С 10 июня 2025 года в Казахстане вступил в силу новый Водный кодекс
9 апреля впервые за более чем 20 лет. Предыдущая редакция действовала с 2003 года и, как признали в правительстве, уже не соответствовала ни экологическим вызовам, ни реальному состоянию водохозяйственной отрасли.
Новый документ направлен на обеспечение водной безопасности страны, справедливое распределение и рациональное использование водных ресурсов. Почему Казахстан оказался у водного порога, какие новшества вводит законодательство и как это скажется на сельском хозяйстве, промышленности и простых жителях, рассказываем в нашем материале.
Вода – не бесконечный ресурс
Казахстан – страна с ограниченными водными ресурсами. На одного жителя страны приходится в пять раз меньше пресной воды, чем в среднем по миру. Более 40% воды, используемой в стране, поступает из-за рубежа: из Китая, России, Узбекистана, Кыргызстана. Главные реки вроде Иртыша, Сырдарьи, Или – трансграничные. Это делает Казахстан уязвимым перед решениями соседей.
Климатические изменения лишь усиливают проблему. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, объемы поверхностного стока уменьшаются. Климат меняется: зимы становятся короче, лета – жарче. Малые реки и озера пересыхают. Особенно уязвимы северные регионы, среди которых Костанайская область. В таких условиях новый законодательный подход к воде – не опция, а необходимость. Весной 2024 года в некоторых регионах, в том числе в Костанайской области, фиксировался дефицит влаги, пересыхали малые реки и водохранилища.
– Уже сейчас потребность в воде в стране превышает возможности. При текущих темпах расходования и деградации инфраструктуры к 2040 году дефицит может составить до 12 км³ воды в год, – высказывал в СМИ свои мысли министр экологии Ерлан Нысанбаев.
Водная безопасность как основа
Ключевое понятие нового Водного кодекса – «водная безопасность». Это означает не только наличие достаточных водных ресурсов, но и способность управлять ими грамотно, прозрачно, с учетом интересов будущих поколений.
В документе прямо говорится, что вода – это не товар, а жизненно важный ресурс. Поэтому государство обязано обеспечивать базовые потребности населения и природы в воде, а все остальные виды потребления – в первую очередь сельское хозяйство, промышленность – должны осуществляться по остаточному принципу.
Главное новшество – платность
Один из самых обсуждаемых пунктов нового кодекса – обязательная платность за водопользование, в том числе для аграриев. Если раньше сельхозпроизводители могли получать воду фактически бесплатно или по заниженным тарифам, то теперь платить придется всем. Исключение – только для личных нужд граждан и для обеспечения водоснабжения населения. В Минэкологии подчеркивают: речь не идет о коммерциализации воды, а о введении стимулов к бережному потреблению. Там, где вода ничего не стоит, ее тратят без счета.
Именно это, по мнению законодателей, и привело к аварийному состоянию многих каналов, водохранилищ и насосных станций. Кроме того, платность создает возможности для частных инвестиций в восстановление инфраструктуры. До 2025 года 70% оросительных систем в стране находились в неудовлетворительном состоянии – они теряли до 50% воды в пути к полям.
Сколько будем платить?
Расчет платы за воду будет проводиться по новой методике, которую еще предстоит утвердить правительству. Однако ориентиры уже заданы. Во-первых, учитывается регион и источники воды. Там, где ресурсы ограничены, тарифы будут выше. Во-вторых, важен характер потребления – техническое использование (например, для охлаждения в ТЭЦ) будет дороже, чем экологически допустимое, или сельхозполив с применением водосберегающих технологий.
Особые условия предусмотрены для водопользователей, которые внедряют капельное или спринклерное орошение, используют повторную или очищенную воду. Для таких предприятий предусмотрены пониженные тарифы или субсидии.
Трансграничные воды – политический вопрос
Новый кодекс усиливает акценты на регулировании трансграничных вод. В нем закреплено, что Казахстан будет добиваться равноправного распределения ресурсов с соседними государствами на основе международных соглашений.
Это особенно актуально для Костанайской области, которая частично зависит от воды из Тобола – реки, истоки которой находятся в России. В последние годы объемы воды, поступающей по Тоболу, нестабильны – в том числе из-за регулирования стока российскими ГЭС.
– Мы должны выстраивать цивилизованные, долгосрочные отношения с соседями. Без договоренностей на межгосударственном уровне невозможно обеспечить устойчивое водоснабжение приграничных регионов, – считают в Минэкологии.
О цифре и контроле
Еще одна важная новелла – переход на цифровой учет. Теперь каждое крупное водопользование должно быть оборудовано счетчиками, данные с которых поступают в единую систему. Создан Национальный водный кадастр – цифровая платформа, где фиксируются объемы водных ресурсов, уровень их загрязнения, данные об использовании, разрешениях и лимитах. Это позволит на практике реализовать принцип «сколько взял – столько заплати». Кроме того, предусмотрены меры ответственности. За превышение лимитов, сброс неочищенных вод, несанкционированное водопользование предусмотрены крупные штрафы, а в отдельных случаях – уголовная ответственность.
Что будет с Костанайской областью?
Для северных и засушливых регионов, таких как Костанайская область, новый кодекс может стать как вызовом, так и шансом. С одной стороны, здесь немало хозяйств, использующих устаревшие оросительные системы. А переход на плату за воду может ударить по малому агробизнесу. С другой – именно эта область может выиграть от программы модернизации и поддержки водосбережения.
Государство обещает субсидировать до 50% затрат на установку водосберегающих технологий. Также планируется строительство новых малых водохранилищ и модернизация существующих плотин и дамб – в первую очередь в приграничных и засушливых районах. В регионе намерены разработать программу по восстановлению мелиоративных систем. Она нужна и Костанайскому району, так как именно здесь находится немало овощеводческих хозяйств.
Помимо этого в районе имеется больше 30 значимых и больших озер. Часть из них – пресные, многие – солоноватые, особенно в южной части района, где проявляется засолённость, влияющая на качество воды и почв. С приходом новых норм эти водоёмы получат: охранные зоны – запрет на застройку, уплотнение береговой зоны, сброс стоков; поддержку реконструкции гидротехники – восстановление дамб, проливов, береговых подъёмов; инспекционный контроль за состоянием, особенно в весенний паводок.
Вода для экосистем
Отдельным блоком в кодексе прописаны экологические обязательства. Каждая река должна сохранять минимальный экологический сток – то есть объём воды, достаточный для поддержания жизни в водоёме.
Это важно для малых рек и озёр, пересыхающих в засушливые годы. Например, в Костанайской области в последние годы страдают реки Уй, Аят, Тобол. Поддержание экологического стока позволит сохранять их хотя бы в сезон половодья.
Новый Водный кодекс – это не просто изменение закона. Это смена парадигмы: от потребительского отношения к воде – к бережному и ответственному.
Казахстан не может позволить себе расточительность. Воды будет становиться всё меньше, а потребность – расти. И сегодня, как никогда, актуален призыв: «Бережешь воду – бережёшь жизнь».
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий