То ли на время, то ли навсегда…

То ли на время, то ли навсегда…

Нынешняя зима уже «порадовала» горожан и сельчан – и сильными морозами, и обильными осадками, доставив немало неудобств. И если тем, кто живет в традиционных населенных пунктах, как-то все равно проще, то каково людям, у которых жилье – в дачном сообществе?

Именно с целью прояснить данный вопрос мы отправились на дачи, напросившись в попутчики сотрудникам ОЧС – они проводят профилактические рейды с целью недопущения пожаров. И дачные участки для них – объект внимания номер один. Оно и понятно – здесь все без исключения отапливают жилье с помощью дров и угля, а жилища в массе своей построены из материалов, которые способны воспламениться в минуту. Во всяком случае, такое впечатление произвели несколько домиков, в которых, судя по дыму из труб, живут люди. Сразу отмечу, что не в каждом нам открыли – или жильцов не было дома, или не захотели… Зато у каждого жилого домика заливаются лаем собаки – и это тоже примета, что в них обитают люди.

Отправились мы на видавшей виды «Ниве» в дачное общество «Автомобилист». Оно наиболее респектабельное в силу расположения – вдоль оживленной трассы, близко от районного и областного центров. Возможно, поэтому удручающего списка проблем мы здесь не составили. И дороги прочищены, и электричество имеется. А большего людям, живущим на дачах, и не положено. К этому вопросу, к слову, мы вернемся позже.

А пока едем по узкой – две легковушки не разминутся – улочке. Дорога, как уже упоминалось, прочищена. Это вызывает удивление – на первый взгляд, жилых домов на улице раз-два и обчелся. Неужели ради пары заселенных домов тратятся средства на очистку не короткой, надо сказать, улицы? И, кстати, за чей счет это делается?

Данный вопрос задаю Галине – к ней мы со старшим инженером отдела ЧС Костанайского района Айдосом Адилом заехали к первой. Кроме хозяйки, в домике проживают еще трое человек, двое – дети. Дом не совсем дачный, значительно расширен, внутри – тепло. По поводу очищенной дороги Галина говорит, что этим занимается правление, им остается только оплатить 2 тысячи тенге один раз в год.

Едем дальше, завидя дымок из трубы и собаку на привязи, стучим в ворота. Домик типично дачный, маленький, кустарно утепленный. Никто не выходит, а Айдос замечает нарушения:

– Здесь по стене на горючем основании голые провода…

Однако указать на них некому, но опасное жилище сотрудник ОЧС берет на заметку.
В тех домах, где нам открыли, Айдос Адил проверяет печи, выдает информационный материал. Народ относится с пониманием – работа такая. Да и проверка специалиста лишней не будет.

Вообще-то дороги должны быть чистыми везде. Во всяком случае, настолько, чтобы могла проехать машина противопожарной службы. Однако, судя по всему, и в «Автомобилисте» есть улицы, где зимой никто не живет. Поэтому они занесены снегом.

– Здесь был пожар, бомжи, видимо, устроили в необитаемом домике. И мы не могли проехать, – рассказывает Айдос Адил.

У «Автомобилиста», как известно, часть территории в скором времени уйдет под строительство нового микрорайона. Однако люди до сих пор селятся в дачном обществе. Правда, стараются жить на тех улицах, что подальше. Надеются, что пока до них стройка не доберется. Как, к примеру, Людмила. Они переехали сюда из села два года назад. На жилье в городах, что районного, что областного значения, средств не было, а вот на дачный участок хватило. Сколько здесь проживут, не загадывают, но пока предпосылок к тому, чтобы искать другой вариант, нет.

– Все нормально, дороги чистят, свет (электричество) есть. Уголь, дрова покупаем. Если надо в магазин, по делам – все рядом, – говорит Людмила.

К слову, возле дома припаркован автомобиль, что явно облегчает семье дачную жизнь.
Стоит отметить, что припаркованные авто рядом с жилыми участками встречались нам не так уж и редко. Но были и такие домишки, что понимаешь: у людей возможности улучшить как-то свои жилищные и прочие условия попросту нет. В магазине на территории дачного сообщества подтверждают: да, основная часть живущих здесь – мало платежеспособная, скажем так. Поэтому хватает должников. Зимой вообще торговля слабая, летом намного активнее.

Оно и понятно, ведь зимой потенциальными покупателями являются 250 человек, а летом – 1250. Столько человек занимается своими участками, пояснили нам в правлении. Заброшенные в это число не входят. И впечатление, что из десятков домов на улице заселен один-два, обманчивое. На самом деле на каждой улице жилых домов – 7-8. И проживает в них, повторимся, 250 человек.

– С электричеством проблем у нас нет. Дороги чистим сами, для этого у нас имеется собственный трактор Т-40. Очищаем, правда, только центральные улицы, это порядка 6 километров. А там, где люди живут, но очистка улицы не входит в наши обязанности, они сами складываются и нанимают технику.

– А на какие средства это делаете вы?

– На те, что собираем в качестве членских взносов.

– То есть отдельно не собираете с живущих круглый год?

– Нет, они-то и разовый взнос неохотно платят…

Но в целом, как уже говорилось, жильцы дачных участков не жалуются. Да и не на что им жаловаться. Положенный максимум – подача электричества и очистка улиц, им предоставляется. Ни газ, ни питьевую воду сюда проводить никто не будет. Это не соответствует предназначению садовых обществ. Здесь люди должны заниматься садоводством-огородничеством, и точка. А уж если решили жить на даче круглый год – их проблема.

Сегодня как раз из-за того, что в дачных обществах становится все больше постоянных жителей, будируется тема как-то дачные домики, ставшими жильем, юридически признать и оформить. Однако сделать это пока невозможно, все той же причине – юридической. Пока садовые общества и де-факто, и де-юре остаются таковыми, круглогодичное житье-бытье на дачах остается временным. И в данном случае очень понятна суть поговорки: «нет ничего более постоянного, чем временное»…

Айгуль ЖУМАБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!