Отличная оценка для сельского акима

Отличная оценка для сельского акима

Роль сельских акимов в улучшении качества жизни сельчан, которое декларирует глава государства Касым-Жомарт Токаев, сегодня значительно возросла. Впрочем, во все времена акимы сельских округов на местах являлись проводниками государственной политики во всех сферах. О том, как оценивается эффективность их деятельности, мы побеседовали с руководителем аппарата акима Костанайского района Рамилем Сайфиулиным.

– Рамиль Рамильевич, как проводится оценка деятельности сельских акимов на районном уровне?

– Оценка деятельности сельских акимов проводится в целях определения эффективности качества их деятельности. Сельские акимы являются государственными служащими корпуса «Б» и проходят оценку деятельности в соответствии со статьей 33 закона РК «О государственной службе» и типовой методикой оценки деятельности госслужащих корпуса «Б», утвержденной Агентством по делам госслужбы РК.

– Каковы критерии оценки эффективности деятельности сельских акимов?

– Здесь два направления. Первое – оценка достижения ключевых целевых индикаторов, второе – оценка компетенции госслужащих корпуса «Б» на поведенческих индикаторах, то есть оцениваются такие качества, как добропорядочность, инициативность, стрессоустойчивость, принятие решений и т.д., словом, так скажем – человеческие качества.

– Что берется за основу при оценивании – общественное мнение, определенные социально-экономические показатели или другие критерии?

– Непосредственным руководителем госслужащего, в данном случае сельского акима, формируется индивидуальный план работы подчиненных, по которому они и работают. И оценка осуществляется по итогам этой деятельности. В этот план входят основные показатели, на данный момент он состоит из вопросов бюджета – поступление налогов, освоение бюджетных средств, благоустройства территории – озеленение, освещение, дороги и т.д., есть оценка и по социальному направлению – трудоустройство, уровень безработицы и другие индикаторы. В целом их достаточно много, и некоторые из них не выражаются в цифровых показателях, это, скорее, моральные достижения.

Ну и есть такие, скажем, акиматовские, показатели. Они очень важны, например, обращения граждан – сколько поступило, какие, сколько было нарушений в плане не предоставления ответов. Кстати, сразу скажу, что у нас таких нарушений со стороны сельских акимов на сегодня нет. Также в число этих индикаторов входит оценка качества оказания госуслуг, т.е. акимы сельских округов являются непосредственными услугодателями 5 госуслуг, но они проходят во всех бизнес-процессах как одно из ключевых звеньев – по линии ЖКХ, земельных отношений и т.п. Конечный итог – контроль исполнения поручений вышестоящих органов. Из этого складывается индивидуальный план работы. У кого-то он больше направлен на решение вопросов благоустройства, у кого-то – на налоговые сборы, – здесь подход индивидуальный.

– Получается, на отчетных встречах акимы отчитываются как раз по этим индикаторам?

– В целом да. Хотя, конечно, мы в таких случаях не делаем упор на вопросы, которые неинтересны и где-то непонятны сельским жителям – к примеру, по налогам и т.п. Акимы больше рассказывают о более близких и интересных людям действиях – сколько заменено лампочек, какие дороги отремонтированы и прочее в этом ключе.

– Используются ли для оценки деятельности акимов социальные сети, тот же инстаграм или WhatsApp, где сельчане выступают со своими вопросами, а также нередко дают свою оценку работе глав сельских территорий?

– Скажу так – мы рассматриваем их, обращаем на это внимание, и в первую очередь на то, как аким ведет себя в медиа-пространстве, как люди к нему относятся. Конечно, все это учитывается, но в методику оценки деятельности не входит. Согласитесь, нельзя оценивать акима, насколько хорошо или плохо он ведет инстаграм. Но положительные примеры в этом направлении приветствуются, к слову, в этом качестве можно назвать акима Садчиковского сельского округа Нурлана Айтмагамбетова, который очень активно использует социальные сети для работы, постит много информации по делу, и это идет в плюс оценке его деятельности.

Ну и момент, когда мы не всегда можем увидеть проделанную работу, за которую аким не отчитывается – это можно проследить по соцсетям. К примеру, организовал аким благотворительную акцию – это не входит в его обязанности, но мы можем оценить данный момент в рамках его деятельности в социальной сфере. Надо сказать, что как раз медиа площадки показывают больше социальную задействованность акимов, которую невозможно отследить по отчетам.

Для оценки работы акимов сельских округов было разработано мобильное приложение AKIMY.KZ. «Akimy.kz – это площадка для оценки работы акимов всех уровней. Каждый житель нашей страны вправе оценить работу акимов, тем самым повлияв на его рейтинг в республиканском, областном и районном уровнях», – говорится в тексте приложения. Для того, чтобы оценить деятельность главы сельского округа, приложение нужно скачать

– Используется ли при оценивании приложение akimy.kz?

– Да, я знаю об этом приложении и не раз в него заходил. Скажу так – идея очень хорошая, но критерии оценки, которые там предлагаются, на мой взгляд, не совсем объективны и не глобальны. К примеру, там отдельно выделяются критерии – ремонт дороги, установка фонарей, – но ведь это все подпадает под инфраструктуру. У нас при оценке все эти моменты также учитываются, но выводится оценка общая, а не за каждый пункт.

Есть еще такой нюанс – я захожу в это приложение постоянно и вижу, что в последнее время оно не обновляется. Например, в списках наших сельских акимов до сих значатся люди, которые уже не работают в этом качестве, да и не все указаны. Кроме того, до сих пор не исправлена ошибка в имени нашего акима района.

– В стране проводятся конкурсы на звание лучшего сельского акима. Рекомендуете ли наших глав сельских округов для участия в них?

– Разумеется. Конкурс среди сельских акимов проводится по инициативе Агентства по делам госслужбы. Для участия в нем подается заявка, в которую мы включаем две-три кандидатуры из числа действующих акимов, и проводится своего рода соревнование и оценка личностных качеств. Но наши, насколько я помню, пока призовые места не занимали.

– Если прослеживается невыполнение задач по установленным индикаторам, означает ли это, что аким не соответствует занимаемой должности? Какие меры следуют за этим?

– По озвученным выше индикаторам госслужащие корпуса «Б» получают пять оценок. Если оценка «5» – превосходно, «4» – эффективно, «3» – удовлетворительно, меньше 3 – неудовлетворительно. По старой методике если два года подряд госслужащий набирал меньше 3, он подлежит увольнению или понижению в должности, если имеются нижестоящие вакантные должности. Но сейчас в закон внесены изменения, согласно которым в данном случае аким может быть понижен в должности или уволен по результатом работы за один год.

– Спасибо за то, что ответили на наши вопросы! Успехов вам!

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!