РАШИДА ШАЙКЕНОВА: «ТУРИЗМ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ДЕНЬГИ, И В РЕГИОНАХ ТОЖЕ»

РАШИДА ШАЙКЕНОВА: «ТУРИЗМ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ДЕНЬГИ, И В РЕГИОНАХ ТОЖЕ»

Еще один летний туристический сезон завершился. В Казахстане он запомнился очередным повышением цен в курортных зонах, дефицитом мест в них и нехваткой железнодорожных билетов. Независимый директор Совета директоров АО «НК «Kazakh Tourism», председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова считает, что изменить ситуацию в отрасли можно только перестав финансировать туризм по остаточному принципу и начав формировать образ привлекательности для туризма страны не только на фоне Астаны, но и регионов.

– Цены на туруслуги в Казахстане растут с каждым годом. Почему так дорого отдыхать в Казахстане?

– Потому что всем хочется зарабатывать и потому что в стране дорожает все, не только продукты питания, дорожает электричество, вода, текстиль, моющие средства, то есть все то, чем пользуется отрасль каждый день, обслуживая клиентов. Не забываем о создании инфраструктуры – это тоже деньги, причем немалые. Вода, электричество, природный газ стоят миллионов тенге, но это те комфорт и удобства, которые нужны клиентам. У нас сейчас есть отличный опыт в трех национальных парках. Туда зашел инвестор и возводит такую инфраструктуру в буферных зонах, которая не мешает природе. Она не капитальная, не фундаментная – это кемпинги. И сегодня этот тренд наблюдается по всей стране. Туристам через создание визит-центров, через формирование троп с помощью указателей дают почувствовать комфорт, удобство. Но вопрос цены остается, и его должны принять все, кто так или иначе связан с развитием отрасли в стране.

– Если ничего не менять в отношении снижения цен, это чревато отрицательными последствиями?

– Важно сохранить этот интерес казахстанцев к путешествиям внутри страны. Предложений много. Мы можем завтра столкнуться с другой ситуацией, когда все казахстанцы будут уезжать отдыхать за границу. Казахстанцы пока отдыхают, если только не иметь в виду Алаколь, Боровое. Сейчас к ним добавился Каспий, но это все больше туры выходного дня. Буквально на несколько дней съездил, посетил экскурсию, какие-то места и на этом народ ограничивается. Поэтому сегодня задача внутреннего туризма – как-то заинтересовать и привлечь казахстанского туриста, чтобы у него были желание и возможность отдыхать дольше в Казахстане и, естественно, оставлять финансовые средства здесь, у себя в стране.

– И как это можно сделать?

– Для этого вся эта наша система должна работать на внутреннюю потребность, на повышение качества услуг, на соотношение цены и качества. Внутренний туризм является, так сказать, локомотивом для развития въездного туризма, если мы для себя все внутри сделаем хорошо, то, естественно, это посыл для иностранцев, которые захотят приехать и увидеть страну, которая заинтересована в привлечении иностранных туристов и доброжелательна и толерантна, скажем так, во всех отношениях. Сделать это без поддержки областных акиматов на местах нереально. Они в ответе за дороги и придорожный сервис, который все еще – слабое звено. А дороги, особенно областные, требуют большого внимания. Это прямая доступность туристских ресурсов, а наши ресурсы все находятся за пределами городов, за пределами зоны комфорта в плане транспортной логистики. Пока предприниматели с чиновниками не будут планировать свою деятельность, вместе развивать туризм, привлекая местные инвестиции, создать доходную отрасль сложно. Мы ожидаем, что в регионах у нас будут менять подходы к этому коренным образом. Особенно вот это отношение к туризму по остаточному принципу. Формировать образ привлекательной для туризма страны не только на фоне Астаны, но и регионов.

– Если мы говорим о наших больших расстояниях, путешествиях по дорогам, не можем не вспомнить о туалетах на этом пути.

– Один из болезненных вопросов – туалетизация. Есть немало опыта в мире, когда страны вынуждены были заниматься туалетной революцией – строить прибрежную, придорожную инфраструктуры и менять сознание, менять отношение к этой потребности людей для того, чтобы уже на основе уважительного отношения к потребностям людей формировать и инфраструктуру. К сожалению, мы все еще находимся в процессе. Есть негативные примеры, когда за очень большие деньги ставили мертвые туалеты, к которым не было возможности подвести воду и канализацию. Мне сложно понять такие действия. Сегодня и мы, и иностранные эксперты считаем, что Казахстан – это страна экологического туризма. Но это не узкое понятие, оно включает в себя и развитие сельского туризма, и экстремальных видов туризма – это целый комплекс культурно-познавательного туризма, его археологические виды. Целый комплекс всего того, что связано с природными ресурсами, с культурой, историей, традициями, духовными ценностями. Мы ожидаем, что у нас в регионах будут меняться подходы к этому коренным образом.

– Как можно подстегнуть регионы заниматься развитием туризма как-то активней?

– Наша отрасль – ровесница независимости нашего государства, но тем не менее, несмотря на это, проблемы у нас старые, и они переходят из года в год. Интерес государства медленно, но верно разворачивается в сторону туризма, то есть приходит понимание, что этот маленький бизнес вот среди нас. Я всегда говорю, что развитие туризма принесет существенную пользу всей стране. Эта отрасль способна привлекать валюту в страну, создавать рабочие места, развивать смежные отрасли, а это, к примеру, транспорт и общественное питание, те же налоги государству. Пока каждый регион не решит что-то изменить в этом отношении, не поймет, как это здорово. Когда местному населению есть где отдохнуть, когда люди будут пользоваться туруслугами, тратить деньги, когда бизнесмены получат возможность вкладывать свои деньги в развитие своего дела, а затем получать доходы, когда будет формироваться культура обслуживания, уровень сервиса, делая акценты на особенности своих регионов – вот тогда мы увидим результат.

– Очень хочется, чтобы все получилось. У нас в Костанайской области тоже есть куда съездить и что посмотреть. Спасибо за беседу!

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!