Цифровизация – в школы и колледжи
На традиционной августовской педагогической конференции, которая состоялась в Костанае, в этом году акцент был сделан на развитии цифровых технологий и использовании их достижений в учебном процессе.
Об этом говорили и заместитель акима Костанайской области Ринат Мухаметкали, и руководитель управления образования Айман Ибраева, и приглашенные спикеры, в числе которых представители НИШ, «Астана хаб» и других компаний-разработчиков цифровых платформ для сферы образования.
Ринат Мухаметкали сообщил, что на укрепление материально-технической базы организаций образования в текущем году выделено 1,8 млрд тенге.
– Приобретаются кабинеты новой модификации физики, химии, биологии, STEM лаборатории, кабинеты робототехники и многое другое. Также важно решить проблему с доступом к сети интернет на селе. Высокоскоростным интернетом на сегодняшний день обеспечены 427 школ области, или 98,6%. В том числе 155 организаций образования используют широкополосный доступ к сети интернет по системе связи «Starlink». На эти цели направлены 242,6 млн тенге, – рассказал заместитель акима.
Руководитель областного управления образования в самом начале своего выступления отметила, что «важно развивать инфраструктуру, доступ к информационным технологиям, финансовую поддержку и партнерство с правительством, бизнесом и обществом. Поэтому сегодня наш совет будет проходить в информационном плане, чтобы определить наши позиции и возможности, увидеть перспективы развития ИИ в различных отраслях промышленности».
– Сегодня практически в каждом районе/городе работают инновационные площадки. Рассматривая тему цифровизации, отмечу, что в 5 регионах области организовано использование в образовательной деятельности робототехники, программирования и IT технологий. Увеличилось число дошкольных организаций, работающих по методике геймификации. Это способствует качественной реализации Модели дошкольного воспитания и обучения, – сообщила Айман Ибраева, рассказывая о развитии системы дошкольного образования.
Особенностью нашего региона является большое количество малокомплектных школ – 65%. При этом за лето т.г. было закрыто 12 школ.
Поэтому в управлении образования видят решение проблемы в развитии искусственного интеллекта, который позволит решить образовательные задачи, делая основной упор на разработку цифровых программ обучения, направленных на дифференцированный подход.
– Не случайно повышение скорости сети интернет является неотъемлемой частью цифровизации учебного процесса. Целенаправленная работа за последние 5 лет позволила повысить число школ со скоростью интернета 20 Мбит/сек с 0% до 98,8%. Управлением образования совместно с Министерством просвещения при поддержке Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности определен провайдер (Starlink). На повышение скорости сети Интернет в 2024 году из местного бюджета выделено 242,6 млн тенге, – сообщила Айман Ибраева.
Между тем качество образования области определяется результатами международных исследований. По словам руководителя управления, в прошедшем учебном году стали известны результаты РISA-2022 среди 15-летних обучающихся и студентов, где наши ребята занимают лидирующие позиции по стране: 4 место по математической грамотности – 440 баллов, выше республиканского на 15 баллов; по естественнонаучной грамотности расположились на 2 месте, показав идентичные результаты с г. Астана – 455 баллов, данный показатель выше республиканского на 32 балла; 1 место по читательской грамотности – 427 баллов, выше республиканского на 41 балл, что улучшило позиции области в сравнении с предыдущим результатом.
– Не случайно министерством просвещения РК предложено провести в октябре т.г. на базе нашей области республиканский семинар по развитию учебных компетенций, – отметила Айман Ибраева.
Кроме того, растет число выпускников, получивших бесплатный грант на образование. В этом году его обладателями стали 1525 выпускников, что больше на 220 грантов, чем в 2023 году, и на 478, чем в 2022 году. 629 выпускников, или 42%, выиграли грант в местных ВУЗах.
Айман Ибраева акцентировала внимание на том, что в текущем году всего около 10 % выпускников поступает учиться на инженерные специальности и машиностроение, около 7% – на IT специальность. А ведь Костанайский регион сегодня – центр машиностроения, и здесь необходимы кадры.
– Для актуализации этого направления заключен Меморандум со школой робототехники «Роботек», в рамках которого организован проект «Ozyq Urpaq». Также подписан меморандум с Kostanay IT Hub по пилотному проекту – обучение IT навыкам студентов и учащихся 10-11 классов, – сообщила руководитель управления образования о способах решения проблемы.
По приведенным данным, в рамках совместного проекта «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» партнеров ОФ «Казахстан халкына», Фонда устойчивого развития образования, АОО «НИШ» с 2022 года сельские школы и школы моногородов области оснащаются кабинетами новой модификации.
Уже работают в новых условиях 5 школ области. Еще в 7 школах идет установка оборудования. Также в опорных школах будет устанавливаться интерактивная видеостудия или оборудованный кабинет для проведения синхронных онлайн уроков.
– Имея такое оборудование, мы вправе спрашивать качество образования. В прошедшем учебном году в научных конкурсах и предметных олимпиадах приняло участие более 123 тысяч участников, из них 54 тысячи – из сельских школ. Наблюдается положительная динамика в подготовке учащихся в Карабалыкском, Костанайском, Сарыкольском и Б.Майлина районах.
13 призовых мест на республиканском этапе завоевали Карабалыкский, Костанайский районы, города Костанай, Рудный, Лисаковск и ШОД им. Алтынсарина. По итогам Республиканской олимпиады сборная области завоевала 29 призовых мест, а по общественно-гуманитарным предметам мы вышли на 1 общекомандное место, – сообщила Айман Ибраева, вызвав аплодисменты зала.
Таким образом в числе ста лучших школ республики по результатам олимпиады 6 из Костанайской области: БИЛ, ШОД им. И.Алтынсарина, школа-лицей №2, школа №23 г. Костаная, гимназия №5, №2 г. Рудного.
Касательно международных достижений – на международных олимпиадах 9 призовых мест получили учащиеся Лицея-интерната «Білім-Инновация».
Однако есть в этой бочке меда и ложка дегтя. Айман Ибраева признала, что в области имеется «западающее звено» в части подготовки детей по предметам естественно-математического цикла, в том числе по информатике и химии.
– Возникает вопрос в соотношении качества знаний и результатов олимпиады: областной показатель качества знаний по информатике – 85,4%, математике (алгебра и геометрия) – 54,8%, химии – 64%. Уровень знаний – не низкий! Однако результативности в олимпиаде ребята не показывают. В этой связи УМЦ «Дарын», МЦ и МЦ информатизации и оценки качества необходимо выявить проблемы в деятельности педагогов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и спланировать точечную работу по этому направлению, – поручила глава ведомства.
Также Айман Ибраева отметила организации ТиПО, которые активно работают над развитием и внедрением цифровых технологий, в частности, искусственного интеллекта. В их числе – Костанайский политехнический высший колледж и колледж автомобильного транспорта.
Руководитель управления образования сообщила, что за 5 лет в области увеличилось количество специальных организаций – с 22 до 27. В т.г. из областного бюджета выделено 192,2 млн тенге для открытия 5 кабинетов поддержки инклюзии (Аулиекольском, Жангельдинском, Камыстинском, Узункольском и Федоровском районах) и 3 кабинетов психолого-педагогической коррекции (г. Лисаковск, Карасуский и Алтынсаринский районы), что позволит увеличить охват специальной психолого-педагогической поддержкой на 20,9%.
Также сегодня в области действуют 47 организаций дополнительного образования с охватом более 38 тыс. детей, более 3900 кружков при школах с охватом 68 тысяч детей.
Для удобства предоставления образовательных услуг с 2019 года в области внедрена электронная система «Миндаль» по приему и зачислению детей в организации дополнительного образования, позволяющая своевременно предоставлять информацию о кружках и семьях.
– В целях модернизации и повышения эффективности данного направления в работу психологических служб введены автоматизированные программы «Сигнал» и «HR+». На сегодня данная авторская программа используется в 13 регионах области для проведения диагностики эмоционального состояния учащихся 5-11 классов. Результат – определение тревожности увеличилось в 10 раз.
Использование программ психологического мониторинга способствовало снижению уровня подростковой преступности и аутодеструктивного поведения. Так, за последние 3 года уровень преступности среди несовершеннолетних снижен на 30,2%, за 7 месяцев т.г. – на 50%. В 2023 году число аутодеструкции снизилось на 7,7%, в текущем году – на 66,7%, – рассказала Айман Ибраева.
Особо она остановилась на роли педагога в процессе образования:
– Сегодня современный педагог «конкурирует» со всемирной сетью. Ему приходится при изучении предмета переключать внимание и интерес обучающихся с «занимательных» сайтов на учебный материал, с выполнения заданий с помощью искусственного интеллекта – на самостоятельность мышления…Педагогами за последние три года разработано 13 методических продуктов с использованием ИКТ, одобренных областным УМС. Хочу поблагодарить учеников и учителей за весомый вклад в развитие цифровых успехов, – заключила глава ведомства.
К слову, практически сразу после педконференции стало известно, что костанайские школы переходят с платформы «Кунделик» на внедрение электронного журнала «Білім класс».
– Нас заинтересовали не только представленные возможности работы в ней, но и предложение бесплатного использования ЦОРов, реально помогающих в достижении высоких результатов в международных исследованиях. Сегодня в год мы оплачиваем около 90 млн тенге в год. В сфере ТиПО в процессе обсуждения создание Атласа профессий, который требует 80 млн тенге. Работа продолжается, – пояснила Айман Ибраева на конференции.
После выступления всех спикеров началась самая приятная часть мероприятия – награждение особо отличившихся педагогов. В их числе – учитель английского языка ОШ №1 г. Тобыл Елена Викторовна Рыбак, удостоенная нагрудного знака «Ы.Алтынсарина» и руководитель ясли-сада «Гульдер» Кенжегуль Сарсенбаевна Гутова, которой вручили Грамоту акима Костанайской области. Кроме того, сертификат на 1 млн тенге получила ОШ им. Алтынсарина Костанайского района в номинации «Школа экологии», а отдел образования Костанайского района был признан лучшим и удостоен сертификата в 2 млн 200 тысяч тенге.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий