Воспитание патриотизма через историю родного края

Воспитание патриотизма через историю родного края

С начала этого учебного года в школах Казахстана используются учебники по краеведению. Причем у каждого региона он свой. Писали эти учебные пособия непосредственно учителя, работающие в школах областей. С одним из них встретился наш корреспондент.

Ирина Михалькова – учитель истории Алтынсаринской средней школы. Сразу же предупреждает: учебник, который она держит в руках – результат не ее единичного труда. Над ним работал большой творческий коллектив, которым руководил методический кабинет управления образования Костанайской области. Впрочем, все по порядку.
Моя собеседница – выпускница гуманитарно-социального факультета Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова по специальности «История». Диплом получила с отличием, поэтому от молодого специалиста уместно было ждать какого-то креативного подхода к работе. Придя учителем истории в Алтынсаринскую школу, Ирина Александровна практически сразу же стала разрабатывать свои авторские методики по краеведению. Поэтому была замечена и приглашена в творческую группу педагогов, которым предстояло создать соответствующий учебник по истории родного края.
– В 2017 году управление образования пригласило учителей, которые уже имели какие-то свои авторские наработки, для работы над учебным пособием. Важно отметить, что в рамках «Рухани жангыру» была разработана интегрированная программа, согласно которой краеведение входит в программы преподавания казахского языка, истории, географии и музыки. В нашу группу вошли также учитель истории Александровской СШ Ирина Александровна Кривоносова и учитель казахского языка Заречной средней школы с государственным языком обучения Суйеубаева Айкумыс Айтжановна. Мы работали на протяжении 2017-18 гг., учебник увидел свет в 2018 году. А уже в 2019 поступил в школы и сейчас в каждой области занимаются по собственному учебнику «Краеведение», – рассказывает Ирина Михалькова.
Конечно, говорит Ирина Александровна, он не был принят сразу, долгое время работа проходила экспертизу, вносились уточнения, исправления – над этим работали уже ученые, кандидаты, доктора наук. Когда авторитетное мнение постановило, что учебник готов, лишь тогда министерство образования рекомендовало его к использованию. И с этого года в учебную программу по истории включены часы преподавания краеведения.
– Но это ещё не все, – говорит Ирина Михалькова. – У каждого региона своя богатая история, которую в учебнике при всем желании охватить невозможно. И потому поставлена задача – собрать своего рода хрестоматию, в которой содержались бы более глубокие сведения, касающиеся каждого региона, в том числе по нашему району.
Эту работу у нас курирует отдел образования. Под руководством методиста Байгазиновой Алмы Магауяновны собрана группа учителей, сейчас идет сбор информации. Как говорит Ирина Александровна, предполагалось завершить эту работу до декабря, но собирать по крупицам, выискивать, систематизировать информацию не так просто, ведь не так уж много осталось живых свидетелей давних событий, да и современная история требует осмысления, потому она продолжена до февраля. Потом уже будет составляться сборник, который станет дополнением к имеющемуся учебнику именно на местах.
– Знать историю своей малой родины – очень важно! Для многих, думаю, этот сборник станет настоящим откровением, ведь не везде проводилась работа по краеведению. В рамках областного учебника отражены более известные личности, глобальные события, происходившие в наших краях. В рамках же истории района детального анализа не проводилось, но можно не сомневаться, что наш регион очень богат своей историей. Взять того же Тобольского мыслителя, который сегодня является достоянием всего Казахстана. Найден этот раритет был именно здесь, недалеко от Мичуринского! Или село Молокановка, основанное молоканами – старообрядцами. Да взять наше село – почему оно называется Алтынсарино? Все-таки, если брать факты, то так лучше было назвать Мичуринское – там рядом мавзолей великого просветителя. Но его имя присвоено нашему селу, которое раньше называлось Альжанка. Значит, это не просто так, возможно, этот Альжан, давший первоначальное название селу, был как-то связан с Алтынсариным? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, и ведется такая работа, как краеведение.
Действительно – наш край очень богат историческими событиями и личностями. Ирина Михалькова говорит, что у нас, на наше счастье, в селах живут люди, сохраняющие обычаи и традиции. Сохранились подлинные раритеты, связанные с историей переселенцев, освоения целины.
– Очень много нового будет собрано, думаю, для наших жителей этот сборник станет открытием. Но хотелось бы, чтобы не только учителя занимались этой работой. Пусть и сельчане не остаются в стороне, делятся тем, что помнят, что знают. Ведь история складывается из самых маленьких деталей, – уверена моя собеседница.
Впрочем, сказать, что народ у нас в этом отношении пассивен, нельзя. Особенно, по словам Ирины Александровны, увлеклись данным занятием дети. Но и взрослые помогают, даже те, кто уехал из села, стараются внести свою лепту.
– В 2017 году мы готовились к 40-летию школы и уже тогда собрали немало интересных сведений, – рассказывает учитель. – Причем нам нужны ведь не только «преданья старины глубокой». И сегодня среди нас живут люди, которые творили и творят историю – своим трудом, делом…Например, молодые спортсмены, их достижения – это тоже заметные страницы нашей истории, они также прославляют свой край, свою родину.
Костанайская область всегда была в гуще событий. На территории Тургайских степей впервые монгольские войска во главе с Джучи сразились с войском шаха Хорезма. Наш край богат выдающимися людьми – великий просветитель Ибрай Алтынсарин, давший народу свою письменность, свой алфавит, Ахмет Байтурсынов, представители Алаш-орды, по сути ставшие родоначальниками Казахстанской государственности, первый врач, первый скульптор, первый тархан из нашего края… В областном центре стоят памятники – не просто так, пусть каждый задумается над этим. «Нужно поднимать свою историю, чтобы подрастающее поколение гордилось ею», – говорит Ирина Михалькова.
Надо сказать, что такое подробное изучение истории каждого региона, каждого местечка – во благо полной истории. Ведь тогда будет меньше искажений, неточностей, которыми нынче грешит тот же интернет.
Пока живы свидетели важных исторических событий, необходимо встречаться с ними, фиксировать их свидетельства для будущих поколений. Есть еще ветераны Великой Отечественной войны, воины-афганцы, первоцелинники. Свидетельства из первых уст гораздо ближе прежде всего современным детям, которые зачастую ответы на свои вопросы ищут в интернете.
– Интерес детей к краеведению не случаен, ведь это для них возможность исследовать свою историю самим. В частности, в нашей школе ученики с удовольствием выполняют дополнительные задания, которые есть в учебнике краеведения. Когда у нас проводится «День науки», обязательно в нем участвуют работы по краеведению. Причем занимаются исследованиями не только старшеклассники, но и учащиеся младшего звена. Вообще, в нашей школе, можно сказать, краеведение проходит через все дисциплины, – отмечает учитель.
Само собой, при таком интересе к предмету в школе можно было бы открыть музей. И педагоги с учениками давно готовы претворить эту идею в жизнь. Но дело встало за приятным, конечно, для всех ожидаемым событием: школу предполагается подвергнуть капитальному ремонту. Поэтому было решено повременить с музеем, ведь это – специальное помещение, оформление, затраты сил и средств… Но как только вопрос с ремонтом решится, то сразу же будет решен и вопрос с музеем. А пока в школе оформили музейный уголок, глядя на который, чувствуешь: действительно, краеведение – это то направление, которое через знание родной истории, ощущения причастности к великим событиям и воспитывает в подрастающем поколении то чувство, что называется – патриотизм.
Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!