С 1 сентября в Костанае вступили в силу новые графики движения городских автобусов

С 1 сентября в Костанае вступили в силу новые графики движения городских автобусов

Решение акимата коснулось сразу 14 маршрутов – №№ 2, 3, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 21, 24, 25, 27 и 120. Чиновники уверяют: в часы пик существенных изменений не будет, а оптимизация затронет лишь межпиковое и вечернее время.

Однако среди перевозчиков и пассажиров нововведения вызвали оживленное обсуждение. А что ждет пригородные автобусные маршруты, которые из Костаная следуют в Костанайский район? Этот вопрос все чаще звучит и от пассажиров, и от перевозчиков.

А здесь тоже грядут изменения. Власти Костаная официально обратились в областной акимат с предложением передать шесть направлений, обслуживающих дальние поселки, в ведение области или районов. В их числе – и маршрут №102, связывающий Костанай с Тобылом. Так что пока задача увеличения количества автобусов на этих направлениях не ставится, признают в акимате областного центра.

Пригородные маршруты: в поиске баланса

Заведующий сектором пассажирских перевозок отдела ЖКХ акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов пояснил, что такие маршруты, как №101, №102, №116, а также проходящие через город №104, №105, №109, №117 и №118, формально относятся к категории пригородных. Они проходят через Костанай, но конечные точки находятся за его пределами – в дачных массивах, поселках и даже в соседних районах.

– На сегодня идет работа по передаче пригородных маршрутов. Окончательных сроков пока нет. Для города это принципиально важно: на субсидирование внутригородских направлений средств и так не хватает, а дополнительно ложится нагрузка по пригородным. Вопрос передачи позволит более справедливо распределить ответственность – обслуживать маршруты должен тот район или акимат, чьи жители ими пользуются, – отметил Бейсенов.

По его словам, маршрут №102 сегодня обслуживает ТОО «ТуристТранссервис», руководитель предприятия – Николай Петрович Кушнеров. Перевозчик признает: направление востребованное, но нагрузка на водителей и транспорт растет, а без дотаций обеспечить высокий уровень обслуживания становится все сложнее.

По данным акимата, в Костанае работает 38 маршрутов. Из них 37 субсидируются из бюджета. Исключение составляет рудненский №120, который связывает два города Костанайской области. Транспортная тема тесно связана с социальной сферой. Для многих жителей сельских территорий и пригородов автобусы остаются единственным способом добраться до работы, учебы, больницы или торговых точек. Поэтому разговор о субсидировании – не только экономический, но и социальный. Городские власти подчеркивают: решение о передаче маршрутов в ведение районов позволит жителям получать услуги транспортных компаний более адресно. Ведь именно районные акиматы лучше понимают особенности логистики на своих территориях.

– На пригородные маршруты у нас пока нет задачи увеличивать количество автобусов, – добавил чиновник. – Тем более что финансирование области на них не выделяется.

Бюджет против пассажиропотока

Причина оптимизации лежит на поверхности – рост бюджетных расходов. Если в 2021 году на субсидии городских перевозок было потрачено 1,2 млрд тенге, то в 2025-м эта сумма выросла до 7,9 млрд.

– Мы должны понимать: бюджет не резиновый, – пояснил заведующий сектором пассажирских перевозок отдела ЖКХ акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов. – Мы субсидируем перевозчиков по километражу, а не по пассажирам. Это сделано для того, чтобы избежать гонки водителей и обеспечить безопасность. Но при этом у нас нет возможности ежегодно увеличивать расходы на 30-50%.

В июле этого года на аппаратном совещании аким города Марат Жундубаев подчеркивал, что в Костанае перевозчики получают субсидии в полном объеме. Но уже тогда он намекнул, что «деньги любят счет» и без наведения порядка в транспортной системе не обойтись.

Что показал мониторинг

Решение об оптимизации принималось на основании анализа системы электронного билетирования AlemPay.

– Мониторинг выявил сразу несколько проблем, – рассказал Бейсенов. – В межпиковое время и вечером автобусы ходили полупустыми, при этом простаивали на конечных остановках по 15-20 минут. В центре города наблюдалось дублирование маршрутов: например, № 13 и № 18. В результате бюджетные деньги расходовались неэффективно.

По его словам, новая схема должна сократить «пустой пробег», рационализировать интервалы и перераспределить транспорт в те районы, где действительно есть спрос.

Минус 17 автобусов

В итоге с сентября из городского парка убрали 17 автобусов. Теперь вместо 203 на линии ежедневно выходит 186 транспортных средств.

– Самые большие изменения произошли на маршруте № 13, – отметил Бейсенов. – Там убрали 5 автобусов, и теперь на линии осталось 7 единиц. На маршруте № 18 сократили один автобус, на № 27 – еще один. А вот маршруты, обслуживающие густонаселенные районы – например, № 38 и № 10 – наоборот, усилили. В Кунае на маршрут № 103 добавили четыре автобуса, увеличив количество машин с 2 до 6.

Таким образом, оптимизация носит не только «урезающий» характер, но и перераспределяющий. По расчетам отдела ЖКХ, это позволит сэкономить несколько сот миллионов тенге.

Перевозчики недовольны

Тем не менее, сами перевозчики настроены куда менее оптимистично.

– Мы получили письмо об изменении графиков 21 августа, – рассказал директор одного из предприятий-перевозчиков Александр Брунер. – Сокращают 9 автобусов на популярных маршрутах №№ 2, 3, 13 и 25. При том, что каждый автобус перевозит от 800 до 1000 пассажиров в день. Я против такого решения и надеюсь, что аким внимательно рассмотрит ситуацию.

Брунер отметил, что особенно болезненно оптимизация ударила по маршрутам, связывающим спальные микрорайоны с центром.

Пассажиры: «Ждать стали дольше»

Первые жалобы от горожан появились уже через неделю после запуска новой схемы.

– По нашим данным, пассажиропоток снизился примерно на 10 тысяч человек в неделю, – подтвердил Бейсенов. – Но количество жалоб уже пошло на спад. Мы ежедневно отслеживаем загрузку автобусов. Там, где видим перенасыщение – добавляем машины. Например, на маршрутах № 38 и № 10 мы усилили парк за счет дополнительных автобусов.

Тем не менее, жители некоторых районов в соцсетях продолжают жаловаться на долгие ожидания вечером и переполненные автобусы утром.

Будет ли закрытие маршрутов?

Официально власти заявляют, что речь идет только об оптимизации графиков, а не закрытии маршрутов.

– Закрывать маршруты пока не планируется, – подчеркнул Бейсенов. – Но нужно понимать: если два маршрута полностью дублируют друг друга, рано или поздно встанет вопрос об их объединении. Это естественный процесс.

Чиновник напомнил, что город растет: строятся новые микрорайоны, появляются новые потребности. Поэтому оптимизация – это не разовое мероприятие, а постоянный процесс настройки транспортной системы.

Дилемма: тариф или бюджет

Главный вопрос, который остается открытым – каким образом в будущем финансировать общественный транспорт. Сейчас на 2026 год акимат формирует бюджетную заявку. Предварительно сумма субсидий составит около 8 млрд тенге. И здесь назревает выбор: либо поднимать тариф для населения, либо продолжать увеличивать траты бюджета.

На этом фоне вопрос оптимизации выглядит лишь первым шагом в поиске компромисса.
Оптимизация маршрутов в Костанае – это, по словам чиновников, компромисс между экономией и удобством. Власти уверяют, что в час пик автобусов хватит всем, а в межпиковое время нужно привыкать ждать дольше. Перевозчики опасаются потери доходов и сокращений водителей. Пассажиры недовольны тем, что вечером автобус приходится ждать по 20-25 минут.

Что касается пригородных маршрутов, то пока ситуация остается подвешенной. Вопрос о передаче их в ведение области обсуждается уже не первый год, но решения до сих пор нет. Ясно одно: транспортная система города нуждается в постоянной корректировке. И чем быстрее власть, перевозчики и пассажиры найдут баланс, тем комфортнее станет жизнь в Костанае.

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!