Какая совесть? Деньги любой ценой!
Как трудно терять близких нам людей. Вдвойне больнее, когда, придя на место захоронения, многие, помимо чувства скорби по усопшим, испытывают еще и чувство горечи: с надгробий воруют венки и цветы, а оградки и ограждения выворачивают с корнем. Выходит, что кто-то наживается на чужом горе…
Вандализм – история вечная. Люди, а скорее нелюди, не гнушаются ничем. Воруют с кладбищ все, что потом можно сдать или продать. Кажется, что для таких товарищей нет ничего святого.
По данным отдела полиции Костанайского района, к сожалению, факты вандализма регистрируются и у нас.
Один из недавних случаев произошел на мусульманском кладбище в Надеждинском сельском округе. Там неизвестный вывез около 200 метров металлического ограждения. По словам местного участкового инспектора полиции Ернура Кусаинова, преступник не задержан. Дело находится в разработке.
– Данный погост находится в чистом поле, на границе между Костанайским и Мендыгаринским районами. Злоумышленником может оказаться как местный житель, так и чужак. Я часто провожу рейды, профилактические беседы с сельчанами. Прошу помочь в случае какой-либо известной им информации. Усугубляется положение еще и тем, что, как правило, кладбища не стоят нигде на балансе, и в отдаленных селах нет сторожей. Поэтому бороться с вандализмом труднее, – говорит страж порядка.
– У меня на этом мусульманском кладбище родственники лежат. Я лично выделял деньги и устанавливал вместе с другими людьми эти ограждения. До сих пор не могу понять, как можно посягать на святое! У людей уже совсем совести нет!? А самое страшное, что большинство этих преступников остаются безнаказанными, – делится один из бывших жителей села Надеждинка Марат Сартов.
По мнению участкового Ернура Кусаинова, краденое либо сдается в пункты приема металлолома, либо используется в личных целях. Затоболец Сергей Дмитриенко (Авт. – имя изменено) рассказывает, что воровать с мест захоронений его заставило хроническое безденежье. Не отсутствие совести или желания найти работу, а именно трудное материальное положение.
На тот момент у него было трое малолетних детей, супруга в декрете, старенькая «десятка», плата за съем квартиры и комуслуг, не говоря уже о других бытовых расходах.
– Работал я в то время пастухом. Сами знаете, зарплата копеечная, едва концы с концами сводили. Жена приглядывала за малышами. Я иногда еще таксовал. Но и этого не хватало, чтобы «раскидаться» с долгами. Поэтому воровать пошел, так как другого для себя пути тогда не видел. Найти другую работу с более высокой зарплатой? Сейчас без связей никуда. Да и кому нужен человек, который едва закончил девять классов, – делится с нами Сергей.
Выбирал кладбища мужчина те, что находятся далеко от райцентра, так как знал, что их никто не охраняет. А значит, доступ свободный. Старался приезжать затемно, шел вглубь «города мертвых» и выбирал ограду, не сваренную в единое целое. Затем вырывал столбики, снимал цепи, грузил всё это в машину, а на следующий день отвозил похищенное в пункт приема металлолома. Приемщикам он говорил, что это старые оградки, выброшенные родственниками умерших.
Вряд ли ему верили работники приемного пункта, но металл принимали. Так, в среднем за один свой поход он мог заработать от 3 000 тенге и выше. Мужчина не скрывает – такая нажива его вполне устраивала. Но длилось это недолго. Кладбищенского вора поймали, свою вину, он, конечно, признал и на всякий случай покаялся, а вот родственникам умерших имущественный вред компенсировать не спешил. За серию краж суд приговорил его к исполнительным работам.
– Я понимал, что делаю что-то плохое, знаю – это грех. Но когда помнишь, что дома ждут голодные дети, копятся долги… уже не думаешь о святом. Сейчас, конечно, я жалею о том, что совершил. И за это понес наказание по закону, – говорит мужчина.
Еще один случай вандализма в Костанайском районе произошел в 2018 году. В дежурную часть отдела полиции Костанайского района поступило сообщение, в котором говорилось, что на затобольском православном кладбище неустановленное лицо повредило надгробный камень на одной из могил. Дело находится в производстве.
По данным отдела полиции Костанайского района, на нашей территории действует три официально зарегистрированных пункта приема металлолома. Все они находятся в поселке Затобольск. Говорить с журналистами работающие на точке оценщики не захотели, ссылаясь на сильную занятость. Но есть у меня один знакомый, своего имени он просил не указывать, но согласился немного рассказать о своей деятельности.
– Не нужно мне рассказывать, что это незаконно, сам прекрасно знаю, потому что за десять лет работы проблемы возникали не один раз. Понятно, что если приносят, например, канализационные люки, это краденое коммунальное имущество. Часто с кладбищ несут ограды для могил, столики, скамейки, даже металлические памятники тащат! Поначалу я отказывался это принимать. Но потом подумал и решил, что краденое варвары все равно продадут – не мне, так другому приемщику. Поэтому брал все, что приносили. В основном, тащили металл люди без определенного места жительства, видно, что пьющие и деньги нужны на очередную порцию горячительного. Но бывало, приходили и подростки. Конечно, когда интересовался, говорили, что мол, наше или родственников. Устанавливают новые ограждения и т.д. Но… это было раньше. Сейчас, если вижу, что краденое, не принимаю. Тем более, в нынешнее время с этим строго, по закону так накажут, что мало не покажется! К тому же в последние года стражи порядка начали проводить рейды по таким пунктам, как наши. А поскольку не хочется иметь проблемы с законом, стараемся их не нарушать, – делится мой собеседник.
Мужчина также добавил, что металл из пункта увозят на переработку один, а иногда два раза в неделю, то есть вернуть украденное, в случае чего, уже невозможно.
К сожалению, решимость во что бы то ни стало раздобыть денег толкает некоторых наших людей если не на все, то на многое. Часто под этим «многим» подразумеваются не совсем или совсем незаконные деяния. И это не обязательно преступления, совершаемые с применением силы: можно же вершить темные делишки без насилия и желательно очень тихо, о чем писали выше в статье. Вандализм – бич нашего времени. И как с ним бороться? Пожалуй, сегодня этот вопрос остается открытым.
Дильназ Шиебаева
Добавить комментарий