Общественные слушания по отмене утилизационного сбора в Казахстане проведут 2 июля

Общественные слушания по отмене утилизационного сбора в Казахстане проведут 2 июля

Об этом сообщил вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбеков. До этой даты рабочая группа планирует посетить заводы по производству авто в Костанае и Семее.

18 июня рабочая группа, которая занимается рассмотрением петиции об отмене утильсбора, посетила заводы по сборке отечественных автомобилей в Алматы. Активисты группы «Нет утильсбору» и автор петиции Санжар Бокаев не приняли в нём участие несмотря на то, что были приглашены.
Как подчеркнул Олжас Сапарбеков, визиты на заводы призваны показать наличие производства и ответить на обвинения активистов. В конце июня рабочая группа также запланировала визит в Костанай для проверки заводов, подвергшихся критике. А 2 июля проведут общественные слушания, на которые приглашают журналистов и всех желающих.

– Коллеги из «Нет утильсбору» говорили, что у нас всё закрыто, мы им говорили: приходите, берите камеры, посещайте заводы. Мы хотели, чтобы они сначала посмотрели, что есть производство. Они нас голословно обвиняют, что производства нет. Мы из-за этого расписали программу, дали им графики, чтобы весь народ посмотрел. Сегодня, например, Hyundai нам разрешил. Сегодня все увидели, мы также продолжим по городам ездить, посмотрим все заводы. Первый аргумент – это, конечно, что у нас есть производство, что мы не просто колёса вставляем. Там много роликов было, где они показывали крытый автобус, готовый, который едет до Караганды и обратно. У нас спикер пояснял, что есть мелкоузловая сборка, где мы покраску и сварку делаем, и крупная сборка, – заявил Сапарбеков.

В этот же день вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев рассказал подробности про утилизационный сбор – будут ли повышать ставки, как он работает и отменят ли его.
Журналисты отметили, что в Казахстане нет утилизации автомобильных отходов как таковой. Его попросили объяснить, у нас утилизация есть или всё-таки её нет в автомобильной сфере.

– Однозначно ответить нельзя, есть она или нет. На сегодняшний день утилизация у нас отдана конкурентной среде. Как вы знаете из истории частных операторов, было две компании, два завода по утилизации и переработке автотранспорта и сельскохозяйственной техники, – ответил он.

По его словам, в результате судебных разбирательств, которые были инициированы, эти заводы оказались в сложной ситуации. Но на сегодняшний день министерство готовит нормативно-правовой акт, чтобы упорядочить процедуру утилизации автотранспорта и сельскохозяйственной техники в конкурентной среде.

То есть, по его словам, не будет такого подхода, что есть два или три определённых завода, которые имеют право только этим заниматься.

– По факту, на сегодняшний день утилизацией автотранспорта может заниматься практически любое частное лицо, которое имеет минимальные критерии для переработки: определённый участок земли, небольшой цех, где будет разбираться автомобиль. Соответствующие компоненты будут складываться в отдельные контейнеры: пластиковые изделия, шины и другие материалы, металл – в другое место, – говорит Алиев.

Он отметил, что сейчас ведомство готовит такой нормативно-правовой акт, он уже почти на выходе, на согласовании с государственными органами. Делается это для того, чтобы понять, во-первых, с точки зрения статистики, а потом с точки зрения получения субсидий через Жасыл даму. Утилизация автотранспорта предполагает субсидирование. Чтобы понять, сколько и кому за что платить, сейчас этот нормативный акт вводится.

– На сегодняшний день все утилизационные сборы не только с автотранспорта, но и с других товаров и материалов по экологическому кодексу собираются в Жасыл даму. Эти финансы распределяются согласно экологическому кодексу по 14 направлениям, которые закладывают финансирование через Жасыл даму. Эти направления имеют одну цель – улучшение окружающей среды, в том числе субсидирование экологичного автотранспорта, – отметил он.

Он заверил, что также прошёл большой пул работ по решению вопросов с твёрдыми бытовыми отходами. Утилизация автомобильного транспорта тоже предусмотрена финансированием. Однако точного количества частных предприятий, занимающихся утилизацией, на сегодняшний день нет. Поэтому они и готовят нормативный акт, который будет регулировать этот вопрос.

– Еще раз хочу отметить, что делаем это не для того, чтобы ограничить конкурентную среду, а чтобы упорядочить процесс. В конечном итоге за любые виды платежей есть ответственность. Министерство экологии и Жасыл даму не могут просто платить любому заявившему, что он занимается утилизацией автотранспорта. В этом есть критерии. Когда эти критерии будут соблюдены, они зайдут в информационную систему, зарегистрируются, докажут нам, что действительно принимают автомобили и занимаются утилизацией. Тогда от них пойдет заявка на субсидирование, заверил Алиев.

Журналисты уточнили – то есть, утильсбор не отменят?

– Ну, на сегодняшний день, с точки зрения, например, Министерства экологии, нельзя рассматривать утильсбор как нагрузку только на автовладельцев. Утильсбор распространяется практически на любую сферу деятельности. Приведу простой пример, чтобы было понятно. Большая компания Coca-Cola завозит продукты, газированные напитки. Вся тара, начиная с наружной упаковки и заканчивая пластиковыми бутылками, подлежит оплате утильсбора, – отмечает Алиев.

По его словам, сегодня сложилась такая ситуация, что утильсбор касается только владельцев автомобилей. На самом деле, по его словам, это не так.

Его попросили уточнить, что происходит с металлом после разборки автомобиля? Будет ли он поставляться на металлургические заводы?

– Еще раз подчеркну, это конкурентная среда. Завтра утилизатор, принимающий авто, утилизирует его, разбирает пластиковые компоненты в одну сторону, металл в другую. Дальнейшая судьба этого металлолома – это уже его гражданско-правовые отношения. Он будет сдавать металл на какой-то металлургический комбинат как лом цветных или черных металлов. Либо он будет распоряжаться им по-другому, – уверил Алиев.

Также он отметил, что на сегодняшний день нет заключенных договоров, потому что приказ о выполнении этой процедуры находится у них на рассмотрении.

Будет ли возможно ожидание повышения коэффициента по утильсбору?

– На сегодняшний день вопросов о повышении коэффициентов не стоит. Есть методика, по которой ученые установили ставки, и по ней мы работаем. На данный момент Министерство экологии не рассматривает предложения по изменению коэффициентов, – подытожил Алиев.

Напомним, ранее в Казахстане появилась петиция «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации».

Требования петиции:

-внести письма в Министерство экологии о снижении ставки утильсбора на легковые автомобили (категория М1) до 100 тысяч тенге и на остальные категории автотранспорта до 0 тенге, о полной отмене утильсбора на сельхозтехнику;

-внести письма в Министерства нацэкономики и финансов о снижении ставок за первичную регистрацию автотранспорта до 0,25 МРП.

По данной петиции создана комиссия, которая будет изучать мнения не только противников, но и сторонников утильсбора, чтобы принять некое компромиссное решение, при этом несколько представителей кабмина уже ясно дали понять, что кабмин настроен сохранить этот платеж по целому ряду соображений.

17 июня министерство промышленности и строительства РК разместило полную версию видео с заседания рабочей группы, рассматривающей петицию по вопросам утильсбора.

В состав рабочей группы вошли депутаты парламента, вице-министры министерства промышленности и строительства, экологии и природных ресурсов, сельского хозяйства, представители министерств внутренних дел, культуры и информации, национальной экономики, цифрового развития и аэрокосмической промышленности, АО «Жасыл даму», ОЮЛ «Казахстанский автомобильный союз», ОЮЛ «Союз промышленных инвесторов Казахстана», «Союз независимого бизнеса Казахстана», а также инициаторы петиции из числа представителей ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», независимого автомобильного союза и ОФ «Әділдік үшін», в частности, Санжар Бокаев.

В Минпроме сообщили, что в ходе дискуссии «её участники коснулись темы прозрачности распределения средств, собранных через процедуру утилизационного сбора, а также обсудили перспективы развития казахстанского автопрома и его нынешнее положение. Инициатор петиции в своём выступлении рассказал о влиянии утильсбора на отрасли экономики, в частности автопром, производство строительной, дорожной и спецтехники».

В министерстве также отметили, что представители компаний-производителей высказали беспокойство по поводу сокращения рабочих мест в случае, если утильсбор будет отменён. Под занавес встречи её участники договорились посетить все отечественные автосборочные заводы в Казахстане.

У инициатора петиции за отмену утильсбора Санжара Бокаева о первом заседании рабочей группы сложилось иное мнение. По словам общественника, во время встречи ни на один его вопрос не было дано аргументированного ответа.

«Ни один госорган не анализировал эффективность стимулирования автопрома (о недополученных средствах от таможенных, налоговых льгот, средствах утильсбора и пр.). Представитель Минэкономики сообщил, что никаких расчётов влияния утильсбора на экономику страны ведомство не производило, представитель Минсельхоза сказал, что некомпетентен отвечать», – рассказал Бокаев.

Тут, кстати, стоит вспомнить, что Высшая аудиторская палата РК проводила оценку влияния утилизационных платежей на обновление автопарка страны и резюмировала, что цели достигнуты не были, а механизмы финансирования экопроектов за счёт полученных денег непрозрачны.

Также, по заявлению Бокаева, видеозапись заседания общественникам обещали предоставить позже, а экскурсии на заводы пообещали организовать опять-таки без возможности вести фото- и видеосъёмку. Хотя ранее на предприятия не раз привозили журналистов и блогеров, и проблем с фиксацией процесса не возникало. Это действительно так.

«Мы согласились на все условия, но в ответ увидели спектакль, целью которого было в очередной раз заболтать», – резюмировал инициатор петиции.

Между тем качеством видеотрансляции остались недовольны и некоторые казахстанцы. В комментариях под видеозаписями ряд граждан жалуются на низкое качество съемки видео и записи звука. В конце записи с первого заседания можно заметить, как у оператора дрожат руки и как видео резко обрывается с наведением камеры в сторону окна. В отдельных местах на записях присутствуют монтажные склейки (один кадр резко перескакивает на другой).

При этом первое заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по утильсбору, которое должно было пройти 6 июня, не состоялось, потому что её инициатор отказался на нём присутствовать. Санжар Бокаев и его представители отказались оставить мобильные телефоны на входе министерства, как того требует регламент объекта. Кроме того, он хотел, чтобы заседания по петиции проводили открыто, с онлайн-трансляцией. Также он выразил недоверие к составу рабочей комиссии.

Что касается того, где можно смотреть видеотрансляции, то министерство промышленности и строительства Казахстана создало на своем YouTube-канале плейлист, где будут выкладывать полные видео заседаний и выездных мероприятий Рабочей группы по утильсбору.

«Мы выступаем за прозрачность процесса рассмотрения петиции. Именно поэтому нами принято решение публиковать полные версии видео, чтобы у граждан складывалась полная картина происходящего», – заявили в МПС РК.

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!