Когда целинный край милее двух столиц
В начале года Александру Ивановичу Подземельных исполнилось 90 лет. Юбиляр – человек известный не только в районе, но и в области. Когда-то он «гремел» своими трудовыми подвигами, которые родина отметила высокими наградами. Правда, сегодня они молодому поколению мало, о чем говорят. А зря: в прежние времена такие награды давали не просто так.
Александр Иванович относится к тому поколению, у кого нередки путаницы в документах о рождении. У кого-то год неправильно записан, у кого-то место рождения неправильно указано, кому-то по каким-то причинам не тот день рождения записали. Так получилось у Александра Ивановича – по его словам, фактически он родился в конце декабря – 28 числа, но в документах записали на первый день 1930 года. Впрочем, это неважно. Подземельных шутит – ничего плохого в том, что по несколько раз поздравляют с днем рождения, нет.
А вот с местом рождения в документах все правильно. Родом ветеран труда из Орловской области, там в Краснозоринском районе было село Каменка, в котором проживала не одна семья с фамилией Подземельных. К слову, ее этимологию Александр Иванович знает, и она полностью соответствует своему смысловому наполнению. Были у них в роду мужчины, поясняет он, которые пешком ходили на Донбасс и работали там в шахтах, т.е. под землей. Люди прозвали их Подземельными. А дети их были чьи? – Подземельных. Так из прозвища и появилась фамилия.
Но всю свою сознательную жизнь Александр Иванович прожил в Казахстане. Его называет второй родиной, с ним связал судьбу навсегда. Правда, прежде пришлось поколесить. В далеком 1932 году родители – отец Иван Акимович и мать Марфа Афанасьевна в поисках лучшей доли переехали в Кемерово, через два года судьба забросила их в Алма-Ату. 4 года прожили здесь и вновь переехали – на этот раз в Семипалатинскую область, станцию Жалгыз Тобе. Началась Великая Отечественная – отца забрали на фронт. На тот момент Александр учился в 4 классе 7-летней школы. Как вспоминает – каникул у них практически не было, постоянно работали в колхозе – собирали колоски в поле, подметали зерно на току и т.п. В общем, помогали, как могли, взрослым.
Когда война закончилась, в июне 1945 года отец Иван Акимович вернулся домой. И семья вновь уехала в Алма-Ату. Здесь Александр Иванович окончил среднюю школу и поступил в сельскохозяйственный институт. Выпустился из вуза в 1953 году, и его сразу направили младшим научным сотрудником в Казахский научный институт земледелия. Стоит отметить, что такое направление наверняка означает, что учился студент Подземельных хорошо. Впрочем, мы можем только предполагать, ведь сам юбиляр об этом скромно умалчивает.
Но недолго проработал наш собеседник в институте. В Казахстане началась целинная эпопея. И уже в сентябре 1953 года Александр Подземельных по призыву партии, которая решила, что необходимо укрепление сельскохозяйственной отрасли профессиональными специалистами, выехал в Костанайскую область.
И эта командировка стала для Александра Ивановича судьбоносной. Столица осталась частью приятных воспоминаний и местом, где жили родные, а вот вольная степь, необъятные просторы которой нехотя, но покорялись людям и технике, прочно вошла в сердце молодого агронома, чтобы занять в нем место на всю жизнь.
– Первую борозду мы проложили в колхозе им. Абая (п. Жарлык), в бригаде известного механизатора Шири Тяжина, в конце апреля-начале мая 1954 года. С этого момента для меня и началась целина, – рассказывает первоцелинник.
Работал Александр Иванович главным агрономом МТС, которая поначалу обслуживала 5 колхозов. До начала освоения целинных и залежных земель здесь было сформировано 12 тракторных бригад. Потом пришла новая техника, и на МТС уже работало 24 тракторно-полевые бригады! А зона обслуживания простиралась от реки Убаган до Звериноголовки!
Это были поистине грандиозные времена. За период 1954-58 гг., как энциклопедически точно рассказывает Александр Иванович, было распахано 48 тысяч гектаров целинных земель. Эти данные для него – не просто сухие цифры. Это – часть и его труда.
До перестройки о целинной эпопее было принято говорить только хорошее. Потом пошла волна негатива. Сегодня, осмысливая прошлое, те, кто непосредственно принимал в ней участие, говорят- было всякое. Но нельзя не признать, что успех ее был обусловлен огромным энтузиазмом большинства тех, кто приехал на целину. Так же отзывается о том времени и Александр Иванович. Рассказывает – в 1956 году был получен первый большой, даже небывалый урожай. В связи с этим появились сложности – хлебоприемные пункты попросту были не готовы к приему такого количества зерна. Для его вывоза с полей были мобилизованы военизированные части, но все равно часть урожая оставалась на поле. Много зерна принималось прямо из комбайна – оно высыпалось на землю, затем представители хлебоприемных пунктов путем обмера принимали хлеб. Зерно лежало до тех пор, пока не появлялась возможность его вывезти, и за счет этого частично урожай был потерян. И все равно того, что собрали в тот год, было огромное количество – государство получило ценное зерно, которое соответствовало по клейковине 1-2 классу.
Александр Иванович тогда работал в Ершовке – это территория нынешнего Узункольского района. Рассказывает, какое большое строительство развернулось в поселке – строились дома, школа, ДК и т.д. Жизнь кипела! При этом и в поле трудились в 2 смены – пахали днем и ночью. На целину прибыли как опытные механизаторы, бригадиры, так и молодежь – шла передача опыта от старших молодым, и это были лучшие годы целины.
Конечно, были среди тех, кто прибыл на целину, и случайные люди. Кто-то приехал за «длинным рублем», были те, кто освободился из мест лишения свободы, что аукнулось криминальными случаями. Но, как правило, при первых же трудностях такие люди уезжали. А начало целинной эпопеи – это совсем не сахар. Например, приехавшие жили в вагончиках прямо в поле. Вагончики отапливались печкой-буржуйкой, никаких бытовых условий. Специалистов, таких, как Подземельный, селили к местным жителям. Александр Иванович с теплотой отзывается о своих первых «хозяевах» – семье известного комбайнера Василия Поликарповича Кривича, в которой он был как член семьи.
Тем не менее народ жил, трудился, было место и радости, и веселью. Основной костяк первоцелинников составляла молодежь, многие – без всякой специальности, но они тут же обучались на многочисленных курсах. Это были трудолюбивые, целеустремленные люди. И благодаря им сегодня мы имеем то, что имеем.
О том, как работал сам Подземельных, говорят его награды: два Ордена «Знак Почета», Орден Трудового Красного знамени, медаль «За освоение целины», Золотая медаль на хорошие показатели в труде… К слову, на встречу с корреспондентом Александр Иванович пришел без наград – скромность – одна из черт людей того поколения.
До того, как оказаться в Костанайском районе, первоцелинник прошел большой трудовой путь от агронома до секретаря райкома партии. После реорганизации сельхозуправления стал первым заместителем начальника межрайонного управления сельского хозяйства, которое объединило Пресногорьковский и Узункольский районы. Их, к слову, потом объединили в один – Демьяновский, и его жители своим трудом отстаивали право переименовать район в Ленинский. Хорошо, видимо, работали – завоевали это право, и в 1966 году он получил новое название.
А Подземельных в 1964 году подал документы в Алма-Атинский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства. И прошел по конкурсу на должность старшего научного сотрудника! В те времена это было непросто. И жить бы поживать семье в теплой, комфортной Алма-Ате, причем и своим домом она обзавелась. Но нет же! Прожил Подземельных в столице всего три года. А потом потянуло на целину…
Здесь можно и поставить точку в рассказе об этом удивительном человеке. Ведь данный поступок многое говорит о нем. Тем не менее я не удержалась от вопроса – почему оставил он комфортное житье в столице и вернулся в наши суровые края?
– Если ты прошел целину, то без нее уже не можешь жить. Земля – она тянет, зовет к себе. Костанайская область стала моей второй родиной, ведь здесь я состоялся как специалист, видел воочию результаты своего труда, трудился с самыми лучшими людьми, построил семью. А ведь в годы работы в институте я был соискателем на должность в Московском НИИ сельского хозяйства. Представляете – можно было уехать жить и работать в Москву! Но я вернулся сюда. И вот уже без малого 70 лет верен этой земле…
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий