имеющихся не хватило на то, чтобы сохранить достаточный объем урожая, которого хватило бы до появления нового. Или загвоздка в другом? Может быть, производимых объемов овощей попросту не хватает?
Тогда понятна новая инициатива минсельхоза, о которой стало известно в прошлый четверг. Министерство сельского хозяйства Республики вынесло на обсуждение новый документ. Это проект приказа, подразумевающий включение выращивание моркови и картофеля в перечень приоритетных инвестиционных проектов, пишет «КазахЗерно.kz».
Таким образом, в Казахстане хотят расширить перечень приоритетных инвестиционных проектов. Его хотят дополнить направлениями в части производства продовольственных товаров, относящихся к категории социально значимых, по с/х направлениям. Речь идет о выращивании картофеля и (или) овощей, в частности лука, моркови и белокочанной капусты. От их включения выиграют крестьянские хозяйства. У них появится новый инструмент – гарантирование займов БВУ через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».
Как считает руководитель Союза картофелеводов и овощеводов Кайрат Бисетаев, инициатива может понравится фермерам. Они всегда хотели бы получать «длинные» и недорогие деньги. Правда, мера направлена на то, чтобы закрыть дефицит по моркови и картофелю, возникающий в межсезонье – в мае-июне, но удастся ли решить имеющуюся проблему с ее помощью?
На севере Казахстана есть промышленные производители картофеля. Они собирают с полей большой объем корнеплодов. Он достаточный для удовлетворения потребностей государства и даже с излишком. Остаётся нерешенным вопрос с хранением. В апреле картофель и морковь надо переносить из хранилищ в холодильник, а это дорого и рискованно. Поэтому в конце апреля – начале мая на прилавки попадают ранние овощи из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, а в начале июля на выручку приходит уже отечественная продукция из Жамбылской и Туркестанской областей.
Если картофелеводам предоставить льготы, они посадят больше корнеплодов, но распродадут их все равно до апреля. Если он останется еще и на май, фермеры понесут убытки и не смогут рассчитаться по кредитам: они уже будут непригодными для продажи. Поэтому лучше выделять деньги мелким и средним фермерам на юге государства, чтобы они сеяли ультраранний картофель. Тогда выращенным овощем в Сарыагашском, Карабулакском районах Туркестанской области и Кордайским, Шуским районах Жамбылской области удастся поставить свою продукцию в межсезонье, и на внутреннем рынке не будет ажиотажа из-за его подорожания.

А как у нас?
В Костанайском районе, по данным отдела сельского хозяйства, в 10 хозяйствах имеются овощехранилища. При этом самые крупные овощеводческие предприятия – «Тэрра», «Садовод» и ТОО «Олжа Садчиковское» имеют по 3 помещения для хранения продукции: у «Тэрры» общая мощность составляет 11 тысяч тонн, у «Садовода» – 10 тысяч и у «Олжа»– 4 тысячи 400 тонн. Кроме того, еще у двух производителей – КХ «Брехачев» и КХ «Ждановское» имеются по три овощехранилища на 3 тысячи тонн, а у остальных пяти – «Олжа Ак-кудук», КХ «Жумагулов», КХ «Семилетка+», КХ «Ищенко» и КХ «Баст-Агро» имеются хранилища мощностью от 3600 до 300 тонн.
Таким образом, в районе в 20 помещениях можно сохранять 38 300 тонн продукции – 12 800 тонн овощей и 24 500 тонн картофеля. Этих объемов достаточно для обеспечения местного рынка, излишки, если они есть, уходят на экспорт. По крайней мере, так обстояли дела в последние годы.

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!