Женское счастье Натальи Ткаченко
О роли женщин в семье и производстве до сих ведутся споры. Приверженцы образа прекрасной половины как хранительницы семейного очага доказывают, что в такой ипостаси не место для трудовых подвигов. Их противники уверены, что обязывать женщин проводить жизнь у плиты в качестве домохозяйки – лишать ее жизненной свободы.
А что предмет спора – сами девушки, матери, бабушки? А они выбирают золотую середину, в которой есть место и работе, и заботе о семье.
К таким относится и наша собеседница Наталья Ткаченко. Несмотря на сложности, ей удалось состояться и в профессиональном плане, и реализоваться как заботливая супруга и мать. Накануне Международного женского дня мы беседуем с Натальей Федоровной о ее жизни и пытаемся определить формулу женского счастья.
Получение профессионального образования и начало работы у нее пришлись еще на советские годы, потом вместе со всеми пришлось пережить перестроечные годы и какое-то время посидеть без работы, ну а с началом миллениума востребованность ее как специалиста только росла, причем пришлось осваивать и новые виды деятельности, чему Наталья Федоровна была только рада.
Этапы трудового пути
– Моя трудовая деятельность началась на комбинате строительных материалов, который располагался на Узкой колее. Однако пришли непростые времена и случился вынужденный перерыв в работе. Но оно и к лучшему – дети были маленькие, я занималась ими. А в 2000 году меня пригласили рабо-тать в Затобольскую теплоэнергетическую компанию. При этом здесь я трудилась по специальности – в технадзоре, как раз тогда ЗТЭК строил канализационную станцию.
Когда строительство закончилось, по предложению руководства компании я осталась на должности заместителя директора по экономическим вопросам и работала в этом качестве 5 лет. Опять же хочу отметить, что и здесь моя строительная специальность была очень даже нужна, поскольку моя деятельность была связана с инженерными коммуникациями, строительством, тарифами. Мне не сложно было переключиться, потому что тогда только разрабатывались тарифы, мы их обосновывали, защищали, словом, это был интересный большой опыт работы в коммунальном хозяйстве. И он помог мне, можно сказать – привел в областное управление строительства, где я также была заместителем руководителя.
Конечно, это более серьезный, обширный фронт работы, связанный с финансированием и строительством. Мне вообще везло, что я попадала всегда на что-то новое, что нужно было изучить, освоить – это всегда интересно. На тот момент как раз реализовывалась госпрограмма «100 школ, 100 больниц». В этот период мы совместно с подрядными организациями, районами возвели немало больших и малых объектов. Например, это областная больница, поликлиника №4, Центр крови в областном центре, детская больница в Рудном. Помимо этого, строились ФАПы в селах, словом, это была огромная работа. И хотелось бы отметить, что мне везло и на руководителей, коллег.
С большим уважением и теплотой вспоминаю Виктора Мейстера, который, собственно, вложил немало сил, чтобы доказать, что эти и другие объекты необходимы нашей области. Благодаря ему в регионе началось также большое дорожное строительство, то есть мне посчастливилось участвовать в реализации проектов такого масштаба! И я очень благодарна своему времени за такую возможность, – говорит собеседница.
Звено между государством и бизнесом
Следующим новым, неизведанным этапом была Палата предпринимателей. Совершенно новое направление, взаимодействие между бизнесом и государством – раньше такого института в стране не было.
– Мне пришлось снова обучаться, но помогла моя практика в строительстве, там тоже были вопросы, связанные с этим, кроме того, в управлении приходилось взаимодействовать с бизнесом. Также через Палату предпринимателей проходили нормативные документы, которые разрабатывались в республике. Мы должны были их изучать, вносить свои предложения, чтобы облегчить жизнедеятельность бизне-
са. Эта работа мне нравилась, но когда в районах начали открываться филиалы палаты предпринимателей, то руководитель Талгат Абенов предложил мне возглавить подразделение в Костанайском районе, поскольку я живу в Тобыле, ну и видел потенциал как руководителя.
Конечно, я согласилась – это был другой уровень, я была более самостоятельной и приходилось выстраивать взаимодействие с местными исполнительными органами и бизнесом самой. И снова мне посчастливилось, буквально на следующий год была принята программа развития бизнеса «Бастау», которую мы реализовывали в районе.
И хочу отметить, что все эти четыре года, пока я работала здесь, мы держали первое место и по количеству обучающихся, и по числу открытых новых ИП, и по количеству полученных грантов. Все это – благодаря нашей команде, повторюсь – мне всегда везло с людьми, коллегами. Мы были одной командой, с одной целью – показать, что у нас есть талантливые, предприимчивые люди, которые хотят и могут открыть и развивать свое дело, и помочь им в этом.
При этом мы не достигли бы хороших результатов, если бы не были в одной «связке» еще и с отделами – сельского хозяйства, предпринимательства, Центром занятости, соцзащитой. Также большую помощь оказывали нам и сельские акиматы, так что успешная работа была достигнута усилиями всех, не только сотрудников филиала.
Реализация детской мечты
Выбор профессии Натальей Федоровной был обусловлен любимым занятием – рисованием.
– Когда училась в школе, любила рисовать и мечтала, что стану художником-модельером, поступлю куда-нибудь и всю жизнь буду заниматься любимым делом. Но мечты мечтами, а реальность – дело другое. Так что, когда закончила сельскую школу, решила ехать в Кустанай, в строительный техникум. Подумала: там чертить надо, что-то изображать, так и поступила на инженера-строителя. И ни разу в жизни не пожалела об этом! Ведь эта профессия предполагает достаточно обширные знания, которые нам и давали – сначала в техникуме, потом – в инженерно-строительном институте им. Куйбышева в Новосибирске, куда мы с мужем Сергеем поступили заочно.
К слову, познакомились мы студентами, и когда учились в институте, у нас уже родились дети. Хочу сказать – заочное образование в то время было очень серьезным, и учились мы по-настоящему. Жили в девятиметровой комнатке в общежитии, вечером придем, детей покормим и спать уложим, а сами залезаем под стол, включаем лампу (чтобы свет детям не мешал), и учимся! А предметы сложные – математика, физика, электромеханика и электротехника – не учиться нельзя было.
По сей день благодарна родителям – моим и мужа и другим родственникам, которые нам помогали. Особенно когда мы уезжали на сессию – сыновей по бабушкам развозили, они их воспитывали. А когда мы уехали на защиту диплома, нас не было полгода! Тогда старшему сыну было 6 лет, младшему четвертый год пошел. Так вот моя мама, к которой мы отправили старшего, отдала его в школу, чтобы «не болтался» просто так, да и ей не докучал – все же и у нее свои дела были. Так и стал сын школьником в 6 лет. А мы в это время с мужем защищали одну большую дипломную работу на двоих – тогда в Новосибирске активно строились новые микрорайоны, и вот один из них, на 5 тысяч человек, доверили спроектировать нам.
Помню, чертеж фасада у нас был размером с три школьных учебных доски в развернутом виде. Защитились мы, кстати, на отлично, и вернулись домой. В 1986 году нам как молодым специалистам государство выделило квартиру в Затобольске. Так в ней и живем. Когда получили, жилье было в новостройках, можно сказать, в чистом поле. Я даже возмущалась – как мы здесь жить будем? А сейчас уже все застроилось, и оказалось, что необходимые учреждения, объекты – все рядом.
Семейные ценности
При такой занятости, сложной работе Наталья Федоровна все же смогла найти компромисс между семьей и трудовой деятельностью. Признает: семейная жизнь – штука сложная, но если объединиться в решении всех вопросов и проблем, тогда все сложится как нужно.
– Наверное, избежать каких-то серьезных проблем во взаимоотношениях, в воспитании удалось благодаря и мужу, и детям. Я очень благодарна судьбе, что у меня два сына. Старший, кстати, пошел по нашим стопам, тоже строитель, так что у нас уже династия.
Касательно воспитания и взаимодействия в семье – меня никто не учил этому. Но меня интересовали эти вопросы, и я тогда выписывала какие-то журналы, читала соответствующую литературу и училась, как лучше вести себя с детьми в той или иной ситуации. Считаю, что мы с мужем воспитали достойных детей, сейчас они уже сами семейные, работают, у нас четверо внуков. Всегда считала, что с детьми нужно вести себя как со взрослыми, без излишнего сюсюканья. Дети видят, как к ним обращаются, и ведут себя соответственно – серьезно, без капризов.
Наш дом – коттедж на двух хозяев, практически частный дом, и в нем до недавнего времени постоянно встречалось четыре поколения нашей семьи – с нами 20 лет жила моя мама, недавно ее не стало. Я уверена, что такое взаимодействие разных поколений – только на пользу детям. Они учатся и хорошему бережному отношению к старшим, соприкасаются с мудростью, перенимают опыт.
А вообще наш дом по сей день открыт для детей, у них есть ключи, и они в любое время могут зайти, даже если нас нет дома. Не скажу, что в нашей семье имеются какие-то особые традиции, но то, что мы всегда по выходным по возможности собираемся все вместе, для каждого из нас важно. И дети всегда знали, что они могут прийти к нам с любой своей проблемой, вопросом, и мы всегда поддержим и поможем. Это, я считаю, одно из главных в семье.
Кроме того, когда внуки были маленькими, а я еще работала, причем нередко и выходные захватывала, тем не менее я старалась никогда не отказывать своим детям в помощи со внуками. Просто есть понимание – время идет быстро, дети растут, и если я не буду рядом с ними в тот момент, когда они еще во мне нуждаются, время уйдет и я уже этого не получу. А ведь это очень важно.
В окружении любви
Наталья Федоровна уверена – без взаимо-понимания и уважения в семье не может быть счастья.
– В молодости думаешь, что женское счастье – это свой дом, достаток, любящий муж. Но со временем я лично поняла, что главное – это умиротворение в душе. Когда ты понимаешь, что жизнь может подкинуть разные повороты, и ты, как существо эмоциональное, можешь отреагировать резко и не всегда адекватно. Но если тебе важен покой, сохранение добрых взаимоотношений, если ты уважаешь своих родных – нужно просто принять то, что есть, осмыслить, и только потом уже делать выводы.
Мы пережили тяжелые 90-е, когда приходилось реально выживать. Я не работала, муж трудился, но зарплату выдавали не деньгами, а, например, закаточными крышками! А деньги нужны, и вот приходилось продавать эти крышки, или печенье, или халву… Вешали объявление на забор, возле магазина стояла, обменивались. Выручало хозяйство – держали и свиней, и птицу, работали на огороде…
Кроме того, муж подрабатывал – все равно кто-то строился, ремонтировал дома, квартиры, он и детей с собой брал, они ему помогали. И в тот момент как раз было очень важно вот это взаимопонимание, взаимодействие.
А сегодня я тоже работаю на огороде, очень люблю это дело, с нетерпением жду весну. Иногда плохо себя чувствуешь, а только начнешь работать на земле – все как рукой снимет. Поистине земля лечит! Сейчас у меня хобби – выращиваю цветы-многолетники. Очень нравится этим заниматься, и тем, кто приходит и видит плоды трудов наших – тоже. И вот то чувство умиротворения, о котором я вам говорила – оно разливается на сердце. Так что, наверное, есть оно у меня – женское счастье…
Добавить комментарий