В этом году исполняется 650 лет со времени образования Казахского ханства

В этом году исполняется 650 лет со времени образования Казахского ханства

Десять лет назад в нашей стране это событие широко отмечалось. Нынче особой шумихи нет, но казахстанцы не забывают о значимом юбилее.

Накануне празднования 550-летнего юбилея известный поэт и общественный деятель Казахстана Олжас Сулейменов говорил об образовании Казахского ханства:

– Разные толкования есть на этот счет. Очень давно существовали объединения тюрков, но союз, который образовался 550 лет назад благодаря ханам Керею и Жаныбеку, по-настоящему утвердил этноним «казах». Поэтому мы сейчас в первую очередь отмечаем юбилей нашего имени, а не только государства.

Действительно, на территории Казахстана возникали и исчезали кочевые государства, в разное время она входила в состав кочевых империй – Великого Тюркского каганата, Кипчакской конфедерации, державы Чингисхана, Золотой Орды. Распад последней и стал предпосылкой возникновения собственно Казахского ханства, когда в середине XV в. от государства хана Абулхаира отделились племена – их стали называть казахами.

Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом, – говорят историки. Оно явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV-XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской – с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости.

Еще в 20-х гг. XV в. калмаки стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абулхаира и неспособность моголистанского хана оградить население Семиречья от калмакских орд привели к еще большему недовольству народных масс.

Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и-Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Особенно оно усилилось после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Этим действием народных масс было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно государство.

Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом.

Другой причиной, заставившей Есен-Бугу предпринять такой шаг, могло явиться то обстоятельство, что значение хана как внутри, так и во внешних сношениях определялось преимущественно числом и силой поддерживающей его феодальной знати и улусных людей. Поэтому было естественно его стремление привлечь на свою сторону врагов своих сильных соседей и использовать их, если понадобится, против их же соплеменников. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Моголистане наступило фактически полное безвластие.

В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465 – 1466 гг.)

В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и-Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхаира вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхаир хана – его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. После гибели Шайх-Хайдара внуки Абулхаира бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы молодого государства.
Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джанибек и Гирей стремились в первую очередь утвердить право на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и др. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дешт-и-Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона.

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений – под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани.
Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Гирей хана – Бурундук. Об обстоятельствах и точном времени перехода ханской власти в руки Бурундука ничего не известно. Ибн Рузбихан, говоря о событиях начала 70-х годов XV в., замечает, что «в улусе казахов султаны претендовали на ханскую власть. После того как этот сан некоторое время принадлежал нескольким лицам, очередь ханствовать досталась Бурундук хану».

В 80-90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммед Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

Между тем в интервью республиканской газете «Казахстанская правда» старший эксперт Международной Тюркской академии, известный в Казахстане политолог Тимур Козырев отметил важную роль в истории Казахстана периода Золотой Орды.

По его словам, Казахское ханство не образовалось «на пустом месте», а вышло из единой «матрицы» Золотой Орды – вместе с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой.
Жанибек и Керей, основатели Казахского ханства, а также все последующие его правители, вплоть до последнего хана – Кенесары, принадлежали к Урусидской ветви династии Чингизидов. Их предок Урус-хан – один из золотоордынских правителей XIV века, которого некоторые казахские историки (например, Р. Темиргалиев) отождествляют с легендарным Алаша-ханом.

Однако дело не только в династической преемственности. По мнению ряда ведущих специалистов, этногенез казахского народа в основном состоялся как раз в золотоордынский период, и на момент распада Орды недоставало только современного названия «қазақ», которое появилось позже, в связи с рядом политических обстоятельств.

Однако уже тогда существовал практически единый кочевой народ Дешт-и-Кыпчака, от которого напрямую происходят современные казахи, ногайцы и каракалпаки – три этноса, во всех отношениях чрезвычайно близкие друг другу. Волжские и крымские татары, башкиры также по праву считают себя наследниками Золотой Орды.

Чокан Валиханов в свое время писал: «По преданиям своим киргизы (дореволюционное наименование казахов со стороны российской имперской администрации) почитают себя потомками татар Золотой Орды». Разумеется, термин «татары» у Чокана Валиханова также употреблен в его дореволюционном, расширительном значении.

– Все данные фольклора, этнографии, археологии, политической истории и даже генетики однозначно и убедительно показывают, что ключевым формативным периодом в истории казахского этноса была именно эпоха Золотой Орды. Именно Золотая Орда является промежуточным скрепляющим звеном между историей Казахского ханства и более древними пластами нашей истории – кипчакским, древнетюркским, хуннским, – отметил Тимур Козырев.

Айгуль ЖУМАБАЕВА,
по материалам информагентств Qazaqstan tarihy,
«Казахстанская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!