Такие в полиции люди

Такие в полиции люди

В эти дни в русском драматическом театре областного центра идет постановка о полицейских «Без права на покой». О тех, кто выполняет свой долг честно и без помпы, кто иной раз ценой своей жизни помогает людям, кто добросовестно несет свою службу, благодаря чему сегодня мы не наблюдаем разгула преступности. Среди героев этой постановки есть и наш земляк, капитан полиции Берик Кенесбаев.

Надо сказать, что авторами постановки стали местные журналист и режиссер, а героями – костанайские сотрудники правоохранительных органов. Потому она близка и интересна всем костанайцам. Рассчитано театральное действо на школьников – ведь кого, как не подрастающее поколение, воспитывать на примере добросовестного служения стране и народу?
Берик Кенесбаев буквально недавно стал горожанином. А до этого вместе со своей семьей жил с родителями-пенсионерами в Жамбыле. К слову, квартиру ему выделили и в знак прежних заслуг. Это не просто хорошая работа в правоохранительных органах. Шесть лет назад Берик со своими сослуживцами совершили поступок, достойный героев.
Вот как об этом рассказывается в постановке «Без права на покой»:
«Июльским днём сотрудники батальона патрульной полиции Берик Кенесбаев, Ерик Коянбаев и Ерлан Жасадыл, обходя дозором окрестности Тобола, услышали со стороны воды крики о помощи. Полицейские со всех ног побежали к реке и вскоре увидели трёх тонущих девушек: одну из них в этот момент уносило течением, а две другие уже почти скрылись под водой. Всё решали секунды. И мужчины бросились в воду. Берик Кенесбаев сумел догнать уносимую течением девушку, вынес на берег, привёл в чувство. В это время старшина Коянбаев и сержант Жасадыл, доплыв до середины реки, спасали двух сестёр, которых уже накрыла вода. Это был тот самый случай, о каких говорят «Промедление смерти подобно». А теперь представьте, каково плыть в почти полном обмундировании, бороться не только с течением, но и с тонущим человеком, который в панике способен и спасителя утянуть на дно. Сёстры Ивановы и их подруга не лишились жизни только благодаря решительности и опыту полицейских, их слаженным и умелым действиям. Они сделали всё возможное, чтобы не только спасти девушек, но и помочь им, наглотавшимся воды, вдохнуть живительного воздуха и прийти в себя. А вскоре подоспела и скорая помощь, вызванная патрульными.
Берик Кенесбаев, Ерик Коянбаев и Ерлан Жасадыл за свой профессионализм награждены медалью «Ерлиги ушин».
Сегодня Берик не работает по состоянию здоровья. Но это временно, уверен он. Как только восстановится, сразу же пойдет работать, ведь он глава семьи, в которой подрастают двое сыновей.
А начиналось все обычно, как у тысяч других казахстанцев.
– Мы переехали сюда из Аркалыка, школу я заканчивал уже здесь. После этого ушел в армию. Надо сказать, что когда пришел в военкомат, то там мне сказали, что в армию могу не идти, поскольку родители уже были на пенсии. Но я считал, что это не повод уклоняться от службы, и попросил родителей написать заявление, чтобы меня взяли.
– А родители не отговаривали?
– Конечно, мать была против, переживала, но я убедил ее, что сейчас мирное время, горячих точек нет и мне ничего не грозит. Отец же меня поддержал. Попал в мотострелковые войска, служил в Усть-Каменогороске.
– А чем был обусловлен выбор профессии?
– Можно сказать, что случайностью. В семье, среди родни не было людей в погонах, только вроде бы мамин брат работал в полиции, но он скончался, когда мне было всего 4 года, и я его не помню. Хотя тяга какая-то к военной форме была, наверно. Не зря мы с одноклассниками после 7 или 9 класса пытались поступить в суворовское училище. Нас тогда не взяли…
После демобилизации вернулся, а времена тогда были тяжелые, по специальности устроиться было трудно – я после школы успел получить профессию экономиста. Тогда отец и предложил мне – давай попробуешь документы подать в полицию, работа-то нужна. Так я и связал свою жизнь с правоохранительными органами.
– Запомнились какие-то особые дела, случаи?
– Вообще-то дел как таковых не было, я начинал службу в патрульно-постовой службе. Начал с младшего сержанта, потом стал командиром взвода, после нас объединили и мы стали универсальными полицейскими. Дальше я стал инспектором в дорожной полиции – работали по ДТП, а в последний год перевелся в службу, связанную с разрешительной системой – где выдают разрешения на ношение, приобретение оружия и т.п.
Так что с уголовными делами, их расследованием не связан. Но ППС – это большая школа. Ведь патрульно-постовые работают на улице, и если что-то случается, на месте происшествия мы оказываемся первыми до приезда оперативников. Много чего видел, много чего узнал в жизни.
– Прежде всего людей…
– Да, при такой работе людей узнаешь хорошо, хотя контингентом, с которым мы работали, были в основном маргинальные элементы – алкаши, бомжи, неблагополучные семьи, дебоширы. В таком «общении» мало хорошего. Но не жалуюсь, всегда работал на совесть, не отлынивал. Когда перевелся, просто захотелось что-нибудь поспокойнее. Ведь и ДТП – это смерть, это люди в экстремальных ситуациях, всяко бывало…
– Когда человек работает в полиции, он меняется? Наверное, черствеет душой, ведь невозможно без эмоций реагировать на происходящее?
– Конечно, полицейские черствеют душой, ведь эта среда, которая является твоей работой, поглощает тебя. Мне мои друзья говорили – ты действительно ментом стал, стал жестче, даже в процессе разговора, бывает, шутишь, а они не понимают – специфичные такие шутки выдаю. Как ни крути, профессия накладывает отпечаток. За 10 лет работы я действительно изменился, знаю сам. Черствеешь, да, раньше к алкоголикам, бомжам относился даже сочувственно, а сейчас уже нет. Конечно, ситуации в жизни разные бывают, от сумы и от тюрьмы нельзя зарекаться, но в основном люди сами виноваты в своих бедах.
– Не секрет, что народ не всегда положительно относится к полицейским. Ощущали это на себе?
– Когда люди были хорошего мнения о полиции? Хотя отношение бывает разное. Те, кому помогаешь, думают – полицейские хорошие, те, кого наказываешь по закону – уже по-другому относятся, не любят нас. Больше, конечно, негатива, хотя всяко бывало. Было, когда благодарили от души, со слезами. Было, когда угрожали.
Претензий всегда много – к примеру, случилась драка в питейном заведении, приезжаем, потерпевший уже лежит. И вот люди начинают, дескать, пока вы приедете, тут убить могут и т.д. и т.п. Но извините, мы тоже не боги, не супермены, стараемся по мере возможности, но не успеваем. Так же и врачи, бывает, не сразу приезжают, не все же от нас зависит.
Почему идет негатив по отношению к правоохранительным органам? Несколько человек дискредитируют всю службу, как говорится, «паршивая овца» попадет– не без этого. Но и судить сразу не стоит, ведь у всех разные мотивы бывают. Иной раз и вор идет на кражу, чтобы семью прокормить, и любой человек имеет причины для того, чтобы преступить закон.
Когда вскрывались неблаговидные факты, в коллективе проводились показательные суды. Осуждали ли мы коллег? Несомненно, но судить сами не брались. Каждый человек может ошибиться в жизни. Может даже в порыве доброты душевной совершить поступок неблаговидный – судить не стоит. Мы в душу не лезем, почему он это сделал. Но согласитесь, были бы все плохие, не было бы такого, как сейчас. Нас не грабят, не убивают на улице, люди могут смело ходить по городу и селам.
– Вы были на премьере театральной постановки? Каковы ваши впечатления?
– Мы были на постановке с супругой, нас специально пригласили, на День Конституции. Тогда в зале были одни сотрудники ДВД, гражданских не было. Приветствовал нас начальник ДВД, присутствовали жены погибших полицейских в том числе
Впечатления, конечно, сильные – до слез. Ну и приятно было. Хотя я все время думаю – ну что такого геройского мы сделали? Это просто человеческий поступок, обычное дело. Любой адекватный человек вряд ли прошел бы мимо. Я не считаю себя героем, не вешаю на себя ордена. Тем более, когда это было. Даже вы вот позвонили, говорю – пора забыть, уже 6 лет прошло.
– Но это хороший пример для молодого поколения…
– Есть более яркие примеры – афганцы, герои войны, а простые люди должны просто служебный долг исполнять, свою работу делать. Повторюсь, если бы наши сотрудники делали ее плохо, разве жили бы мы в таком порядке?
С этим трудно не согласиться. Те, кто пережил 90-е, помнят, какой разгул преступности тогда был. И сегодня наше спокойствие, наше благополучие охраняют такие люди, как Берик Кенесбаев. Люди, которые просто хорошо и добросовестно делают свою работу…
Айжан Адырбаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!