Обязано ли государство помогать погорельцам в Казахстане?
Наступает время, когда вероятность пожаров, особенно бытовых, многократно возрастает. И нередко после огненной стихии погорельцы остаются ни с чем. Обязано ли государство им в таких случаях помогать? И вообще в каких случаях оно приходит на помощь своим гражданам?
К сожалению, такое случается: люди вмиг остаются без жилья, одежды, имущества, денег. Так происходит обычно при пожарах. Или при наступлении большой воды: жилище разрушается, мебель и вещи приходят в негодность. В подобных ситуациях многие теряются, не знают, что делать и где искать помощи. Нередко на помощь приходят волонтеры и неравнодушные сограждане Всем миром они собирают все самое необходимое – одежду, посуду, обувь, предметы гигиены для тех, у кого ничего не осталось.
А между тем при наступлении трудной жизненной ситуации пострадавшему человеку или семье может быть назначена социальная помощь. Под понятием «трудная жизненная ситуация» понимают такие обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека, и подобную ситуацию гражданин не может преодолеть самостоятельно.
Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся при наступлении трудной жизненной ситуации являются:
1. Основания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
2. Причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара, либо наличие социально значимого заболевания;
3. Наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами в кратном отношении к прожиточному минимуму.
Решение о назначении социальной помощи в трудной жизненной ситуации выносит специальная комиссия. Она создается решением акима города, района по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи в связи с наступлением трудной жизненной ситуации.
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом на территории района (города областного значения). В состав такой комиссии включаются представители заинтересованных структурных подразделений местного исполнительного органа, в том числе организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, работники правоохранительных органов, общественных объединений.
Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Общий состав комиссии — не менее семи человек. Председателем является заместитель акима района (города областного значения), курирующий вопросы социальной защиты.
Что касается выплат, то социальная помощь при наступлении трудной жизненной ситуации назначается единовременно и только один раз в год. Конкретной установленной суммы данной выплаты нет. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет комиссия и указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.
Например, в Костанайском районе, как нам сообщили в отделе занятости и социальных программ, согласно Правилам оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан, утвержденных решением маслихата Костанайского района от 13 апреля 2020 года, предусматривается оказание социальной помощи гражданину (семье), пострадавшему вследствие стихийного бедствия или пожара, без учета доходов, единовременно, в размере не более 50 месячных расчетных показателей (на сегодня это 172500 тенге на семью).
Что нужно сделать для назначения денежной выплаты? Для получения социальной помощи при наступлении трудной жизненной ситуации заявитель от себя или от имени семьи должен обратиться в отделы занятости и социальных программ города (района) или к акиму поселка, села, сельского округа. Человек должен написать заявление и приложить к нему:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства;
3) сведения о составе семьи согласно приложению 1 к Типовым правилам;
4) сведения о доходах лица (членов семьи);
5) акт или документ, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации (например, пожар).
Документы предоставляются в подлинниках для сверки, после чего подлинники возвращаются заявителю.
Если оказалось, что документов после пожара или подтопления не осталось, можно предоставить только заявление и акт о наступлении трудной жизненной ситуации. Отдел занятости вправе принять решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций. Например, сведения о пенсионерах есть в
Государственном центре по выплате пенсий, о зарплате работающих граждан – в Едином накопительном пенсионном фонде и так далее.
Можно добиться выплаты виновником пожара, если он установлен. В таком случае необходимо подать в орган, ведущий расследование по факту пожара, заявление о признании пострадавшего гражданским истцом и предоставить документы, подтверждающие стоимость поврежденного имущества.
То есть после установления причины и виновника пожара взыскание суммы будет осуществляться в судебном порядке. Однако здесь стоит отметить два момента: при наличии виновника взыскание будет происходить в рамках уголовного судопроизводства, а в случае, если виновник так и не был установлен, взыскивать сумму ущерба придется самостоятельно.
В этом случае придется действовать в гражданском порядке и требовать возмещения ущерба с лица, которое, по вашему мнению, является ответственным за данное происшествие, но бремя доказывания его вины будет целиком возложено на вас как на истца.
При этом ущерб при пожаре оценивается каждым собственником или владельцем самостоятельно. Однако в некоторых ситуациях можно обратиться к оценочным компаниям.
Доказать факт порчи имущества можно, предъявив в суд документы, подтверждающие сам факт приобретения и стоимость имущества, которое пострадало при пожаре.
Однако стоит помнить, что размер помощи от государства зачастую не соответствует сумме реального ущерба.
При наличии страховки юрист рекомендует обратиться в страховую организацию в сроки и порядке в соответствии с условиями договора страхования. Обычно этот срок устанавливается в три дня от даты происшествия.
В этом случае доказывание наступления страхового случая, а также причиненных им убытков лежит на страхователе (выгодоприобретателе, застрахованном). Размеры страховых премий, порядок и сроки уплаты устанавливаются договором.
Теперь несколько слов о том, как составить акт, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации. Если, например, вода затопила ваш дом, необходимо сразу же составить акт, в котором следует точно указать, что именно затоплено. Акт должен быть засвидетельствован представителем комитета местного самоуправления или сельского акимата. Для верности можно поставить несколько подписей соседей и зафиксировать потоп на фото и видео. Возможно, в будущем это вам пригодится.
Специальная комиссия при выезде на место происшествия оценивает размер материальной помощи пострадавшим. То есть сумма социальной помощи определяется индивидуально, в зависимости от нанесенного ущерба.
Куда еще могут обратиться за помощью граждане, пострадавшие от пожара или паводка? К волонтерам. Обычно они чутко откликаются на чужую беду и оперативно собирают необходимые вещи. Однако стоит помнить – волонтеры не оказывают денежную помощь.
Также есть еще несколько организаций, в которые можно обратиться за помощью.
Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН) – здесь есть специальная служба поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Чем тут могут помочь? Во-первых, консультацией и советом. Специалисты центра часто сталкиваются с самыми разными жизненными обстоятельствами, поэтому могут подсказать, перенаправить, дать необходимые контакты государственных структур и ведомств. Во-вторых, специалисты центра могут рассказать, что делать, если после пожара совершенно некуда пойти. Если нет ни родных, ни близких, если непонятно, как быть с детьми, которые остались без дома. В таких случаях через органы опеки можно решить вопрос о временном пребывании детей в ЦАНе. Возможно, потребуется какой-то короткий промежуток времени, пока вопрос с жильем у семьи не решится.
Добавить комментарий