Почему в селах Костанайского района простаивают пункты раздачи воды?
В селах Костанайского района, где установлены пункты раздачи питьевой воды, снижается количество ее потребления.
Парадоксально, но факт. К примеру, жители села Абай имеют доступ к питьевой воде, но практически не пользуются им. Из двух цистерн в пункте раздачи воды, куда она закачивается, сейчас используется лишь одна. Причина, по словам и самих жителей, и коммунальщиков, кроется в ценах на литр H₂O. В прошлом году он подорожал в 4 раза. Представители Затобольской ТЭК таким образом надеялись уменьшить свои убытки, но не получилось. Долги продолжают расти, так как в пунктах раздачи воды серьезно снизилось ее потребление сельскими жителями.
Не покупаем, везем из города
Строительству пункта раздачи воды в селе Абай Костанайского района радовались все жители. Оно и понятно. Люди жили без водопровода не один год. А здесь хоть и не серьезная инфраструктура, но доступ к питьевой воде был для них все же обеспечен. Можно было спокойно набрать фляги воды, не выезжая из села. Напомним, что пункты раздачи воды появились в стране несколько лет назад, как вариант решения вопроса питьевого водоснабжения. Для некоторых сел – временно, пока к ним не подведут водоводы. По сути это – небольшие помещения, в которых находятся емкости для питьевой воды. В Костанайском районе таких пунктов, кстати, 20. И все было хорошо, но только до августа 2023 года, когда Затобольская ТЭК объявила, что им придется повысить стоимость воды, так как обслуживание пунктов раздачи воды влетает им в копеечку. Да и цены они не повышали больше 13 лет.
– До 1 августа 2023 года стоимость составляла 3125 тенге/м3 или 125 тенге за флягу. Принято решение о повышении стоимости 1 куб. метра питьевой воды по 17-ти селам. Стоимость 1 куб. метра теперь составляет 12 500 тенге, в переводе на стоимость фляги объемом 40 литров цена – 500 тенге. Цена увеличена в связи с тем, что доход от оказания данной услуги не покрывает фактических затрат, а это электроэнергия, заработная плата и налоги с фонда заработной платы, амортизация, расходы на содержание транспорта для доставки воды до пункта, – перечислила заместитель директора КГП «Затобольская ТЭК» Айнура Ташмагамбетова.
Жители села Абай повышению стоимости, конечно, не обрадовались. Кассир пункта раздачи воды Мурзабек Нуржанов отмечает, он уже перестал заказывать много воды. Из двух цистерн заполняет лишь одну. Это примерно 3 куба на две недели.
– Честно сказать, сейчас не очень активно берут воду. Цену подняли, кто работает, из города везет или в поселок соседний и там набирают. Есть и те, кто постоянно приходят, но это человек 20, наверное. Село у нас небольшое, три улицы всего. В день покупают литров 200-300. Это мало. Первое время, это в 2022 году, когда открыли, очень хорошо покупали. А что не брать? Вода дешевая – 125 тенге/фляга, а сейчас кто с баклажкой придет, кто с ведерком. Я стараюсь поэтому много не брать воды на продажу, – пояснил он.
Люди продолжают пользоваться колодцами с водой на улицах. Их по поселку немало, и все они используются. Причем не только для того, чтобы взять из них техническую воду для быта, но и для приготовления пищи. Вот, к примеру, житель села Виктор Олейник воду в пункте раздачи воды ни разу не покупал.
– Пользуюсь колодцем, который был выкопан много лет назад. Ухаживаем за его состоянием. Сюда далеко ходить в пункт, а колодец рядом. Какая вода? Соленая? Не знаю, может и соленая. Мы уже привыкли, – со смехом отвечает собеседник.
Мария Лысенко работает в местном фельдшерском пункте. Женщина рассказывает, что водой из пункта раздачи пользуется, потому как взять воду ей просто неоткуда.
– Хотелось бы сказать – очень дорого для нас вода выходит. Не каждый может купить, потому что вода дорогая. Флягу покупаем за 500 тенге. Если человек живет один, то не так накладно, а если семьи многодетные, большие, мне кажется, по карману бьет. А так у меня колодец во дворе, беру техническую воду из него. Мужчины, кто в городе работает, обязательно везут оттуда. Брали воду в Осиновке, но сейчас ее жители закрыли доступ, ссылаясь на то, что за очистку и ремонт насоса они платят самостоятельно, – рассказала женщина.
Еще одна жительница села Бахытгуль Рахимова в пункте раздачи воды берет в неделю флягу воды. Но женщина считает, что это слишком завышенная стоимость за нее. По ее словам, качество воды низкое.
– Дома пропускаю через фильтры. Меняю фильтры два раза в месяц. Я по чайникам вижу, как осадок там появляется. Машины у нас нет, так бы тоже возили из города. Мы с мужем вдвоем живем. У нас большой расход, но все равно накладно выходит, если я постирать хочу такой водой, – добавила жительница села.
Те немногие люди, кто согласился поговорить с журналистами о проблеме, отмечают, что воду они расходуют очень экономно, так как пенсии и зарплаты у них небольшие, поэтому и стараются не тратить деньги на воду.
Выгоды не получилось
В Затобольской теплоэнергетической компании не скрывают, что они и сами огорчены сложившейся ситуацией. Повышение стоимости для них – вынужденная мера, ввести которую их потребовали обстоятельства. Ведь с 2022 года обслуживание пунктов раздачи воды было убыточным. Коммунальщики надеялись, что повышение цен сможет как-то изменить ситуацию. Но не получилось. Люди просто сократили потребление этой воды.
– За 9 месяцев этого года объем воды, реализуемой через пункты, составил 689,611 м3. За аналогичный период 2023 года объем воды составил 1142,915 м3. Снижение – на 40%. Наименьший объем потребления сложился в с.Рыспай – 240 литров на всю деревню, в с.Нечаевка – 866 литров. И это – неокончательные цифры. В прошлом месяце ввели водопровод в с.Садовое, при этом на сегодня вода там также продолжает реализовываться через пункт раздачи воды. Возможно, со временем объемы воды, реализуемые через него, начнут снижаться. Ведь жители подключаются к новому водопроводу, – пояснила заместитель директора КГП «Затобольская ТЭК».
Ситуацию изменить в положительную сторону смогло бы субсидирование питьевой воды, которое сейчас идет из бюджета для сельского водоснабжения. Напомним, что благодаря этому сельские жители платят за воду не ее полную стоимость, а лишь часть. К примеру, только в этом году на субсидирование питьевой воды в Костанайском районе из госбюджета направлено 145 млн тенге. Но вот применить этот механизм для жителей сел, где стоят сейчас пункты раздачи воды, нет возможности, отмечают специалисты.
– Сегодня стоимость питьевой воды, реализуемая через пункты раздачи воды, не субсидируется. Официально все кроется в Приказе Министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил субсидирования стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения» определен порядок субсидирования стоимости питьевой воды. Данными правилами предусмотрен определенный пакет документов для получения субсидии. А вода, реализуемая через пункты, не подпадает под условия вышеуказанного субсидирования. Нет законного механизма, так как субсидии возможны только если вода подается через водопроводы, – добавила Айнура Ташмагамбетова.
Пока добиться законного изменения в Правила не получается. А Затобольская ТЭК продолжает получать убытки. В этом году это уже 11 млн тенге, а прибыли пока лишь 5 млн тенге. Кстати, часть нереализованной, испорченной, как говорят коммунальщики, воды, ЗТЭК просто выливает на землю.
– Сможет ли субсидирование изменить ситуацию? Это не от нас зависит. Экономически, конечно, это сможет простимулировать население. Получается, сейчас для одних жителей Костанайского района один куб воды стоит 55 тенге, а для других – 12 тысяч 500 тенге. Есть же разница, – подчеркнула собеседница.
В управлении энергетики и ЖКХ акимата Костанайской области, в свою очередь, тоже признают, что отсутствие законного механизма субсидирования стоимости питьевого водоснабжения из пунктов раздачи привозной воды создают неравные условия в части ее оплаты среди сельского населения. Но урегулировать вопрос на центральном уровне не удается.
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий