К развитию полиязычия

К развитию полиязычия

В Костанайскую область на республиканский методический семинар «Обучение на трех языках: поиски и решения» съехались учителя и методисты из пяти регионов Казахстана. Полсотни первопроходцев продвижения идеи трехъязычия из Астаны, Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей собрались вместе, чтобы еще раз обсудить возникающие на пути к глобальной цели проблемы, порадоваться успехам и обменяться мнениями.

В работе семинара принимали участие главный эксперт управления содержания и методологии общего среднего образования МОН РК, куратор направления внедрения трехъязычного образования Шолпан Касымова и директор Центра трехъязычного образования НАО им. Алтынсарина, магистр педагогических наук Сара Жуманова.
В течение двух дней форума работа велась сразу на трех региональных практических площадках в Костанае, Рудном и Костанайском районе, где педагоги посетили мастер-классы, панорамные уроки, дебатные турниры школьников, практическую арену и методические мастерские, выставки-презентации опыта преподавания предметов естественно-научного направления на английском языке.
Открывая пленарное заседание, заместитель руководителя управления образования акимата Костанайской области Аман Сейтов отметил, что реформа образования должна проходить согласно общепринятым международным стандартам, которая бы открыла перед казахстанской молодежью новые возможности и перспективы.
– В прошлом учебном году в нашем регионе было всего 16 пилотных школ, полностью или частично внедрявших преподавание на английском языке. Нынче же в пилотном режиме работают 80 школ области и 132 учителя окончили предметно-языковые курсы.
На этапность процесса внедрения трехъязычного обучения внимание педагогов обратила Шолпан Касымова. Так, с сентября 2019 года оно начнется в старших классах областных центров и в специализированных школах, то есть там, где налажена работа в данном направлении, имеются специалисты и созданы все условия. В 2020-2021 году к обучению на трех языках подключатся сельские школы, специализированные районные гимназии и полнокомплектные школы также с наличием соответствующих условий. А уже с 2021-2022 учебного года – сельские малокомплектные школы.
В свою очередь, до 2022 года будут организованы предметно-языковые курсы для вновь начинающих изучение английского языка, в том числе обучение на курсах менторов.
– Примечательно, что именно Казахстан благодаря политике Президента страны Нурсултана Назарбаева первым среди стран СНГ инициировал проект по внедрению трехъязычного образования, – подчеркнула директор Центра трехъязычного образования НАО им. Алтынсарина Сара Жуманова. – В полном погружении в нашей стране сегодня работает 764 школы, из них 48 – школы для одаренных детей и 716 – школы-гимназии и средние школы.
Как заметила представитель НАО им. Алтынсарина, программа по трехъязычию продвигается не на голом месте, в Казахстане имеется отечественный опыт – это 20 Назарбаев Интеллектуальных Школ, международные школы «Мирас» и Haileybury, школы для одаренных детей. Во всех регионах страны функционируют пилотные школы по трехъязычию, в том числе и в Костанайском районе. Одной из экспериментальных школ является Затобольская школа-гимназия. По словам заместителя директора по научно-методической работе Елены Пенкиной, на сегодняшний день здесь пять педагогов уже подготовлены, чтобы преподавать свои предметы на английском языке – это физика, информатика, биология и химия. Кроме того, в школе-гимназии есть учителя-энтузиасты, которые помимо спецкурсов дополнительно изучают иностранный язык.
– Пока мы находимся в начале пути. Есть еще над чем работать. Например, мы столкнулись с такой проблемой, как недостача учебно-методического материала на английском языке. Имеющиеся учебники не совсем соответствуют программе. Несмотря на это, наши учителя, в соответствии с программой, создают дидактические материалы и словари, все детально прорабатывают. Конечно, это колоссальный труд, но мы идем к тому, чтобы процесс внедрения полиязычия в практику преподавания предметов естественнонаучного направления был более облегченным и доступным для школьников. Хотелось бы отметить тот факт, что в нашей школе преподавание английского языка на протяжении достаточно долгого времени ведется с начальных классов. Поэтому в этом направлении адаптироваться под новый формат проведения уроков учителям и учащимся намного легче, чем, например, в других школах. Если взять 9 класс, то на сегодняшний день урок проводится процентов 80 на английском языке. При том, что по плану в первый год освоение идет на 25%, потом на 50 % и т.д, – поделилась с нами Елена Александровна.
Как воспринимает новый формат образования общество? Насколько готовы к этому учителя и родители? Как проводятся курсы по английскому языку для сельских учителей? И самое главное – каким образом на местах ведется мониторинг проблем и успехов в данной деятельности? Какая конкретно работа проводится с родителями, видят ли они результаты внедрения трехъязычного обучения? Каждый ли учитель по завершении учебной четверти отслеживает нюансы данного обучения? На эти вопросы пытались ответить участники прошедшего семинара.
В завершение форума, на пленарном заседании Аман Сейтов подчеркнул, что особая роль в развитии системы образования принадлежит учителям – победителям республиканского конкурса «Лучший педагог». Начиная с 2012 года этого почетного звания удостоены 20 костанайцев, в том числе 12 учителей средних школ.
Решением учебно-методического совета был создан Союз лучших педагогов Костанайской области. Членские удостоверения на семинаре учителям вручила главный эксперт управления содержания и методологии общего среднего образования МОН РК Шолпан
Касымова.
Ярким акцентом пленарного заседания стали выступления педагогов-практиков в ТЕD-формате (принцип подготовленных идей), использовавших интерактив с залом. Эмоциональное, артистичное общение участники оценили не только бурными аплодисментами, но и как руководство к действию. Миссия ТЕD выходит далеко за рамки совещаний и форумов, охватывающих множество проектов и инициатив, использующих возможности идей и продвижение стратегии трехъязычия
в том числе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!