Опасное соседство
В селе Заречном жители некоторых улиц обеспокоены соседством с захоронением сибирской язвы. Причем волнует их эта тема потому, что из-за запрета на земельные работы они могут не получить обещанные блага цивилизации, в частности, газ. Но им дали разъяснения, почему они не могли претендовать на их получение изначально.
Улица без названия появилась на окраине Заречного в начале нулевых. Так, по крайней мере, утверждают ее жители Игорь Зуев и Майя Кемпирова. По официальной версии акима округа Калыбека Жумашева, выдача разрешений на поселение здесь осуществлялась в 96-97 годах. При этом местная власть утверждает, что земельные участки были выданы под лично-подсобные хозяйства. Данный вид разрешения предполагает, что человек берет землю для того, чтобы, к примеру, устроить небольшую ферму, развести животных, построить для этого подсобные помещения. Но жилье при таком виде выделения земельного участка строить как бы нельзя.
Однако в законе на тот момент были определенные лазейки, благодаря которым многие брали участки как раз с целью построиться. Ведь ожидание своей очереди зачастую затягивалось, а хотелось побыстрее и все сразу.
Но жители окраины утверждают обратное – земли им давали под ИЖС. Готовы даже соответствующие документы предъявить. Но власти бумаги, по их словам, даже не рассматривают.
Мы уже знакомы с жителями данной улицы. Правда, встречались с ними несколько по другому поводу. Прошлым летом инициативная группа вызвала на встречу журналистов и представителей акиматов района и сельского округа, чтобы выяснить – почему они до сих пор лишены благ цивилизации. По их словам, с тех пор, как они здесь поселились, ни воды, ни электричества, ни газа им не проводили. Власти парировали – а никто и не обещал. Дескать, поселились вы здесь незаконно, никто вам ничего не должен. Специалисты отделов ЖКХ и строительства разворачивали и демонстрировали план села – никаких жилых строений в указанном районе не предусматривалось.
Тогда порешили на том, что жители улицы приведут документы на участки в соответствие, а власти изыщут возможность как-то решить их проблемы.
Надо сказать, что в 2015 году, по словам жителей улицы, отдел строительства заказал ПСД на коммуникации,
но из-за отсутствия средств проект не был принят на реализацию. В течение трех лет документ утратил силу, в прошлом году было принято решение о его корректировке, и вот как раз выясняя ее судьбу, жители многострадальной окраины узнали, что здесь вообще нельзя проводить какие-либо земляные работы из-за близости захоронения сибирской язвы.
Собеседники утверждают, что это известие стало для них громом среди ясного неба. Ведь за все время, пока они здесь живут, никто никогда им об этом не говорил. А люди строились, сажали огороды, копали скважины…
Так что теперь перед народом встал поистине клас-
сический вопрос – что делать? Его мы задали и акиму Заречного сельского округа Калыбеку Жумашеву.
Сразу скажем – от действий, законных или незаконных, предыдущих акимов округа Калыбек Жумашев открестился полностью. Как, на каких основаниях выдавались участки в этом районе села, по его словам, сегодня выяснить сложно. Но судя по плану, там явно не должно было быть жилого сектора. Что касается информации о захоронении смертельно опасных источников спор сибирской язвы, то в отделе ветеринарии это установили по архивному письму.
Небольшое отступление – в 2016 и 2018 годах в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях Казахстана были выявлены случаи заражения сибирской язвой со смертельным исходом. Это стало поводом для того, чтобы в каждом населенном пункте выявить местонахождение скотомогильников с захоронениями павших от опасных болезней сельхоз-
животных. Когда эта работа началась – еще в 2016 году, то специалисты схватились за голову: в большинстве сел подобные данные попросту были утеряны, и местонахождение опасных территорий никак не было обозначено. Поэтому власти предприняли все возможные попытки добыть данную информацию.
Судя по всему, именно так «добыли» ее и в отделе ветеринарии акимата Костанайского района. Во всяком случае, руководитель отдела Аслан Аренов подтвердил это:
– В 2017 году был предпринят ряд мер по улучшению эпизоотической ситуации в стране. В том числе нужно было установить точное местонахождение захоронений животных, имевших опасные заболевания.
По его словам, тогда и было установлено захоронение сибирской язвы в Заречном. Согласно кадастровым документам, оно было образовано еще в 1957 году. После развала советской системы ограждение и обозначение опасной зоны, по всей видимости, было уничтожено, а новые местные власти не потрудились обратить на это внимание. Так и получилось, что участки под ЛПХ были выданы рядом с опасным местом.
Жители злополучной улицы рассказывают, что обращались не только в отдел строительства и акимат. По их словам, посетили они и комитет по защите прав потребителей (проще говоря – бывший СЭС), и территориальную инспекцию. Везде в один голос им твердят, что ничего не знают, отношения к этому вопросу не имеют. А потому и ответить на вопрос – что же делать, не могут.
А в отделах ветеринарии и строительства стоят на своем – никаких земляных работ здесь проводить категорически нельзя. А потому и прокладка коммуникаций, требую-
щая рытья земли, невозможна. Но газифицировать улицу власти обещали – так называемой «воздушной» линией – это подтвердил в разговоре аким сельского округа.
Тревожит людей и то, что они, не зная об опасном соседстве, давно вырыли скважины, разбили огороды. Насколько опасно все это? Аким округа заметил, что люди могут получить ответ на этот вопрос, если самостоятельно произведут забор почвы для исследований на предмет наличия опасных спор. Но жители улицы резонно вопрошают – а почему это должны делать именно они? Почему этим не заняться специалистам соответствующих ведомств? В отделе ветеринарии нам пояснили, что данный вопрос может решить и аким сельского округа, если сделает запрос в соответствующие службы.
Игорь Зуев и Майя Кемпирова высказывают подозрения, что ведомства в этом просто не заинтересованы. Их смущает тот факт, что несмотря на опасное соседство, земельные участки в их стороне продолжают … активно осваиваться!
– По расчетам, мы находимся примерно в километре от захоронения, – говорят собеседники. – Но если оно находится там, где нам его указывают, то те, кто сегодня осваивает там участки, находятся к нему гораздо ближе – метрах в трехстах! А они ведь строят, копают землю…
Кроме того, по словам Зуева и Кемпировой, в той стороне также неизвестные роют землю, собирая металл. И тоже никому нет до этого дела.
Однако в акимате сельского округа опровергли информацию о том, что в Заречном в последнее время выделяли участки под ИЖС в иных местах, кроме микрорайона «Северный». Что касается земли под производственные нужды, то здесь право аренды должно реализовываться с торгов. Аким сельского округа Калыбек Жумашев ответил также, что если производство не касается жизнеобеспечения людей, например, не предполагает производства продуктов питания и т.п., то оно вполне может находиться рядом с захоронением сибирской язвы.
Но жители окраины не верят властям и намерены добиваться решения своих проблем. Во всяком случае, съезжать с обжитого места никто не будет точно. Сейчас они хотят знать не наверняка, а точно: есть ли опасное соседство? От этого будут зависеть их дальнейшие действия. И специалистам, по нашему общему мнению, стоит поставить точку в этом вопросе, проведя полный анализ почвы и найдя таким образом полноценные аргументы в пользу своих запретов.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий