Первые наставники Ахмета Байтурсынова
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова. Его имя золотыми буквами вписано в историю Казахстана. Просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик, общественный деятель и политический публицист – он многое сделал для своего народа. Однако интерес к его личности в полной мере проявился лишь в последние годы. Костанайский писатель-историк Серикбай Оспанұлы стал одним из первых, кто детально изучил биографию этого выдающегося человека. И сегодня мы публикуем отрывок из подготовленной им книги, любезно предоставленный нам для печати.
Конечно, стать выдающимся человеку помогают прежде всего собственные, личностные наклонности. Однако не стоит исключать и влияния педагогов на развитие личности. Серикбай Оспанұлы в своей книге одну из глав посвятил как раз изучению информации – кто же был учителем Ахмета Байтурсынова? Кто зажег в ребенке искру знаний, кто способствовал его столь широкому развитию?
«Как-то я наткнулась на газету «Торгай сегодня (Торғай тынысы)», на одном листе которой помещена статья об учителях Торгая, – пишет Г. Дулатова, дочь Мыржакыпа Дулатова. – Были представлены фото и имена пятерых. Это: Ибрай Алтынсарин, Габдолгали Балгымбаев (инспектор народных училищ), Николай Гаврилович Иванов – директор школы, Каражан Топаев – учитель, Мукан Токтабаев – учитель. Из них троих я хорошо знала. Кто не знает дедушку Ибрая? Габдолгали был как старший брат Мыржакыпа. Мукан Токтабаев – первый учитель Мыржакыпа, отец оставил памятную запись о дружеских отношениях с ним, о его просветительстве и о знаниях, почерпнутых у него».
Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Габдолгали Балгымбаев учились в одной школе.
Это учебное заведение было первой школой, открытой Ибраем Алтынсариным в 1864 году. В 1874 году была заново учреждена и официально утверждена в качестве русско-казахской школы.
Мукан Токтабаев был первым учителем Мыржакыпа Дулатова. А кем же были учителя Ахмета Байтурсынова?
В период учебы Байтурсынова в Торгае учительствовал И.Алтынсарин, но он переехал в Костанай до его поступления в школу, Г.Балғынбаев только в 1886 году закончил обучение и преподавал в г.Костанае, через год был переведен в Карабутакскую школу.
Возможно, одним из учителей Байтурсынова был Есенгазы Бабин?
В рапорте от 16 апреля 1869 года «О невозможности назначения султана Бабина учителем школы при Торгайском укреплении» (секретарь хорунжий Алтынсарин) начальник Торгайского уезда Яковлев уведомляет о том, что хоть сотник султан Бабин и имеет достаточное образование для преподавания в казахской школе Торгайского укрепления, но на него 27 декабря 1868 года поступила жалоба, где в бытность его правителем областного восточного отдела в его адрес было высказано отрицательное мнение, при том факты, оговоренные в жалобе, были поддержаны другими титулованными персонами. «Вместе с тем, – говорится в письме, – мы были свидетелями того, что господин Бабин в период организационных вопросов в Торгайском уезде при составлении списка юрт в Сарыкопинском и ряде других областей заслужил себе неблаговидную репутацию. Поэтому назначение его учителем казахских детей является не только невозможным, но и губительным».
Есенгазы Бабин – сын султана восточного отдела Орды Бокея Бабина (Брат Коныркулжа – один из первых учеников школы, открытой Ибраем в Торгае в 1864 году).
На основании всего этого Е.Бабин в 1869 году не был назначен на должность учителя. И только в 1880 году устраивается учителем в Торгайское начальное училище на место Жаксыбаева Изтелеу, окончившего семиклассную школу, открытую для казахских детей в Оренбурге.
В 1891-1892 гг. заведующим русско-казахской школой в Торгае работал Григорьев, учителем – Есенгазы Бабин, помощником – Тобылбаев. Получается, что в период учебы А.Байтурсынова Есенгазы Бабин был учителем данной школы.
В своей публикации «Становление системы казахского образования в Оренбургской губернии и на территории оренбургских казахов» россиянин, кандидат исторических наук Ким Александрович Моргунов писал, что Искандер (Есенгазы – С.О.) Бабин в 1860 году начинал с должности сотника Торгайской области, затем ему было предъявлено обвинение в провокационных действиях против местных чиновников, за что был изгнан с области.
В книге А.В.Васильева «Очерк о народном образовании в Торгайской области и его нынешнее состояние» было показано, что Есенгазы Бабин в 1854 году поступил в Неплюевский кадетский корпус Оренбурга, после окончания его в 1861 году был направлен сотником дальней окраины Орды. Значит, он свою трудовую деятельность начинал не в 1860, а в 1861 году. К слову, Васильев в книге пишет не Искандер, а Исенгазы.
Мы считаем правильными данные в книге А.В.Васильева, так как он сразу после Ибрая Алтынсарина был избран инспектором народных училищ Оренбурга. Он хорошо знал Есенгазы Бабина, тем более, тот без его согласия не был бы назначен на должность учителя.
Тем не менее нам неизвестно, как Е.Бабин, отправленный на окраину Орды, попал в восточный отдел Орды и как устроился работать сотником. В действительности, Е.Бабин в 1860-1869 годы работал сотником в Торгайском уезде, в 1880-1894 годы преподавал в русско-казахском училище Торгая. В 1894 году вместо него пришел Ахмет Балгымбаев.
Позднее на должность инспектора были рекомендованы выпускники Оренбургского кадетского корпуса Алмухамед и Тилеумухамбед Сейдалины, выпускник Казанского университета Абубакир Алдияров, выпускник Оренбургского кадетского корпуса Есенгазы Бабин. Однако, начальствующие чиновники, ответственные за учебно-просветительскую политику, не желали уступать эти должности образованным людям из числа местного населания.
Каралдина Данабике в своей книге «Когда цветут яблони» пишет, что ее отец Каралдин Байкадам четырнадцатилетним закончил в 1891 году русско-казахскую школу в Торгае. Ахмет Байтурсынов тоже закончил эту школу в 1891 году. Следовательно, они учились вместе с Каралдиным Б.
Данабике в 1883 году в журнале «Жулдыз» публикует статью «Школы Алтынсарина», где пишет, что «Если русским детям уроки религии преподавал поп, то казахским детям религию преповавал Мухамедьяр», а далее уведомляет, что сохранился аттестат об образовании ее отца, где запечатлена подпись Мухамедьяра Балгымбаева. Вместе с тем она пишет, что у нее имеется фотоснимок учителей училища, среди которых находятся поп, впоследствии работавший директором училища Николай Гаврилович Иванов, медработник Горин, учитель пения Соколов.
Но стоит уточнить – этот Соколов Василий Васильевич – учитель пения, а был еще Соколов Федор Данилович, который работал учителем в Костанае и Ыргызе.
И.Алтынсарин в своем письме Н.И.Ильминскому от 8 сентября 1886 года пишет: «Я бы Вас убедительно попросил, чтобы в старшие классы казахских школ были направлены чисто русские учителя, не обязательно со знанием татарского языка. Наиболее важным и полезным аспектом считаю направление в Торгайскую область двух русских учителей, получивших образование в учебных семинариях вашего ведомства». И далее пишет, что, как известно, основное формирование учащихся приходится на период обучения в старших классах, и преподавателей желательно подобрать одаренных в соответствии с педагогическими и предметными способностями.
В данном случае необходимо дать разъяснение, что в начальных классах двухклассных школ обучались четыре года, а в старших – два. Вот поэтому в названной выше публикации Данабике писала, что «Наравне с русско-казахскими школами Торгая функционировали городские училища с шестилетним сроком обучения». Об этом же можно судить и по строке письма И.Алтынсарина – «старшие классы двухклассных школ».
То, что Соколова В.В. назначили учителем пения, было перспективным проектом раскрытия музыкальных талантов детей, М. Балгымбаев способствовал усвоению религиозных заповедей, Н.Г. Горин преподавал анатомию, химию, гигиену, а также отвечал за состояние здоровья учащихся и их ухоженность.
Ахмет Байтурсынов играл на домбре, хорошо пел, композиторствовал, точно так же пели и владели домброй Байкадам Каралдин и его супруга Урзипа, которая еще участвовала в спектаклях. Известно, что Байтурсынов предложил Затаевичу около сорока стихов для переложения на музыку, Байкадам тоже подготовил 6-7 песен.
А.В. Васильев отмечает, что с 1890 года в училищах были введены уроки гимнастики и пения.
Конечно же, то обстоятельство, что дети умели петь и играть на домбре, не было связано только с В.В.Соколовым, но его влияние на увлечение детей музыкой остается бесспорным. Да и Данабике говорит о том же: «Он руководил хором и вел уроки хора, обучал детей правильному произношению ритма марша, который исполняли в народных домах и праздничных парадах. В городе кроме него не было ни одного профессионального музыканта».
В.Г. Иванов родился 27 августа 1887 года в городе Ыргыз. Закончил основанное И.Алтынсариным Ыргызское ремесленное училище и в 1907 году – Оренбургскую учительскую семинарию. Умер 20 февраля 1993 года.
Школа, основанная в 1909 году в Торгае, носит имя Иванова.
Брат Габдолгали Балгымбаева Ахмет Балгымбаев писал 7 июня 1905 года: «…Исполнилось 15 лет, как я вступил в должность народного учителя. Это звание для любого человека, в особенности для простого казаха – высокое достижение. В 1902 году я был приглашен на должности заведующего Карабутакским двухклассным училищем и школой аула № 10 этого же района. Это место для меня, моей семьи и моих родных было очень престижным. За время моего пребывания в данной должности меня с проверкой посетили военный губернатор Торгайской области генерал-лейтенант Ломачевский три раза, два инспектора статсоветника господина Хохлова – четыре раза, директор народных училищ статсоветник господин Ронгинский – один раз. И каждое посещение были положительно отмечены генерал-лейтенантом Ломачевским и высказана личная благодарность за благополучную атмосферу в учебных заведениях. Он был заинтересован в обучении казахских детей. С удовлетворением отмечал честность в отношении к царской империи, трону, прогрессу в развитии мировозрения учеников и учителей. И в каждый приезд представлял к очередной царской награде. Выделял наиболее отличившихся юных патриотов, оценивал их выступления, награждал их денежными премиями. До меня это место занимал мой брат Габдолгали Балгымбаев и пребывал в этой должности 12 лет.
На этом поприще он был инициативным, честным и энергичным. Вследствие этих обстоятельств знания девушек Карабутакских учебных заведений были намного выше, чем в других по всей области. Поэтому руководители постоянно поощряли нас и ценили достоинство и честь Балгымбаевых. Продолжая начатое братом дело, я тоже вселял в сердца младшего поколения любовь к Отчизне. Свидетелями этого были мои непосредственные руководители.
Мой старший брат – Мухамедьяр Балгымбаев – наследник отца. Является доверенным учителем училищ Торгая с 1886 года. Как и проповедники религии, он неизменно пребывал среди народа. Вследствие своих стараний он имел немало благодарностей военного губернатора Торгайской области и руководителей народного просвещения…». Эти слова становятся подтверждением воспоминаний Данабике.
Преподавательская деятельность Мухамедьяра в Торгае совпадала с периодом поступления на учебу Ахмета Байтурсынова в 1886 году. Это был промежуток времени, когда «в Торгае функционировало смешанное шестилетнее высшее училище для русско-казахских детей, первая школа для русских детей, татарская школа и ремесленное училище».
Ахмет Балгымбаев назначается в эту русско-казахскую школу учителем в 1894 году. В связи с нехваткой педагогических кадров учителя одной школы могли преподавать и в другой.
В списках учащихся русско-казахских школ показано, что Мухамедьяр Балгымбаев (15 лет), Алмухамбед Балгымбаев (11 лет) 1 января 1870 года, Габдолла Балгымбаев (6 лет) 3 ноября 1873 года поступили на учебу.
Из вышеизложенного следует, что Балгымбаевых было пять, и все пятеро были учителями (об Ахмете Балгымбаеве уже было сказано). Что касается школы, то когда в 1869-1870 учебный год было начато зачисление детей, уже тогда они называли ее русско-казахской, хотя официально она не имела такого статуса до 1874 года.
Ибраевед Асет Ламашев поэтому говорил, что «По предложению будущего великого просветителя русско-казахские школы в 1869 году были преобразованы в русско-казахские училища». Автор писал, что Алтынсарин в 1874 году выступил перед областным управлением инициатором преобразования школы в двухклассное русско-казахское училище.
В период 1907-1917 гг. в бытность Г.Балгымбаева инспектором народных училищ Торгайской области здесь насчитывалось 22 русско-казахских училища, в городе Торгае была открыта школа-интернат для 100 девушек.
Серикбай Оспанұлы, профессор
Костанайского регионального
университета им. А.Байтурсынова
Добавить комментарий