133 миллиарда бюджетных тенге использовали неэффективно – аудиторы
Председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов, вчера, 24 декабря, во время выступления в Мажилисе РК, рассказал о масштабных нарушениях и неэффективном использовании бюджетных средств, которые должны были помочь бизнесу развиваться, по информации сайта mazhilis.parlam.kz.
Представляя депутатам результаты аудита, Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов подчеркнул, что Главой государства особое значение придается созданию благоприятных условий для развития бизнеса. При этом подчеркивается важность региональной специализации и адресной поддержки конкурентоспособных предприятий. Цель проведенного аудита – понять, насколько государственная поддержка придала импульс деловой активности бизнеса.
Глава ВАП отметил, что системным недостатком стало длительное отсутствие госоргана, отвечающего за формирование политики в этой сфере. Лишь в апреле 2023 года соответствующие функции возложили на Министерство национальной экономики. Однако, по его словам, порядок в системе так и не был наведен, а принятые меры оказались неактуальными.
– На сегодня действует множество различных мер, механизмов и операторов, в которых обычному предпринимателю разобраться непросто. Ситуация усугубляется отсутствием надлежащего уровня цифровизации: до сих пор не реализована централизованная информационная платформа, охватывающая все виды поддержки – от подачи заявки до оценки эффектов, – сообщил Алихан Смаилов.
Он подчеркнул, что разрозненная система господдержки породила множество операторов: для субсидирования займов, экспортного финансирования, консультаций, для возмещения части затрат и других услуг. Расчеты расходов на услуги операторов не унифицированы, оценка качества оказанных ими услуг не проводится, а слабая межведомственная координация позволяет самостоятельно устанавливать правила.
По итогам аудита Высшая аудиторская палата выявила 133 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 132 млрд тенге искажения финансовой отчетности, 13 млрд тенге финансовых нарушений. Для привлечения к административной ответственности направлены 105 материалов, еще 14 будут переданы в правоохранительные органы.
В свою очередь председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов представил ряд предложений по совершенствованию системы господдержки предпринимателей.
– Правительству необходимо сформировать систему льготного кредитования в целях развития экономики. В частности, следует внедрить механизм предоставления кредитов субъектам предпринимательства по ставке 8-10% годовых. Необходимо прекратить практику предоставления безвозвратных субсидий. Поскольку за последние 3,5 года в целях поддержки субъектов бизнеса из бюджета были направлены 686 млрд тенге на субсидирование процентных ставок банков, – отметил депутат.
Он также подчеркнул, что в случае прекращения деятельности субъектами предпринимательства, получившими господдержку, предприятие, его учредители и акционеры обязаны вернуть ее в полном объеме государству. Кроме того, предприятия, получающие меры господдержки, должны использовать сырье, товары и услуги исключительно от предпринимателей, включенных в Реестр отечественных товаропроизводителей.
Нуртай Сабильянов напомнил, что недавно депутаты инициировали и приняли поправки по введению единой цифровой платформы по мерам господдержки, которая позволит обеспечить их систематизацию и прозрачность. В этой связи он рекомендовал Правительству разработать показатели эффективности, интегрировать все информационные системы госорганов и профильных институтов развития с дальнейшим введением платформы в эксплуатацию, а также установить сроки предоставления мер поддержки и исключить возможность получения их одними и теми же предприятиями повторно.
Депутаты обсудили вопросы ревизии и формирования единого реестра мер поддержки, оценки их доступности и эффективности. Особое внимание уделялось направлению ресурсов в отрасли с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом, поддержке предпринимателей из социально уязвимых групп и стимулированию бизнеса в зависимости от уровня переработки продукции. Мажилисмены подчеркнули необходимость обеспечения прозрачного доступа к мерам через «единое окно» и прекращения поддержки неэффективных предприятий.
По итогам обсуждения Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов подчеркнул, что масштабные мероприятия по поддержке предпринимательства в стране реализуются уже много лет – Глава государства давал конкретные поручения. По его словам, необходимо провести комплексную ревизию всех мер поддержки, разработать единую централизованную политику, повысить институциональную ответственность и адаптировать законодательство к нуждам предпринимателей.
– Глава государства поставил перед нами конкретную задачу – поддержка частного предпринимательства должна стать драйвером экономического роста. При этом государственная поддержка должна создавать рабочие места, открывать новые возможности предпринимателям и способствовать укреплению отечественного производства. Сегодняшние рекомендации Высшей аудиторской палаты и все предложения, озвученные депутатами, Правительство должно принять во внимание. Мы еще вернемся к этой проблеме, – заявил Ерлан Кошанов, добавив, что депутаты будут держать этот вопрос на постоянном контроле.
А недавно члены ревизионной комиссии по Костанайской области ознакомились с данными государственного аудита эффективности реализации проектов, не переданных эксплуатирующим организациям и не введенных в эксплуатацию.
Проще говоря, членам комиссии рассказали, какие проекты до сих пор не реализованы, хотя при этом на них уже потрачены средства. Как выяснилось – немалые.
Как сообщил член ревизионной комиссии Руслан Байгабулов, была проведена проверка расходования государственных средств в объеме 27 035 212, 0 тыс. тенге (более 27 млрд). Общая сумма установленных нарушений составила 9 705 954,4 тыс. тенге (более 9 млрд), или 36 % от объема охвата. При этом более 7% общем объеме нарушений – финансовые, это 711 610 800 тенге. Неэффективное планирование бюджетных средств составило 40 315 400 тенге, ну а в самую большую сумму вылилось неэффективное использование бюджетных средств (активов) – 8 954 028 200 тенге.
– Аудитом охвачено 77 объектов строительства, реализуемых 8 администраторами бюджетных программ. Из них 18 проектов не завершены, 59 завершены, но не переданы эксплуатирующим организациям. Характер выявленных нарушений свидетельствует о системных проблемах в планировании, реализации и последующей передаче объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Судебные разбирательства, смена подрядчиков, недостаток финансирования – распространенные причины длительного строительства, – информировал Руслан Байгабулов.
Присутствующие, конечно, задались вопросом – как так получилось, что проекты оказались незавершенными? Оказалось, что в этом виноваты подрядчики, которые вовремя не исполняют взятые на себя обязательства по строительству, отстают от графиков работ, а также имеет место несвоевременное и неполное финансирование и в некоторых случаях – необходимость корректировки проектно-сметной документации из-за некачественного планирования и удорожания материалов.
Что касается примеров, то это многоквартирный жилой дом в г. Аркалыке, газопотребляющая энергетическая установка в Житикаринском районе, строительство сетей водоснабжения в с. Чайковском в этом же районе.
– В отдельных случаях к моменту завершения строительства потребность в объекте утеряна, что указывает на неэффективность капитальных вложений, – это как раз о водопроводе в Чайковском. Оказалось, что пока проект разрабатывался и реализовывался, значительная часть жителей села покинула Чайковское, так и не дождавшись воды в своих домах. И теперь встал вопрос – кто будет платить за услугу? Между тем на это дело было выделено 2,5 млрд тенге…
Еще более странная, на взгляд членов комиссии, ситуация сложилась с завершенными, но не переданными эксплуатирующим организациям объектами. Как оказалось, в числе причин такого положения дел – невключение расходов на оформление прав на земельные участки на этапе планирования; отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки; утрата либо отсутствие исполнительной и технической документации; отсутствие установленного законодательного порядка передачи объектов коммунальной инфраструктуры квазигосударственным организациям республиканского уровня.
То есть получается, что, например, при передаче объектов газоснабжения без оформления землепользования компания, в данном случае АО «QAZAQGAZ AIMAQ» оказывает услуги, получает прибыль, но при этом налоги не платятся, так как объекты не приняты на баланс ни одной организации. Понятное дело, что ситуацию необходимо исправлять. В то же время заказчики подобных проектов – отделы ЖКХ и строительства – не имеют функций обслуживания этих проектов, поэтому не могут брать такие объекты на свой баланс.
Как рассказали на заседании комиссии представители отделов строительства и ЖКХ, работа по устранению нарушений проводится, но есть проблемы. В их числе и текучесть кадров, когда один сотрудник не завершает начатую работу, а следующему необходимо время, чтобы вникнуть в суть вопроса, из-за чего решение затягивается; поиск и восстановление утерянных документов и другие. В результате некоторые объекты остаются в подвешенном состоянии в течение нескольких лет…
Что касается тех же объектов газоснабжения, то депутаты областного маслихата предложили обратиться непосредственно в курирующее министерство, а также прописать в действующем законодательстве нормы по вопросам передачи объектов газового направления на баланс предприятий.
В целом аудит показал, что существуют системные пробелы в законодательстве, из-за чего возникают нарушения при реализации инвестиционных проектов. Поэтому члены комиссии пришли к выводу, что их необходимо изучить и направить рекомендации по устранению в профильные ведомства.
Айжан АДЫРБАЕВА

















Добавить комментарий