Госсекретарь опубликовал статью по разъяснению конституционной реформы

Госсекретарь опубликовал статью по разъяснению конституционной реформы

Ерлан КАРИН отметил, что предстоящая реформа – важный шаг в реализации президентской программы политических реформ, изложенной в мартовском Послании Главы государства народу Казахстана.

Государственный секретарь РК Ерлан КАРИН напомнил, что Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал указ о назначении на 5 июня республиканского референдума по проекту изменений и дополнений в Конституцию страны.

“Для непосвященного человека, возможно, будет очень сложно сориентироваться в многочисленных поправках, увидеть разницу между старой и новой редакцией Конституции. Поэтому для удобства ознакомления с этими поправками они разбиты на крупные блоки вносимых изменений и дополнений, с указанием конкретных пунктов и статей Конституции“, — пояснил КАРИН.

Как разъясняет государственный секретарь, все изменения и дополнения в Конституцию взаимосвязаны и подчинены единой цели — создать правовую базу для:

1. окончательного перехода от суперпрезидентской модели к президентской республике;

2. перераспределения ряда властных полномочий;

3. усиления роли и повышения статуса Парламента;

4. расширения участия населения в управлении страной;

5. усиления механизмов защиты прав граждан.

Переход от суперпрезидентской модели к президентской республике

В частности, госсекретарь отмечает, что новая реформа позволит осуществить окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике.

По словам КАРИНА, по предложению членов рабочей группы исключаются нормы о праве Первого Президента избираться более двух раз подряд (новая редакция пунк­та 5 статьи 42 Конституции) и пункт 4 статьи 46 Конституции, гласивший, что статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.

Из статьи 91 Конституции исключается норма о статусе Первого Президента как основателя независимого Казахстана­ (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции), отмечает госсекретарь.

Ерлан КАРИН подчеркнул, что Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому статья 43 Конституции дополняется пунктом 4, согласно которому близкие родственники Президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.

Кроме того, статья 43 Конституции дополняется пунктом 3, который устанавливает, что Президент республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции).

По мнению Ерлана КАРИНА, результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений.

Перераспределение ряда властных полномочий

По словам государственного секретаря, президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции).

“Полномочия Сената дополняются правом согласования вносимых Президентом республики кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета (новые редакции подпункта 4) статьи 44, подпункта 2) статьи 55, пункта 4 статьи 82 Конституции)”, — подчеркнул Ерлан КАРИН.

В целом модернизируется институт конституционного контроля с учреждением Конституционного суда (вместо действующего Конституционного совета).

Конституционный суд будет состоять из 11 судей (нынешний Конституционный совет состоит из 7 членов). Состав его формируется следующим образом: шесть судей назначаются Парламентом (по трое судей — Мажилисом и Сенатом), четверо судей назначаются Президентом. Председатель Конституционного суда, как уже сказано выше, назначается Президентом с согласия Сената (новая редакция подпункта 1) статьи 57, подпункта 7) пункта 3 статьи 58, статьи 71 Конституции).

“Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой будет два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции)”, — отметил КАРИН.

Согласно изменениям, институт “Государственного секретаря” преобразуется в институт “Государственного советника”, который будет заниматься формированием предложений и рекомендаций Главе государства (новая редакция подпункта 19 статьи 44 Конституции).

Усиление роли и повышения статуса Парламента РК

В результате конституционной реформы серьезному переформатированию подвергнется законодательная ветвь власти. В результате значительно усилится роль и повысится статус Парламента и его палат.

“Как уже сказано, Сенат будет согласовывать назначение Президентом председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета. Также упоминалось, что Президент будет назначать не 15, а 10 депутатов Сената. Причем пять из них — по предложению Ассамблеи народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции)”, — отметил госсекретарь РК.

При этом квота Ассамблеи народа Казах­стана из Мажилиса переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее число депутатских мандатов в Мажилисе уменьшится со 107 до 98 (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции).

Депутаты Мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции).

“Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей“, — считает КАРИН.

Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). В результате произойдет существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями.

“Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции). Это еще более упрочит статус Мажилиса и в целом Парламента”, — подчеркнул спикер.

С целью укрепления механизма сдержек и противовесов в политической системе и оптимизации законотворческой процедуры предлагается, чтобы Мажилис принимал законы (ранее рассматривал и одобрял законопроекты), а Сенат одоб­рял ⁄ не одобрял законы (ранее Сенат принимал законы) (новая редакция пунктов 4 и 5 статьи 61 и пункта 5 статьи 62 Конституции).

По словам КАРИНА, конституционные законы будут приниматься Парламентом на совместном заседании палат в не менее чем двух чтениях (новая редакция статьи 53 Конституции).

Расширение участия населения в управлении страной

Ерлан КАРИН также отмечает, что в Основном законе окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство (новая редакция пунк­та 2 статьи 1 Конституции).

“Депутатов Мажилиса предлагается избирать по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 и пункта 1 статьи 51 Конституции)”, — сообщил госсекретарь.

Также появляется возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции), добавил КАРИН.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия всех депутатов маслихатов региона ⁄ города (новая редакция пунк­та 4 статьи 87 Конституции).

“Таким образом, укрепляются гарантии местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории”, — отметил госсекретарь.

Усиление механизмов защиты прав граждан

Как подчеркивает Ерлан КАРИН, изменениями в Конституции окончательно закрепляется решение об отмене смертной казни на конституционном уровне (новая редакция пункта 2 статьи 15 Конституции).

Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры будут определяться конституционным законом (новая редакция пункта 4 статьи 83 Конституции). Это должно усилить системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в установленных законом пределах и формах.

Нормами новой статьи 83-1 Конституции уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Для этого он будет иметь право обращаться в Конституционный суд.

Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов,— резюмировал госсекретарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!