«Пока животное выздоравливает – день прожит не зря»
С самого утра заведующая ветеринарным пунктом Айсаринского сельского округа Наталья Ковдий в пути – ее ждут фермеры, жители соседних сел, вызовы к животным. Осмотр коровы, прививка телятам, профилактика – день расписан по минутам. Дороги, погодные капризы, десятки километров между хозяйствами – все привычно…
Любовь, ставшая профессией
«Это банально было из детства, – говорит Наталья Ковдий. – Любила кошечек, собачек, маленьких животных. Сама плакала, если кто-то из них болел». Семья ее была далека от сельского хозяйства: отец – военный, мама работала техничкой в школе. Но любовь к животным оказалась сильнее привычных представлений о будущем.
В 1984 году, после школы, она поступила в сельскохозяйственный техникум. «Тогда ветеринария была очень уважаемой профессией, – вспоминает женщина. – Сильная база, умные преподаватели, настоящие наставники. Они передали нам огромный опыт, который я сейчас стараюсь донести до своих молодых ребят».
После учебы Наталья вышла замуж и осталась жить в селе Айсары Костанайского района. Здесь и началась ее долгая профессиональная история – без пафоса, но с постоянным трудом и самоотдачей.
«Раньше ветеринария была сильной»
Конец восьмидесятых – золотое время для животноводства. В каждом колхозе и совхозе были фермы, работали ветучастки, коровники и отары кипели жизнью.
– Проблем с работой не было, – вспоминает Наталья. – Даже наоборот – свободных мест почти не находилось.
Чтобы устроиться, нужно было дождаться, когда кто-то уйдет.
Но вместе с девяностыми в страну пришли перемены. Закрывались хозяйства, рушилась плановость, финансирование сокращалось. Многие уходили из профессии, искали заработок на рынке, в торговле.
– Уйти? Даже в голову не приходило, – говорит она. – Мы переживали безденежье, выживали, как могли, но все равно лечили животных. Даже если не были оформлены официально – ходили и помогали. Это же то, что мы умеем.
«Болели всегда – значит, и мы нужны были»
Девяностые запомнились еще и эпизоотическими вспышками – бруцеллез, туберкулез. Система вакцинации дала сбой, но на местах ветеринары продолжали держать линию.
– Мы работали сезонно, но отрабатывали все, – говорит Наталья. – Вакцины поставлялись, хоть и с перебоями. Все делали вручную. Тогда ведь не было одноразовых шприцев, пластиковых пробирок. Иглы кипятили, стеклянные пробирки стерилизовали на плитах. И все равно справлялись.
Она с гордостью отмечает, что в ее округе за все время не было серьезных вспышек болезней. «Это труд всех, – говорит. – И врачей, и людей. Ведь сельчане привыкли, что вакцинация – обязательна. Два раза в год обработки, анализы, плановые прививки. Люди понимали, что здоровье животных – это и их собственное здоровье».
В разговоре Наталья часто повторяет слово «понимание».
– Мы объясняем, что болеют не только животные, но и люди, – говорит она. – Особенно при бруцеллезе. Молоко, мясо – все это риск. Конечно, людям тяжело, когда приходится сдавать больное животное, ведь оно – кормилица, почти член семьи. Но все равно прислушиваются.
Сейчас, по словам Натальи, работа ветеринара изменилась. Оснащение стало современнее, появились пластиковые контейнеры, одноразовые шприцы.
– Работать стало легче и безопаснее, – признается она. – Но когда вспоминаешь, как раньше стерилизовали иглы на кухне, понимаешь: мы прошли школу, которую не забудешь.
Цифровизация – друг или испытание?
Как и во многих сферах, ветеринарная служба переживает цифровую трансформацию. Учет животных, вакцинация, отчеты – все переводится в электронную систему.
– Учимся постоянно, – улыбается Наталья. – Конечно, не без сбоев. Программы бывают с ошибками, зависают. Но плюсов все равно больше: нажал кнопку – и видишь всю историю по каждому животному.
За четверть века работы Наталья Ковдий прошла все этапы становления ветеринарии – от советской системы до современных стандартов. Сейчас в ее подчинении пять сел.
– У нас около трех тысяч голов крупного рогатого скота и еще примерно столько же мелкого – овец, коз, – рассказывает она. – Свиней осталось немного, их быстро забивают осенью. Но работы хватает: вакцинации, профилактика, осмотры, вызовы.
Команда у Натальи небольшая – всего три человека, включая двух фельдшеров.
– Ребята молодцы, хватают все на лету. Я рада, что у нас подрастает достойная смена. Ветврачом ведь надо почти родиться. Это не каждому дано.
Работа ветеринара – не только знания, но и характер.
– Где-то корова пнет, где-то собака сорвется с цепи, – говорит Наталья. – Все бывало: укусы, синяки, переломы. Один наш врач ногу ломал, когда животное упало. Поэтому я всегда говорю – нужны хорошие расколы, фиксаторы. Но пока работаем подворно, своими силами.
Опасности профессии не пугают. «Главное – любить свое дело, – убеждена она. – Но любовь должна быть с холодной головой. Нужно уметь держать себя, быть хладнокровным. Иногда приходится принимать тяжелые решения, но без этого нельзя. И меня радует, что приходит много молодых. Девчонки, парни, у всех горят глаза. Некоторые прямо говорят: «Не хочу сидеть за компьютером, хочу идти в сарай работать». Вот это настоящие ветеринары».
Стаж Натальи – больше 25 лет. Ей 56, но на пенсию пока не собирается.
– Почему бы нет? – улыбается. – Здоровье позволяет, да и ребят подменить иногда нужно. Пока могу – хожу по дворам, делаю прививки, осматриваю животных. Мне это в радость.
Память о первой практике
У Натальи до сих пор живо воспоминание о первой практике. Тогда она сама была худенькой девчонкой, боялась подойти к быку, не умела брать укол. «Меня сразу бросили в бой, – вспоминает она. – Я плакала, но когда получилось – была счастлива. И наставница сказала: «С тебя будет ветеринарный врач». Вот таких ребят я теперь сама стараюсь вырастить».
Сегодня, когда к ней приходят студенты на практику, Наталья видит в них себя.
– Когда ребенок приходит и говорит «дайте попробовать», – это лучший момент. Значит, у него есть желание, он не боится риска. А без этого ветеринаром не стать.
«Мы не вниз идем – вверх»
Сейчас ветслужба Айсаринского округа оснащена всем необходимым. Зарплаты выросли, добавились оздоровительные выплаты. Но самое главное для нее – не цифры, а осознание, что работа не напрасна.
– Когда вечером возвращаешься домой, уставшая, вся в пыли, а тебе звонят: «Спасибо, корова выздоровела», – это и есть счастье. Все остальное – второстепенно.
Ветеринарная служба – одна из тех, что остается незаметной, но незаменимой. Без нее не будет благополучия в животноводстве, безопасности продукции и спокойствия сельчан.
Наталья Ковдий не ищет славы, не считает свои годы в профессии подвигом. Просто делает свое дело, так, как делали ее учителя.
– Ветеринар – это человек, который должен быть и врачом, и психологом, и немного философом, – говорит она. – Мы видим жизнь во всей ее правде – и радость рождения теленка, и боль утраты. Но все это – часть большого пути.
Вечером, закрывая ветпункт и идя домой, Наталья улыбается.
– Главное, чтобы животное выздоравливало. Тогда день прожит не зря, – говорит она.
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий