«Учитель – это судьба»: воспоминания Раисы Насоновой
В небольшой квартире, наполненной запахом свежезаваренного чая и аккуратно сложенными стопками книг на полках, время словно остановилось. На стене – фотографии, где она с бывшими учениками, в шкафу – десятки грамот, дипломов и наград, каждая из которых хранит свою историю. Раиса Насонова – учитель биологии, ветеран труда. За плечами – целая жизнь, отданная школе и детям.
Она говорит спокойно, иногда закрывает глаза, будто снова возвращаясь в прошлое, и ее голос становится теплым и мягким, как в классе, где когда-то на нее смотрели десятки внимательных глаз.
– Я никогда не жалела, что стала учителем, – улыбается Раиса Михайловна Насонова. – Это моя судьба. И приятно, что мои ученики помнят обо мне, приходят, звонят даже спустя десятки лет.
Военное детство
Раиса Михайловна родилась в трудные годы. Детство пришлось на военное время. Она вспоминает, как пришла весть о том, что отец пропал на фронте, а через несколько недель умерла и мама. Раису и ее брата и сестру воспитывали тети.
– Мы жили дружно, поддерживали друг друга. Может, именно это воспитало во мне терпение и умение понимать людей, – рассказывает она.
Тогда никто и подумать не мог, что девочка из простой семьи станет учителем, к которому будут приходить целые поколения школьников.
Первые шаги в школе
Путь к профессии начался с работы воспитателем в детском саду. Она не скрывает, что это было нелегко, но именно тогда почувствовала радость от общения с детьми.
– Маленькие они были, непоседливые. Но когда ребенок тянет к тебе руки или улыбается – это счастье. Я поняла: хочу работать с детьми, хочу, чтобы у них было лучшее будущее, – вспоминает Раиса Михайловна.
Позже, в 1966 году, судьба привела ее в школу. Не сразу, но она поступила в пединститут. Правда, уже после приезда из России в Казахстан. Сначала она трудилась младшим персоналом, потом учительницей, а дальше у нее появился и собственный класс. В школе с. Заречного Костанайского района она проработала до 2002 года.
Учеба и становление
Учиться приходилось заочно. Днем – работа, вечером – книги и конспекты.
– Легко не было. Иногда ночью засиживалась, читаю, пишу. Но знала: без знаний учителем не станешь. И шла вперед, – говорит она.
Так постепенно в ее жизни появилась биология.
– Почему именно биология? Наверное, потому что это про жизнь. Она ближе всего к человеку. Мне хотелось объяснять детям, как устроен мир, чтобы они понимали себя и окружающее. И еще – биология учит думать, наблюдать. Это важно. И еще я всегда любила природу, все живое. Мне было интересно не только смотреть, как растет цветок, но и понимать, почему он растет. И с детьми было также: хотелось не просто учить их правилам и определениям, а открывать перед ними целый мир, – говорит она, поправляя очки.
– Первый урок я помню до сих пор, – говорит Раиса Михайловна и улыбается, словно снова видит перед собой тех ребят. – Готовилась всю ночь: конспект переписала несколько раз, чтоб не сбиться. Тетради разложила ровненько, мел приготовила заранее. Захожу в класс – сердце так и колотится. А дети сидят, смотрят большими глазами: «Новая учительница». Я говорю, а сама думаю: не забыть бы что-нибудь! Но дети оказались доброжелательные, слушали внимательно. С каждым уроком становилось легче, и постепенно волнение прошло.
– Мы ведь жили школой, – вспоминает она. – Педсоветы проходили порой до позднего вечера, но никто не жаловался: обсуждали уроки, планы, как с ребятами работать. Коллеги помогали, делились опытом. Старшие учителя подсказывали, поддерживали. А какие праздники были! Новый год с хороводами, утренники для младших, концерты к 8 Марта, вечера встречи выпускников. Мы сами украшали зал, придумывали сценки, готовили костюмы. В такие дни школа словно оживала – коридоры звенели смехом, дети носились с шарами, а учителя вместе с ними радовались. Это было настоящее сообщество, в котором каждый чувствовал себя нужным.
За годы работы через ее руки прошли сотни учеников. Каждого она помнит по-своему – кто-то отличался пытливым умом, кто-то удивлял добротой, кто-то проявлял характер.
– Учитель всегда вкладывает в детей частичку своей души. И когда спустя много лет встречаешь бывших учеников, а они говорят: «Спасибо, Раиса Михайловна, вы мне помогли», – это дорогого стоит. Бывает, взрослые уже люди приходят, приводят своих детей, внуков. И это счастье, – с теплотой говорит она.
Ее бывшие школьники и сегодня звонят, поздравляют с праздниками, иногда заглядывают на чай. Для нее это главный показатель, что жизнь прожита не зря.
Раиса Михайловна говорит, что особая гордость для нее – это годы, проведенные с собственными классами.
– Как у классного руководителя у меня было три выпуска, – улыбается она. – Брала их с пятого класса и доводила до десятого, одиннадцатого. Это целая жизнь вместе. А еще были временные классы, когда просили заменить: «Раиса Михайловна, ну возьмите, пожалуйста…». И брала.
Она вспоминает школьные будни тех лет: пионерские сборы, комсомольские собрания, сценки, концерты.
– Ребята ведь с интересом участвовали! Сами придумывали, ставили номера. Вот Марат, мой ученик, он тогда активно выступал. Сейчас он в Совете ветеранов-афганцев области, председатель комиссии по патриотическому воспитанию молодежи. Вот так судьба повернула.
Судьбы ее учеников сложились по-разному.
– Марат в Афганистане побывал, я переживала за него. Другие – кто в училище ушел, кто в институт. Один стал заместителем акима города Лисаковска, сейчас работает в частной компании, кто-то стал медиком, хирургом. Всех стараюсь помнить.
Она на мгновение задумывается и добавляет:
– Учитель ведь всегда переживает: где они, как сложилась жизнь. И даже если годы прошли, все равно думаешь: «А как там тот? А этот?».
Награды и признание
На стенах и в шкафах – десятки грамот, дипломов, благодарственных писем. Каждая из них – результат труда, бессонных ночей, терпения и любви к детям.
– У меня много наград, но самая большая награда – это ученики. Я горжусь, когда вижу, что они нашли свое место в жизни, стали достойными людьми. Вот ради этого стоило жить и работать, – говорит Раиса Михайловна.
Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, она уверенно говорит: если бы пришлось выбирать снова – ничего бы не изменила.
– Я не жалею, что стала учителем. Это моя профессия, моя жизнь. Были трудности, конечно. Но радости и светлых моментов – гораздо больше. Я благодарна судьбе, что мне довелось быть рядом с детьми, учить и учиться у них, – делится она.
Вечная связь поколений
За чашкой чая разговор продолжается уже который час. В каждом слове Раисы Михайловны – не просто воспоминания, а уроки для будущего.
– Учитель никогда не заканчивает работать, даже когда выходит на пенсию. В душе он всегда остается учителем. И пока есть те, кто помнит твои уроки, твои слова – значит, все было не зря, – улыбается она.
Ее жизнь – это пример верности профессии и людям. Пример того, что учительская судьба не измеряется зарплатами или наградами, а живет в сердцах учеников, которые через годы возвращаются к своему наставнику с теплом и благодарностью.
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий