От цветов до кумыса

От цветов до кумыса

Уже четвертый год в Костанайской области реализуется проект «Одно село – один продукт». Его главная цель, как отмечают специалисты, заключается в поддержке сельских жителей, занимающихся или желающих заниматься производством продуктов и товаров на продажу. Причем не только на продажу внутри страны, но и на экспорт. За эти годы число участников проекта серьезно увеличилось. Появились новые бизнес-имена по всему региону и в Костанайском районе в частности. При этом никаких льготных кредитов в рамках проекта не предусмотрено. Здесь иной подход. От государства – полное сопровождение и вывод продукта на рынок. Главное, чтобы предприниматель создавал собственное производство из местного натурального сырья.

Интерес есть

Изначально проект «Одно село – один продукт» был запущен в Казахстане в пилотном режиме в 2021 году лишь в четырех областях страны – Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской. Инициаторы- японские кураторы, где, собственно, он и зародился. В конце 1970-ых годов здесь решили использовать потенциальные природные ресурсы для улучшения экономики сельских регионов. Самое главное заключалось в том, чтобы создавать продукцию только из местных ресурсов. В итоге это помогло, как отмечают эксперты, не только преодолеть экономический упадок, но и развить бизнес на местах. Уже сегодня этот проект удачно реализован в 30 странах мира. В Казахстане он тоже стартовал вполне активно и в прошлом году был внедрен Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» в рамках инструмента «Развитие предпринимательского потенциала «Мен кәсіпкер» по направлению «Кәсіпке бағыт». Его основная цель осталась прежней – выявление и продвижение продукции, произведенной из местных ресурсов, для ее выхода на внутренний и внешний рынки.

Председатель Совета деловых женщин Костанайской области и куратор проекта «Одно село – один продукт» в регионе Елена Венгерская отмечает, что инициатива имеет не только экономическую, но и глубокую социальную значимость. Она помогает жителям сел поверить в свои силы, раскрыть потенциал и реализовать свои амбициозные идеи. К тому же финалисты проекта создают рабочие места для безработных, развивают местное производство и продвигают казахстанскую культуру на мировом уровне.

– Этот проект интересен для нас тем, что мы можем в селах, в городах поднять наших производителей, чтобы они выпускали свою качественную продукцию из местного сырья. Не секрет, что у нас много умельцев, которые могут на дому, имея минимум оборудования, делать качественный товар. Одной из первых, именно лучших в проекте, стала Анастасия Кравченко, которая стала из местных трав делать экологически чистую косметику и чаи, – отметила она.

По ее словам, проект реализуется очень успешно, потому что производители понимают, что им нужна помощь в реализации своей продукции.

– Трудности лишь в том, что те, кто только начинает свой бизнес-путь, а это зачастую творческие люди, весьма не уверены в своих силах. Они боятся брать за свой труд деньги. Беспокоятся за то, что, возможно, делают некачественную продукцию, которой не место кроме как у них в селе, а не для продажи более широкой публике. Но многие понимают, что наконец-то наступило время, когда они готовы в таких проектах участвовать. Сейчас у нас больше двухсот участников, а было примерно 50, – подчеркнула собеседница.

Помочь в продажах бизнесменам проект и правда может. В его рамках предприниматели из сел получают от государства поддержку по продвижению и сбыту производимого продукта. В помощь входит разработка товарного знака и сертификация.

– Маркетинг в этом вопросе очень важен. Наши специалисты учат продвигать свою продукцию, расставляя акценты именно на местный колорит. Ежегодно проводят мастер-классы для обучения, маркетингу, сертификации, продвижению товара, развитию личности, бизнес-презентациям. Как бизнесменам дальше двигаться, развивая свой бизнес, – прокомментировала Елена Венгерская.

Ранее в проекте могли участвовать только женщины, но с 2024 года к ним добавились и мужчины. Это жители сел, районов и городов, но преимущество все-таки отдается сельским жителям, подчеркивают эксперты. Также это должны быть действующие предприниматели, которые зарегистрированы как ИП и производят продукцию из местного сырья. Чаще всего это продукты питания, к примеру, в Костанайском районе производят кумыс, национальные изделия и товары для здоровья.

Идеальное соотношение

Асимгуль Жилкайдарова из села Заречное в Костанайском районе – многодетная мама, которая очень любит готовить. Но проводить слишком много времени на кухне ей было просто некогда, поэтому она всегда бралась за быстрые и легкие рецепты, которые значительно облегчают жизнь.

– Очень люблю, когда дома пахнет выпечкой. Я всегда говорю, что где пахнет выпечкой, там живет счастье. Вот то чувство счастья, когда твоя семья ест еду, приготовленную твоими руками. Но не ценой целого дня на кухне. Я за то, чтобы это занимало минимальное количество времени, но было максимально вкусно, полезно, аппетитно, чтобы все ели, ничего не оставив, – рассказывает она.

И женщина придумала пекарский порошок для дрожжевого теста. Это своего рода разрыхлитель, отмечает она. Но в нем действующей основой считается сода, а у нее – сухие дрожжи.

– То есть получается, хозяйка просто берет эту смесь, соль, сахар, засыпает все в воду, добавляет муку и через час у нее получается готовое тесто. Почему для нас это актуально? Мы все живем в Казахстане и баурсаки – наше национальное блюдо. Мы все любим хлеб, в который также добавляются дрожжи. Но как приготовить дрожжевое тесто быстро? Вроде просто. Возьми дрожжи, которые дадут тесту воздушность и легкость. Но они очень чутко реагируют на соотношение соли, сахара. Да, чем больше сахара, тем лучше дрожжи, конечно, подымаются. Но не любят соль, потому что она убивает действие дрожжей. При этом и много сахара не можем положить, нам нежелательно слишком сладкое изделие. За счет сахара тесто горит и внутри не пропекается. Я, получается, нашла это правильное соотношение соли, сахара и дрожжей у меня в пакетике, – поясняет женщина.

Превратить свою идею в бизнес семья решила сравнительно недавно, когда женщина решила, что только разведение скота на убой не решит все финансовые проблемы. Будучи в декрете, Асимгуль решила, что начнет зарабатывать сама.

– Я пошла в магазин и договорилась, что буду жарить для них пирожки. В день я могла заработать до 5 тысяч тенге. Набила руку, а с помощью своего порошка смогла сравнительно сократить время работы на кухне. Я тогда и рассчитала все ингредиенты его, а затем муж предложил масштабировать проект. Я за разумное потребление, за то, чтобы не было испорченных продуктов. Я за правильное питание, чтобы не кушать лишних дрожжей, я за свежую выпечку, я за то, чтобы каждая хозяйка умела готовить сама дома для своих родных, – подчеркивает женщина.

Порошок только вышел на костанайский рынок. Работает семья с весны этого года. В месяц продается примерно 1000 пакетов. Стоимость одного в магазинах – 240- 260 тенге.

– У нас уже есть постоянные покупатели, люди потихоньку узнают о нашем продукте, но этого, конечно, еще очень мало. Участие в проекте поможет нам научиться продавать наш продукт. Свою роль в этом играет участие в выставках, которые для нас организуются, а это однозначно шаг вперед, – добавляет она.

Сейчас сложности для бизнес-инициативы связаны с тем, что они производят не самые большие объемы, но это можно исправить. В рамках проекта, кстати, Асимгуль сейчас занимается оформлением сертификата на свой товар.

Хобби в бизнес

В руках жительницы г. Тобыл Костанайского района Оксаны Коростелевой  может ожить любой цветок. Даже самый запущенный. Уже 14 лет женщина занимается цветоводством. Причем если раньше это было лишь хобби, то сейчас это – уже основная работа, признается женщина. Оксана с детства увлекается выращиванием цветов. Говорит, что это, скорее всего, пришло от бабушки, у которой все окна дома были украшены многочисленными комнатными цветами. Но сразу превращать хобби в работу женщина не стала.

Она и сама не думала, что цветы могут приносить деньги. Построили с мужем теплицу и начали выращивать рассаду овощей.

– Постепенно цветы с подоконников перекочевали в теплицу, а еще стала даже сама продавать их на базаре. Потому что перекупщики получают очень большой процент, палец о палец не ударив. Бизнес затратный. У нас теплица работает и зимой. В феврале начинается очень активная работа. Готовим рассаду, но у меня остаются и черенки с осени. Их тоже выращиваю. Те же самые герани, бегонии или же хосты, – рассказывает она.

Выращивают то, что пользуется спросом. И это не только комнатные цветы, но и те, которые растут на улице. Сажают петунию, гортензию, георгины, хризантемы. В сезон – это сотни тысяч корней.

– Прибыль приносит. Цветы недешевые у нас выходят в нашем климате, тем более, большая часть корней выращивается в теплице, а это – коммунальные услуги. Согласитесь, это немаленькие суммы. В стоимость входит и покупка новых семян и саженцев. Покупаю со всего мира. Оплата не в тенге, а валюта ежегодно растет. У меня есть сорт герани, который стоит от 7 тысяч тенге. И на него тоже находится свой покупатель. Часто бываю в России. Везу цветы и оттуда. Они более акклиматизированные к нам, кстати. Легче приживаются, – продолжает разговор Оксана.

Что касается спроса, то здесь, отмечает собеседница, год на год не приходится. Но всегда выручают постоянные клиенты. Их тоже за годы работы накопилось немало. К тому же не забываем, что количество конкурентов для Оксаны увеличивается с каждым годом. В Тобыле растет число тех, кто занимается выращиванием цветов на продажу, и этот момент Оксана считает даже плюсом. Ведь этот факт заставляет ее не останавливаться, искать новые сорта, выращивать качественную рассаду, которая обязательно примется у своих новых хозяев.

Оксана тоже стала участницей проекта «Одно село – один продукт» Со своими цветами она участвовала уже не в одной выставке. Говорит, что показывать свой товар – тоже важно. Ведь сейчас очень много поставщиков цветов из Шымкента, и они зачастую из-за более благоприятных климатических условий, могут позволить себе ставить на товар более низкую цену, чем костанайские цветоводы. Бизнес-леди старается такие выставки не пропускать.

– У нас нечасто проходят такие мероприятия, где мы можем показать, что делаем. Показать товар лицом, так сказать. А это важно. Многие даже не знают, что мы есть и что мы можем предложить тем же ландшафтным дизайнерам или же просто любителям цветов у себя на даче, – пояснила она.

Недавно Оксана занялась плетением кашпо под цветочные горшки. Говорит, что очень популярная тенденция по украшению ими веранд наблюдается. Так что этой зимой она сложа руки сидеть не будет, ее подготовка к следующему сезону уже началась.

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!