НАСЛЕДИЕ «АЛАШ ОРДЫ»

НАСЛЕДИЕ «АЛАШ ОРДЫ»

В Казахстане 31 мая вспоминают жертв политических репрессий. Среди тех, кто попал под их жернова – лучшая часть казахской интеллигенции, которая стояла у истоков зарождения современной казахской государственности. Однако сегодня о роли деятелей «Алаш-орды» упоминают формально, совершенно не пытаясь глубже изучить их деятельность в контексте современной истории.

Дать справедливую оценку деятельности «Алаш Орды» попытались политологи, историки Бейбут Койшибаев, Айдос Сарым, Расул Жумалы. У них состялась весьма интересная и познавательная беседа с главным редактором журнала Exclusive Карлыгаш Еженовой, выдержки из которых мы хотим сегодня привести. Сосбеседники ответили на вопросы о том, каким было бы качество общества, если бы идеи лидеров «Алаш-Орды» продолжали оставаться востребованными и актуальными сегодня? Каков главный исторический урок «Алаша», будут ли продолжены исторические процессы, которые в жесточайших условиях колонизации смогли заложить лидеры «Алаша»? Почему идеи «Алаш-Орды» живы до
сих пор?
Айдос Сарым: Я считаю, что историю «Алаш-Орды», ее наследие надо изучать не только с точки зрения истории, застывших, неизменных фактов. А еще и с точки зрения потенциала этих идей для сегодняшнего дня.
Если очень коротко говорить, то сегодняшний казахский социум сходится в одном: что сегодняшняя ситуация в обществе во многом достигнута благодаря деятелям Алаша. Сегодняшний уровень консолидации нации, достижения в сфере образования и культуры достигнуты, в том числе, благодаря жертвенности, подвижнической деятельности деятелей Алаша. Даже будучи в изгнании, даже находясь под огромным давлением, они на первое место ставили образование, просвещение. Каждый из них написал по 1-2 учебника, и подспудно они готовили ту будущую интеллигенцию, тот слой интеллигенции, который не позволял остывать казахскости.
В чем вообще сакральная сущность «Алаш-Орды»? Я вижу, как минимум, два больших аспекта, которые сегодня очень важны и актуальны. Они нам нужны сегодня, как воздух. Это независимость и государственность, о которых мы говорим. Это один момент. Второй, как мне кажется, очень важный – это модернизация. Все деятели «Алаш-Орды» в свое время обладали очень хорошим образованием. Они хотели, чтобы нация стала очень образованной, модернизированной. Вот недавно появилась хорошая публикация, где обращается внимание на то, что многие деятели «Алаш-Орды» сопоставляли казахов с другими народами и хотели, чтобы они уподобились японцам в какой-то степени… На тот момент это была единственная модернизированная нация из стран Азии, которая не была колонизована. Такая мечта была.
Бейбут Койшибаев: Как уже говорил Айдос, главной идеей «Алаш-Орды» было построение национальной государственности. Это после того, как царизм, в общем-то, свел на нет государственность казахов, когда в 20-е годы XIX века были приняты новые законы Российской империи. Как последнего хана убрали, после этого полностью российская система государственного управления существовала в Казахстане. Поэтому главная идея была именно такая – возрождение национальной государственности. Но нам надо понять – почему реализация этой идеи у них не получилась? Хотя мы знаем, что идея «Алаш-Орды» оставалась в сердце у многих, даже у коммунистов, которые вместе с большевиками строили советское государство. Многие из них как раз и руководствовались идеями «Алаш-Орды».
Расул Жумалы: Если мы сделаем небольшой экскурс в историю, то, когда мы говорим о ситуации после 1990 года, что это первое Казахское независимое государство, до этого не было тех государственных границ, которые Казахстан обрел в 1991 году – конечно, мы лукавим. На самом деле, первое казахское государство и правительство возникли именно в «Алаш-Орде» 1917 года. В 1917-18 годах лидеры «Алаш-Орды», в частности, сам Алихан Букейханов проводили переговоры и с Лениным, и со Сталиным, с Колчаком и с Дутовым. И те границы, которые мы сегодня имеем, были зафиксировано в тех же 1917-18 годах. Когда в 1922 году был образован Советский Союз, и в него вошел, сначала на правах автономии, чуть позже – на правах союзной Республики, Казахстан, он вошел именно в тех государственных границах, которые обозначали лидеры «Алаш-Орды».
Бейбут Койшибаев: В 20-е годы, когда репрессировали «алаш-ординцев», их спрашивали: как же вы оцениваете тех личностей, которые уже были во власти? Они отвечали: – Мы смотрели на них с такой точки зрения: если он думает о том, чтобы принести какую-то пользу казахам – он национальный кадр… А те, которые не думали о казахах, а думают о своем благополучии, о карьерном росте – это просто чиновники. Вот таких простых чиновников было много в истории, и в наше время таких очень много.
Айдос Сарым: Понимаете, в чем заключалась трагедия того времени? Алаш-ординцы, помимо задач, которые существовали на тот момент – а им приходилось действовать в гораздо более сложной ситуации, когда происходила гражданская война, когда было непонятно, кто против кого воюет, и белые и красные были против казахов, и казахи сами не знали и долгое время были отлучены от военного дела и прочих вещей – одновременно занимались огромным количеством других, идеологических, фундаментальных вопросов. С одной стороны, это было выживание, с другой стороны – попытки физически сохранить казахов, как народ. Потому что есть 16 год, есть 18 год, есть голод 21-23 годов – и так далее. И многие деятели «Алаша» на тот момент уже перестали даже заниматься какими-то политическими вещами, садились на лошадей, ездили, организовывали комитеты помощи голодающим. Тот же Ораз Жандосов, он вместе с Кененом Азербаевым и другими вместе ездили в Китай, Узбекистан и Кыргызстан, и физически возвращали казахов на историческую Родину. Алматинская область в 1916 году оказалось вообще лишенной казахов, потому что после того, как восстание произошло, они подвергались репрессиям и огромное количество казахов перекочевало в Китай. Алаш-ординцы физически занималось сохранением нации.
Карлыгаш Еженова: У меня к вам вопрос. У некоторых бытует мнение, что за алаш-ординцами не пошли все казахи только потому, что в составе «Алаш-Орды» очень много было чингизидов, и они были как бы чужаками для остальных. Можно ли серьезно относиться к такой версии, или
она очень поверхностная?
Бейбут Койшибаев: За алаш-ординцами народа много не пошло, это естественно. В то время большевики в массах активно работали, у них кружки, пропаганда, даже казахов было много в социальных кружках марксистских. Алаш-ординцы в общем надеялись только на образованную часть населения, а в массах, видимо, не смогли построить работу, пресса была небольшая, нехватка популяризаторов своей идеи… Наверное, сработало еще и то, что новое государство говорило, что оно стоит за бедных – это сработало…Население-то довольно бедное. Естественно, они пошли за бедными. Но кроме того – просто сила оружия. Большевики принесли революцию на штыках в Туркестан, в наш край, везде социализм Красная Армия принесла.
Расул Жумалы: И по вопросу чингизидов. Наверное, это обстоятельство не играло очень важной роли в тогдашнем казахском сообществе. По той простой причине, что «Алаш-Орда» не была просто рядовой партией, одной из многих партий. На общеказахском курултае в 1917 году именно на основе партии «Алаш-Орда» было создано правительство «Алаш-Орды», которое и являло собой первое правительство Казахстана. То есть, это была не просто партия, это было мнение тогдашнего электората, что именно из «Алаш-Орды» мы будем формировать государство и правительство. Это первая сторона.
Второе – в отношении межнациональных дрязг. Когда мы часто говорим, что «Алаш-Орда» стояла за образование национального государства, это вызывает настороженность. Но здесь снова есть стереотипы и подмена понятий, когда под национальным имеется ввиду не только казахское население (и об этом очень четко говорили лидеры «Алаш-Орды»!). Один только пример. В том же 1917 году, в ноябре, когда было создано правительство «Алаш-Орда», из 25 членов этого правительства 10 министров были представителями некоренного населения. То есть, в том числе там были русские, евреи и так далее. Кстати, аналогичный пример. Когда в 1918 году была создана первая советская автономная республика в Туркестане, там было 14 членов. И в этом правительстве, большевистском, не было ни одного представителя коренного населения. Вопрос: кто же является большим интернационалистом?
Почему вообще идеи «Алаш-Орды» до сих пор живы, до сих пор популярны? Это желание прийти к истокам, потому что «Алаш-Орда» на самом деле была первым демократическим правительством, которое выдвигало эти вдохновляющие идеи. Не только казахская государственность, это и равноправные, добрососедские отношения с Россией, это честные выборы, это свобода слова, это лозунг: «землю тем, кто работает на земле», это судопроизводство на казахском языке, образование на казахском языке… А кроме того – свободные выборы, парламентаризм. Да, в составе России, но при том, что лидеры «Алаш-Орды» первоначально подразумевали, что мы берем статус автономии, потому что Россия сильна. Но при этом мы должны вести дело к тому, чтобы эти отношения были выстроены на равноправной основе.
Если бы мы вели отсчет не с 1991 года, а с 1917 года, мне кажется, Казахстан действительно, как мечтали многие лидеры «Алаш-Орды», сегодня мог быть где-то на уровне Японии. По качеству общества, его сплоченности. Снова повторюсь: не только казахского народа, но и других этносов, диаспор, которые сохранили бы свою национальную культуру и идентичность. Эта возможность была упущена. То страшно, что мы до сих по не можем признаться себе в очевидном, в том, что именно заветы, ценности, которые пропагандировали деятели «Алаш-Орды» – мы до сих пор не можем взять их на вооружение.
Хочу сказать о независимости. Я просто как «международник» хотел бы сказать, что в мире существует порядка 2 000 народов и народностей. Но только порядка 200 из них имеют свое государственность, остальные 1800 народов государств не имеют. Причем достаточно большие народы до сих пор проливают кровь, организуют восстания, те же курды, посмотрите, что происходит, те же уйгурские братья… Мы должны беречь это достояние – наше государство, мы должны все-таки прочувствовать это. Оно не просто нам «свалилось на голову» в 90-х годах прошлого века, нашу государственность надо беречь и развивать. И это не дело просто отдельных каких-то чиновников, каких-то отдельных активистов, историков, которые, в том числе, изучают наследие «Алаш-Орды». Это дело всех и каждого, потому что, потеряв независимость, можно потерять все остальное.
Айжан Адырбаева
по материалам интернет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!