Цвет посещения – ?
Система «Ashyq» внедряется в Костанайской области. По крайней мере, об этом заявили представители местного филиала палаты «Атамекен». Однако найти список учреждений, где уже внедрили умную систему распознавания потенциально опасных в плане заражения коронавирусом, нам пока не удалось.
Зачем он нам нужен, спросите вы, уважаемые читатели. А затем, что корреспондент газеты «Арна» на собственном опыте хотел испытать новую систему, которая у некоторых казахстанцев вызывает различные опасения, а некоторым идея очень даже нравится.
К примеру, депутат Мажилиса Снежанна Имашева усомнилась в безопасности приложения. Она обеспокоена тем, что приложение собирает персональные данные – номера телефонов и ИИН, передает корреспондент Tengrinews.kz.
– Приложение скачали 293 тысячи пользователей, к нему подключено 693 объекта. Однако итоги двухмесячного пилота Ashyq пользователи оценивают не так радужно, как отрапортовало министерство, а само приложение не ругал разве что ленивый.
– Пользователи оставили около трех тысяч критических отзывов, запросов и жалоб на его работу. Большинство из них сводится к следующим моментам, на которые необходимо обратить внимание разработчиков, прежде чем повсеместно внедрять цифровой продукт. Вызывает беспокойство то, что очередное приложение собирает персональные данные – номер телефона и ИИН – и неизвестно, в каких еще целях они могут быть использованы в дальнейшем. Например, что будет с собранными данными пользователей после того как отпадет необходимость использовать приложение, – сказала депутат, обращаясь к министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдату Мусину.
Также, по словам Имашевой, есть сомнения в безопасности самого приложения.
– По сведениям цифрового министерства, оно еще не прошло соответствующую проверку на информационную безопасность. Пользователи, уже скачавшие приложение, сталкиваются с трудностями при регистрации и входе в приложение. В самом приложении практически нет никакой полезной информации, есть только две ссылки: «Регистрация входа» и «Регистрация выхода». Отсутствует перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению. Нет возможности проверить свой статус до посещения заведения. Нет ссылки для связи со службой технической поддержки. Самое главное, что приложение не отражает реальный статус лица, – указала парламентарий.
По ее данным, пользователи, имеющие отрицательные результаты ПЦР-теста, отмечаются синим цветом в приложении, в то время как должны быть помечены зеленым. Это, как отметила Имашева, свидетельствует о некорректности баз данных, к которым обращается приложение, либо о несвоевременном их обновлении.
– Такие ошибки сводят на нет смысл пользования приложением. Также не исключается посещение заведения больным посетителем, статус которого просто не определен правильно, так как лица, никогда не сдававшие ПЦР-тест и даже болеющие бессимптомно, все равно будут помечены синим. Кроме того, непонятен порядок дальнейшего использования и финансирования поддержки приложения, – добавила депутат.
Снежанна Имашева указала, что на сегодня не определен статус владельца цифрового продукта и не определено лицо, в ведении которого будет приложение, на каких условиях будет осуществляться его доработка, что также вызывает недоверие у граждан к подобного рода цифровым нововведениям.
– Уважаемый министр, прежде чем предлагать всей стране пользоваться приложением Ashyq, полагаем, что вам необходимо доработать приложение с учетом замечаний пользователей, а также наладить с ними обратную связь; обеспечить сохранность персональных данных, вводимых пользователями, и определить лиц, ответственных за их несанкционированное использование; установить условия, порядок владения цифровым продуктом и определить источники финансирования для его дальнейшего функционирования, – заключила депутат.
Этот запрос прозвучал накануне первомайских праздников. Корреспондент нашего издания начал испытывать приложение на себе 3 мая.
Отметим, что скачивание приложения прошло быстро – максимум весь процесс занял минуты три. При этом для регистрации запрашивался только номер телефона. После того, как приложение было установлено, пользователю сразу предложили проверить свой статус.
Отметим, что человек, на смартфон которого установлено приложение, прошел первый этап вакцинации от COVID-19. При этом по причине частых поездок в командировки в ближнее зарубежье он неоднократно сдавал ПЦР-тест, который всегда был отрицательным. Однако статус у него оказался неопределенный – синий, то есть получается, что ПЦР-тестов он не сдавал и числится как неконтактный.
Осталось проверить приложение в действии. Однако найти заведение, где это можно было бы сделать, оказалось нелегко. Сколько ни шерстили интернет, списка учреждений и заведений, где эта система установлена, не нашлось. Обзвонили несколько популярных развлекательных заведений – нигде ничего подобного.
Между тем, по информации Палаты предпринимателей Костанайской области, в регионе в проекте участвуют 7 предприятий, пока в тестовом режиме.
Среди тех, кто уже опробовал приложение, предприятия сферы общепита, развлекательной индустрии и фитнес-центры. В распространенной в конце апреля информации пресс-службы ведомства указывалось, что Палата формирует списки участников.
По словам представителей ведомства, количество желающих работать по «Ashyq» растет с каждым днем. Бизнес использует любые возможности, чтобы не допустить повтора ситуации с жестким карантином и повсеместным закрытием объектов, которая была год назад.
– Очень своевременный проект. Если завтра эпидемиологическая обстановка усугубится, у нас какая альтернатива? Останавливаться и терпеть убытки? Мы можем и не открыться. У нас ответственность перед работниками, кредиты, семьи. Поэтому мы цепляемся за каждую возможность, которую дает нам государство. По приложению мы работаем первую неделю. Впечатления самые положительные. В первые дни, конечно, сложно было объяснить людям, что необходимо скачать приложение и каждый раз при входе сканировать QR-код. Однако мы провели большую разъяснительную работу, и теперь наши клиенты понимают, что это, в первую очередь, их безопасность, – приводит пресс-служба слова директора фитнес-клуба Drive Кайрата Ибрагимова.
Напомним, официальный старт проекта – 26 апреля. Мобильное приложение «Ashyq» позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой ПЦР определить статус посетителя – «красный» (положительный результат на Covid-19), «желтый» (контактный), «синий» (нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный) и «зеленый» (отрицательный результат на Covid-19). Таким образом субъектом бизнеса обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам. Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, проект позволяет оптимизировать алгоритмы продолжения или возобновления деятельности бизнеса в период карантинных ограничений.
– Сотрудники Палаты предпринимателей Костанайской области будут помогать бизнесу осваивать приложения. Мы выезжаем на объекты, чтобы подробно разъяснить все нюансы и ответить на все возникающие вопросы. Например, многие интересуются, что делать, если на телефон клиента невозможно установить приложение. В этом случае процедуру может осуществить администратор с помощью режима «охранник», который позволяет ввести в базу ИИН с согласия посетителя, – говорит директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов.
Стоит отметить, что бизнес, подключенный к системе «Ashyq» получит определенные льготы.
Также вышло постановление главного санитарного врача региона каательно проекта. В нем разъясняются нюансы работы по приложению.
– Если область находится в «желтой» зоне, то участники проекта могут работать по требованиям для «зеленой» зоны. Если область находится в «красной» зоне, для них разрешается работа по требованиям, предъявляемым для «желтой» зоны. Например, если сауна. Область в «желтой» зоне для участников данного проекта ограничений никаких не будет, не для участников – не работают в воскресенье, – сообщил заместитель главного санврача Костанайской области Владимир Нечитайло.
В списке постановления 13 бизнес-сфер, которые могут претендовать на такие льготы. Это фитнес-клубы, спа-центры, сауны, бассейны, компьютерные клубы, боулинг, кинотеатры, театры и филармонии, объекты общественного питания, межобластные и городские нерегулярные перевозки, бильярдные, концертные залы. Караоке и банкетные залы подключаются к этому списку не с 28 апреля, а с 5 мая. Посетителей на объекты будут запускать после сканирования на входе специального QR-кода. В свою очередь, «Ashyq» объединён с базой сэс, поэтому бизнесмены через систему будут видеть, к какой категории относится их посетитель.
– Если такой посетитель будет выявляться, то предприниматель обязан будут подавать данные в санэпидслужбу, далее они должны провести расследование, найти причину, почему человек не выполнил, нарушил карантин, вторично ему применяются штрафные санкции, – отметил Владимир Нечитайло.
Но при этом, как подчеркивают специалисты, работать или нет в «Ashyq», бизнесмены решают самостоятельно. Дело это добровольное. При этом для консультации бизнесмены могут обращаться в палату предпринимателей Костанайской области.
Ну а мы подождем, когда будет обнародован список тех объектов предпринимательства, кто участвует в данном проекте. И доведем опыт до конца, ведь, судя по всему, нам всем никуда от него не деться.
Добавить комментарий