Труд во имя будущего
Сегодня практически все ветераны труда, бывшие детьми в годы Великой Отечественной войны, имеют почетное звание «Труженик тыла», получают денежные доплаты, а часть даже награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». К ним относится и Зияда Танаткановна Досанова, всю свою жизнь отдавшая труду на педагогическом поприще. 
Сегодня нашей героине уже 97 лет. Однако в свои годы она не утратила чистоту мышления, речь ее очень грамотная, хорошо поставленная. Что и говорить – учитель чувствуется сразу. По ее признанию, больше 40 лет она отдала работе с детьми. Причем преподавала и разные предметы, и в разных школах – и русских, и казахских. Так сложилась судьба, что приходилось постоянно «кочевать» за мужем – партийным работником.
А родилась и выросла Зияда Танатка-новна в Мендыкаринском районе, ауле Шиели – сегодня он известен как село Каменскуральское. Отец был грамотным человеком, работал судьей, побывал на фронте. Мама, как и многие сельские женщины в казахских семьях той поры, была домохозяйкой, растила детей. Зияда была старшей среди них.
– Когда началась Великая Отечественная война, мне было неполных 13 лет. И в этом возрасте я поступила в Мендыкаринское педагогическое училище. Дело в том, что и в школу я пошла рано, с шести лет, потому успела окончить положенное число классов для поступления в училище, – делится ветеран труда. – И закончила я его в 1946 году, получив специальность учителя начальных классов.
Однако работать чисто по специальности не получилось. По окончании училища молодого учителя направили в неполную среднюю школу поселка Басагаш в родном районе. Но поскольку учителей катастрофически не хватало, то пришлось Зияде Танаткановне с подачи начальства вести и географию, и казахский язык, и русский в старших классах. Ничего, справилась. К тому времени вышла замуж, супруг был участником войны и стоял на хорошем счету у руководства района. Так что по истечении 3-4 лет работы в Басагаше направилась молодая чета в районный центр Введенка, где муж должен был получить должность ответственного секретаря в райисполкоме. Получил, обустроились, Зияде Танаткановне, само собой, нашлось место в средней школе – большой, получше оснащенной. Но и здесь не нашлось места по специальности – все начальные классы педагогами уже укомплектовали, так что здесь она работала учителем казахского языка в классах с русским языком обучения.
Супруг Ехсан работал на совесть, и через несколько лет районные власти решили направить его на обучение в Алма-ату, в высшую партийную школу. Жена за ним не поехала, жила и работала пока в Введенке. Отправилась уже в Каратал, куда муж после окончания партшколы был назначен зональным секретарем.
– Тогда партийных работников подолгу на одном месте не держали, уж не знаю, из каких соображений. Приходилось постоянно переезжать. Года три-четыре поработает в одном месте и переводят в другое. Но деваться некуда, мы же семья, – говорит собеседница.
Так что через время партийная судьба и воля руководства занесла семью Досановых в Боровое – Зияда Танаткановна подчеркивает – именно Боровое, а не Боровское, которое нынче Мендыкара. Там в одном из совхозов муж работал парторгом, после чего его опыт и умения понадобились уже в Тургайской области.
– Тогда еще была отдельная Тургайская область, и мы по направлению партии поехали в Аркалыкский район, совхоз имени Матросова. Там с целью укрупнения объединили казахский аул и русский поселок, так получился этот совхоз. Соответственно, школа там была тоже смешанная, хорошая школа. Здесь я работала и по специальности, и преподавала казахский язык в русских классах, русский в казахских, благо, образование позволяло, к тому времени я заочно окончила филологический факультет пединститута. В этом совхозе мы задержались на самое долгое время – лет на десять, – вспоминает ветеран труда.
Но партийная работа ждала мужа Ехсана Досанова в других местах, и пришлось семье переехать ненадолго сначала в другой совхоз, а потом в Амантогайский район той же области. Здесь супруга назначили председателем Комитета народного контроля, и прожили здесь они до выхода на пенсию. Выйдя на заслуженный отдых, перебрались в Аркалык, ну а потом уже дети забрали Зияду Танаткановну в Тобыл. К слову, всего их в семье было шестеро! К сожалению, четверых старших уже нет, но остались внуки, правнуки…
– Я как-то все о муже да о муже рассказываю, – спохватывается Зияда Танаткановна. – Но по-другому я свою жизнь и не перескажу, все было связано с ним, с его работой. Ну а моя многолетняя трудовая деятельность была отмечена званием Заслуженного учителя, в 70-х годах также наградили Знаком Отличника народного образования Казахской ССР. Я трудилась почти беспрерывно, только на рождение детей уходила в положенный отпуск, – отмечает ветеран труда.
Она отмечает, что наибольшее количество лет, отданных жизни в Тургае – почти 40, сроднили их с этим краем. И одинаково дороги ей и малая родина – Мендыкаринский район, и Тургайский регион.
Ну а что война? О ней, о тех тяжелых временах и вспоминать не хочется. 13-летней девчонкой уехала из аула в Мендыкару учиться, а условия были такие, что многие не выдерживали, бросали учебу.
– Когда началась война, мы не знали, что это такое. Но узнать пришлось быстро – холод и голод были нашими постоянными спутниками. Я училась, мы жили в общежитии, где нужно было самим топить печку. А для этого сначала необходимо наколоть дров. Во дворе лежали большие, казавшиеся нам просто огромными, бревна. Их нужно было распиливать, а мы девчонки совсем, силенок мало, еще и голодные. Но кое-как пилили, топили печку, грелись. Еды не хватало, спичек не было, да что там спички – соли не было. Питались в столовой похлебкой без соли, если у кого вдруг есть, тот поделится…наши преподаватели в таком же положении были, как-то одна учительница давала урок и вдруг замолчала и упала в обморок. Голодный обморок…
Зияда Танаткановна вспоминает, как им приходилось писать в книгах за неимением чистой бумаги и тетрадей. Искали те, где шрифт помельче, чтобы побольше вместилось написанного между строк. Электричества не бы-ло, керосиновых ламп не хватало.
Но желание учиться и получить хорошую, почетную профессию пересиливало бытовые неудобства. Старались, учились и стали лучшими в своем деле…
Но хватало работы не только в училище. Дома, в ауле приходилось трудиться, помогая взрослым.
– Нам, девочкам 12-13 лет и чуть постарше, давали работу полегче – прополка, сбор колосков в поле. На жаре, в холод – в любую погоду выходили, даже не возмущаясь и не обсуждая. Мальчишкам же, особенно тем, кому уже 14-15, поручали более тяжелую работу – погонщиками. Лошадей не хватало, механизированной техники практически не было, и сельчане использовали свой скот – быков, коров. Их запрягали в телеги или в плуг, и животных нужно было погонять, чтобы не стояли, двигались, как надо. А это, между прочим, довольно непросто. И вот мальчишки у нас погонщиками были, а у нас руки слабые, мы бы вожжи в руках не удержали, – делится Зияда Танаткановна.
Но выстояли, выжили, выучились. Заслуженный учитель признает – всякое было, и трудности, и радости, но она очень любила и детей, и свою профессию.
– Работать с детьми непросто, но интересно. Я ребятишек люблю, поэтому выходила на работу сразу после декрета или очередного переезда. Да, сейчас моих учеников судьба разбросала по всему свету, можно сказать. Но не забывали – раньше письма писали, открытки по праздникам присылали. Увы, сейчас это время прошло. Но как-то было – мы уже сюда (в Тобыл – авт.) переехали, несколько бывших учеников, человек пять, собрались и приехали. Вроде бы на праздник какой-то или день рождения, уже не помню. Навестили, поздравили, подарок привезли. Было очень трогательно и радостно…
Как уже упоминалось, моей собесе-днице 97 лет. Она живет с семьей младшего сына, о ней не забывают, в том числе и Совет ветеранов района. 10 февраля представители Совета приезжали, поздравили с днем рождения, оказали внимание.
– Важно, чтобы ветераны труда не оказались «за бортом», откуда бы они ни приехали. Я считаю, что неважно, где жил и трудился в свое время человек, если он сейчас живет в нашем городе, нашем районе, то он не должен оставаться вне нашего внимания. В конце концов, это поколение трудилось на совесть, отдавало себя на благо всей нашей родины, а не отдельного какого-то края. Поэтому мы должны, просто обязаны чтить и каждого и отдавать ему дань уважения сполна, – говорит председатель Совета ветеранов Костанайского района Вера Ильминская.
И мы полностью согласны с этими словами. Поколение детей войны, пережившее немыслимые для нас тяготы, стало теми строителями будущего, чьи плоды достались и нам, и останутся нашим детям и внукам. Низкий поклон, слава и почет нашим прадедам, дедам, родителям за их беспримерный ратный и трудовой подвиг!
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий