В Костанайском районе есть место, где заботливо взращивают музыкальные таланты

В Костанайском районе есть место, где заботливо взращивают музыкальные таланты

Не академические – для того есть музыкальная школа, а самодеятельные, те, из каких потом вырастают лидеры альтернативных направлений. Это – студия «Замкнутый круг», которой недавно исполнилось 10 лет.

Музыкальная студия, которой руководит Сергей Разумов, располагается в подвальном помещении ДК «Алтын дән». Весьма символично, поскольку в основном ребята, с которыми работает Сергей Борисович, играют рок. А рок-музыка, во всяком случае та, из которой вышло наше поколение – это подвалы-студии, это кочегарка – знаменитая «Камчатка» Виктора Цоя… Несмотря на вполне понятный для такого помещения минимум комфорта, уже на подходе к помещению студии заметно, что ее участники стараются придать ему соответствующий антураж, украшая стены рисунками и надписями на интересные и близкие им темы.

Сергея Борисовича можно назвать одним из мэтров самодеятельной костанайской рок-музыки. И пусть личных высот на этот поприще он не достиг, но все свои знания, умения и любовь к музыке вкладывает в своих учеников.

– Ребята, которые приходят ко мне, слушают и играют в основном рок-музыку. Но поскольку мы работаем при ДК, то нам нужно играть более популярную музыку, поскольку рок – не для всех. Администрация так и говорит – это хорошее направление для вас, а массовому зрителю интересна более распространенная музыка. Их можно понять, ведь здесь проводятся в основном концерты, где собирается не только молодежь, но и люди разных возрастов, – поясняет Сергей Борисович.

Но молодежи, которая приходит сюда – в возрасте от 14 до 18 лет, нравится рок. Руководитель говорит, что идет как бы у них на поводу. Лукавит – сам рок-музыкант и тоже тяготеет к такой музыке.

При этом Разумов сразу обозначает – тут не музыкальная школа, и он не учит здесь никого с самого нуля, потому что учить с нуля – это очень долго, поэтому чаще приходят уже что-то умеющие. Одни умеют играть, другие петь, одни хуже, другие лучше, у одних больше развитие, у кого-то хуже техника, но все это совершенствуется и в процессе уже нарабатывается. Жаль только, недолго держатся группы – ребята, как правило, лет до 18 занимаются, потом начинают потихоньку разъезжаться – кто учиться, кто жить в другие города и страны. А музыкальная группа – такое дело, один человек ушел и все, она уже распадается…
При этом даже примерно подсчитать, сколько человек прошло через студию за эти 10 лет, Сергей Борисович не берется.

– Очень сложно сказать, обычно в среднем 20 человек занимаются в студии в течение года. Как правило, у меня 4 группы, в каждой 5 или 6 человек, в основном 5 музыкантов и солист, который поет. Замечу, что в этом отношении с мальчиками проблема, девочки в основном поют.

А набор в студию происходит в основном по методу «узын кулак». Одни приводят других, рассказывают о студии, объявления о наборе очень редко даются. Забегая вперед, скажу, что так сюда пришли все из студийцев, с которыми удалось пообщаться.

А начиналось все с того, что Сергей Разумов увлекся музыкой. Видя такой интерес, родители поддержали – купили сначала гитару, потом приобрели и пианино. При этом музыкальную школу парень не посещал.

– Когда-то в Затобольске был клуб от профсоюзов, назывался «Восток». Это был довольно прогрессивный по тем временам ДК, и там я с 15 лет начал заниматься, играл в группе. Потом директор предложил стать руководителем группы, и когда я окунулся в эту сферу, понял, что моих знаний не хватает – и теоретических, да и практических тоже. И начал сам изучать, открыл сольфеджио и стал корпеть над ним, так сказать, заочно учиться сам по себе. Потихоньку осилил, не досконально, конечно, но руководить самодеятельной группой могу. Хочу сказать, что здесь со студии поднимались у нас группы, ребята, которые доросли до профессионального уровня. Ну а потом началась перестройка, ДК этот закрыли, а здесь директором был Федор Николаевич Катрич. Поскольку я остался не у дел, он пригласил меня сюда. И вот с тех пор я работал до 2002 года, потом интерес у меня поостыл, скажу честно – платили здесь очень мало, тем более в те времена очень, так скажем, иронично и предвзято относились к рок-музыке, заставляли играть всякую попсу… И я решился податься на заработки. В течение лет 10-12 и охранником работал, и резчиком по дереву, и слесарем, словом, каких только профессий не поменял, хотя музыку не бросал, дома занимался. Работал и зарабатывал, но мне не нравилась эта работа, потому что это было не мое, мое – музыка, я без этого не мог…

И вот уже чуть больше 10 лет назад меня снова пригласили работать сюда, в ДК. Тогда у нас в районе акимом был Ахметжанов, от него пошла инициатива поднимать вокально-инструментальное направление. Тогда мне позвонили из ДК, пригласили, я пришел, и мы начали играть. При этом аким тоже – Ахметжанов играл на барабанах. Еще Амангельды Чапаевич Досжанов был, он играл и пел, словом, собрались любители. Ну а когда Ахметжанов ушел, я собрал ребят – именно малолеток, и с ними начал работать. Это был май 2014 года, тогда наша студия и начала существовать. Сначала было 2 группы, потом все больше, приходило много молодежи, все хотели играть и петь, и я никому не отказывал, так и втянулся в это дело, – рассказывает Сергей Борисович.

В то время родилось и название студии – «Замкнутый круг». Поначалу так называлась одна из первых музыкальных групп, но потом их число росло, а процесс шел, причем словно по кругу. Так и получилось, что теперь студия носит такое название.

Несмотря на то, что в большинстве своем молодежь здесь – рокеры, они чужды всем этим придуманным атрибутам рокерства, связанным с неправильным образом жизни. Руководитель замечает – сложилось мнение, что рок-музыканты – это сплошь в массе своей разгильдяи, алкоголики и наркоманы. Но это не так.

И в студии ребята все без вредных привычек, руководитель подчеркивает, что очень строго к этому относится.

Тут еще нужно сказать, что за годы существования в студии сложились свои традиции. Одна из них – ежегодная уборка берегов Тобола. Причем проводят ее студийцы два раза в год – весной и осенью, безо всяких понуканий, принуждения. Делать совместно доброе, нужное дело – это один из элементов воспитания в том числе, ведь все-таки Разумов работает с молодым поколением не только как музыкант, но и как педагог.

При этом Сергей Борисович еще раз отмечает, что эта студия – не для профессионалов, а для всех, кто любит музыку и хочет ею заниматься.

– Мы не профессионалы, чтобы по нотам играть, да и на песни, которые исполняем, нот нет. Я принимаю материал на слух, потом объясняю ребятам, как играть. Хорошо, что сейчас есть интернет, там разборы всякие, ребята сами смотрят, учатся, потом с этим приходят, мы сводим все и сыгрываемся, – делится процессом творчества руководитель.

При этом в репертуаре песни в основном на английском и русском, очень редко – на казахском языке. Это связано прежде всего с тем, что казахской рок-музыки практически нет. Но в любом случае все группы исполняют и популярные композиции, и в студии взято за правило – каждой группе иметь в концертном репертуаре три песни на трех языках.

Сергей Борисович просит отметить родителей, которые поддерживают своих детей. Вот и сейчас при их помощи для участников студии шьются качественные концертные наряды, а то приходилось выходить на сцену в чем придется, а это все же неправильно.

В целом для развития рок-направления, поскольку оно не столь распространено, необходимо участие музыкантов в фестивалях, соответствующих конкурсах. Однако Сергей Борисович признается – таких приглашений им практически не поступало.

– Мы пытались здесь одно время организовать фестивали, лет пять их проводили. Это уже у нас начало в традицию входить, но как-то заинтересованности со стороны администрации не было, мы практически работали сами по себе. Поэтому постепенно эта инициатива сошла на нет. Сегодня выступаем Костанае в «Сити-центре», в «ракушке» в парке, на набережной, но очень редко. В Костанае рок-фестивали не проводятся, в Рудном есть, но уровень там откровенно слабый. А ведь у нас в области молодежь такая талантливая, когда бываю в «Сити-центре», всегда вижу – талантов полно. И в соцсетях скидывают выступления – очень много у нас талантов. Но не проводят фестивали, не выводят их на сцену… В прошлом году было мероприятие, отдел культуры организовал, мы выступали, может, с него начнется эта работа. В Костанае появились группы, свои песни пишут, некоторые из ребят у меня занимались. Известна очень хорошая группа из Лисаковска, тоже со своими песнями, еще у нас работает Геннадий Борисович Максимов, он тоже года три как организовал подобную студию, хотим в августе организовать что-то вроде фестиваля, пригласим кого-то, соберем таланты, если получится…

Сергей Борисович нисколько не преувеличивает, говоря о множестве талантов в нашем регионе. И они подтверждают, что приходят в студию друг за другом. Иван Набиркин пришел вслед за другом Данилом. Интересно, как он выбрал инструмент – говорит, когда друг играл на гитаре, от «подыгрывал» ему, отбивая ритм…на животе! Придя в студию и познакомившись с Сергеем Борисовичем, на вопрос руководителя – какой инструмент хотел бы выбрать, вспомнил свою «игру» и решил, что барабаны.

– Я абсолютно без музыкального образования, здесь помимо прочего получил навыки игры на гитаре и бас-гитаре, купил эти инструменты. Пока здесь, но музыку бросать не собираюсь, буду дальше учиться, знакомиться с другими группами и стилями, благо, здесь много еще всего и есть к чему стремиться, – поделился Иван.

– Все мы знакомы со школы – Ваня, Данил – его друг, и еще Даша, они ходили сюда. Как-то Даша мне пишет, дескать, приходи и принеси акустическую гитару. Не знаю зачем, просто пришла и принесла. Мы сидели, ждали остальных, я была с гитарой и Сергей Борисович стал спрашивать – на чем играю, знаю ли теорию музыки. Ну я ничего не знала, просто подыгрывала друзьям. А в этот день должен был прийти мальчик, который на басу играет, и он не пришел. Тогда Сергей Борисович спрашивает – Карина, а ты сможешь на басу играть? А я этого инструмента даже не видела ни разу… Но все же попробовала, начала ходить в студию, играть, и поняла что мне это больше интересно, чем просто гитара…

– У Карины Джаран уже довольно высокий уровень. Она и петь научилась, – заметил Сергей Борисович.
А Глеб Чуприков, можно сказать, уже профессиональный музыкант, во всяком случае, как говорит, играет в группе в Костанае, они пишут свою авторскую музыку и записываются в студии. При этом музыкой начинал заниматься на уровне частного преподавателя, потом забросил и ушел в спорт. Однако после травмы вернулся и начал учиться играть на гитаре.

– Это в Костанае, наш преподаватель собрал ребят, и меня посадил за барабаны. Мне понравилось, но по прошествии где-то года я понял, что нет развития. Начал искать группы, и вот нашел Сергея Борисовича через знаменитую барабанщицу Ключникову Анну, которая здесь занималась и пела. Играю в Костанае в группе, а здесь продолжаю заниматься, потому что в этой студии получаю больше развития, и все применяю уже там, – рассказал Глеб.

Доминика Кун – солистка, говорит, что ее сюда манит не только возможность заниматься творчеством, но и атмосфера дружелюбия, доброты, веселья и взаимопонимания. К слову, это ощущается очень хорошо. И руководитель – не начальник, а просто наставник и друг. Так и бывает, когда человек по-настоящему увлечен своим делом и имеет талант заражать этой любовью других. Уверены, что благодаря этому студия «Замкнутый круг» проживет еще очень долго и воспитает не один десяток талантливых самодеятельных артистов, которые станут настоящими профессионалами.

Айгуль ЖУМАБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!