Навеки в сердцах…

Навеки в сердцах…

В каждой профессии есть то, что принято называть издержками. Когда готовила этот материал, поймала себя на мысли, что сейчас столкнулась с одной из них… Еще четыре года назад я встречалась с человеком, беседовала с ним и с удовольствием перекладывала наш разговор на бумагу…А теперь приходится вновь писать о нем, но уже в прошедшем времени. Это, пожалуй, самая большая издержка моей работы – писать о тех, кто совсем недавно был рядом, являясь и интересным собеседником, и хорошим человеком…

С Жанкутты Куттугужиновичем Сартовым мы были знакомы задолго до 2014 года, когда вышел мой материал к его юбилею. Так получилось, что мы сотрудничали в плане подготовки учеников школы, которую он возглавлял, к играм КВН. Надо сказать, что до него подобного опыта в казахской школе не было, а потому дети совершенно не знали, что такое КВН, как играть в эту игру, что для этого требуется… При этом в соперниках у них были школы, видавшие виды на этом поприще. Но Жанкутты Куттугужинович твердо сказал: «Будем играть!». И играли, да еще как – уже на второй год заняли 2 место среди школ района.
Вот тогда проявилась черта Сартова – стремление к тому, чтобы школа, возглавляемая им, всегда была на слуху, не отставала от других ни в чем. Для достижения этой цели он не жалел сил – всегда приглашал для работы специалистов, искал их, поощрял новаторство в коллективе. Те, кто работали с ним, в один голос говорят: школа, ее престиж для него были главным в жизни.
Стоит сказать, что директором в большую школу с государственным языком обучения он был назначен неспроста – был учтен его опыт руководства аналогичным учебным заведением. Что греха таить, в советское время казахские школы не были, мягко говоря, популярны. Практически весь учебный процесс в стране шел на русском языке, а национальных школ было по пальцам пересчитать. Одна из них имелась в Костанайском районе, селе Красный Октябрь, ныне Алтын дала. В селе преобладало казахское население, а потому было логично наличие здесь соответствующей школы. Однако, как рассказывал Жанкутты Куттугужинович, местные аксакалы и учителя не только не препятствовали, но и поддерживали закрытие казахских классов. Будучи назначен сюда директором, Сартов задался вопросом – почему? Как оказалось, именно в русскоязычном образовании многие видели возможность для своих детей продвинуться по карьерной лестнице. И тогда директор школы начал убеждать, разъяснять, сдерживать эту тенденцию.
– Я всегда считал и считаю, что знание родного языка никогда никому не помешает, – говорил он в том интервью. При этом рассказывал: выросли они с братьями и сестрой в немецком поселке, и немецкий язык он знал лучше русского. В институте преподавательница удивлялась – «да ты же настоящий немец!» Но при этом с детства и на всю жизнь главным для него остался родной язык.
Помню, как мечтал он о собственном здании для школы, которая ютилась в пристройке к ЗСШ №2. И сделал немало, чтобы его мечта сбылась. Когда началось строительство, Жанкутты Куттугужинович контролировал процесс от начала до конца и подружился с подрядчиком до такой степени, что по его просьбе в проект даже вносили какие-то изменения. К слову, здесь проявилась еще одна черта характера Сартова – умение быстро находить с людьми общий язык, налаживать отношения, переходящие в долгую дружбу. Как говорят его родные и коллеги, дружба для него было – святое. Друзей он не только находил, но и больше никогда не терял.
Многолетнее бессменное директорство в школе им. Н.Наушабаева также прибавило ему и друзей, и почитателей. Все его коллеги, вспоминая о нем, отмечают его душевную простоту, внимательность, заботливость.
Долгие годы рядом с Сартовым проработали Майра Ергалиева, Кульзира Жундукулакова, Тилектес Усенова.
– Я помню, как в 1997 году он пришел к нам в школу. Я встретилась с ним на ступеньках крыльца, поздоровалась, а он, после приветствия, улыбнулся открытой улыбкой и сказал: «Вот, я – к вам». И сразу расположил к себе, – вспоминает Кульзира Наукановна, которая много лет возглавляла профсоюзный комитет школы. – С тех пор и началось наше сотрудничество, и благодаря ему наша профсоюзная организация стала лучшей в области.
Майра Тюлюбаевна отмечает – Жанкутты Куттугужинович всегда старался искать талантливых учителей, которые могли бы взрастить не менее талантливых учеников. При этом, опираясь на опытных педагогов, не упускал из виду и молодежь. При нем коллектив всегда был гармонично уравновешен – опыт и мудрость бывалых учителей и поиск, новаторство молодых.
Коллеги единодушны в своих оценках – Сартов был хорошим управленцем. Педагогический коллектив, которым он руководил, всегда был монолитным, дружным. Поэтому и школа стабильно была в числе лучших.
Будучи прекрасным администратором, он всегда оставался педагогом. Коллегам своим говорил: в детях нужно видеть только хорошее, даже если есть какие-то проблемы. Всегда мог понять, если что-то случалось. Находил подход к каждому – хоть ребенку, хоть взрослому.
– Был внимательным и заботливым, что очень импонировало, особенно молодежи, – рассказывают его бывшие коллеги. – Придешь с отпуска – всегда поинтересуется, как дела, как отдохнул, не нужно ли чего. При этом не считал зазорным поздороваться первым – всегда так делал, хоть и руководитель. Не было заносчивости, грубости. Даже при конфликтах не повышал голоса, не говоря уже об оскорблениях. Если что-то случалось – приглашал человека к себе в кабинет и там с ним разговаривал – никогда не выносил «сор из избы». Таким нам и запомнится на всю жизнь…
Стоит сказать, что сотни учеников вспоминают о директоре с большим уважением. Сартов всегда старался создать для них лучшие условия. И еще работая, и потом, уже выйдя на пенсию, неизменно интересовался судьбой выпускников, не упускал их из виду. Школа для него осталась жизненным приоритетом и тогда, когда вышел на заслуженный отдых: каковы результаты ЕНТ, кто из выпускников куда поступил, что нового, какие изменения – все это интересовало его до последних дней…
При этом никогда не «откалывался» от коллектива, если требовалось защитить престиж школы, к примеру, в художественной самодеятельности. Надо сказать, что Жанкутты Куттугужинович обладал великолепной дикцией и прекрасным тембром голоса. Поэтому в художественной декламации ему не было равных, впрочем, как и в песенном творчестве. Нисколько не бравируя должностью, на репетициях работал до полной отточенности номера, чего требовал и от других.
Лишне и говорить, что директор школы им. Н.Наушабаева был весьма уважаемым человеком в районе. Сартов входил в состав избирательной комиссии, был удостоен двух благодарностей от президента страны. К слову, он считал счастливым случаем всей жизни встречу с главой государства, когда Нурсултан Назарбаев открывал новую школу. Жанкутты Куттугужинович рассказывал, что его удивила простота великого человека, и признавался, что он взял ее себе за пример.
Однако, отдавая себя школе, всегда ценил свой надежный тыл – свою семью. Никогда, ни при каких обстоятельствах Сартов не позволял себе плохих слов о жене, детях. И старался оберегать их, переживая какие-то неудачи, проблемы внутри себя. Так было и с болезнью…
Есть такое выражение – человек жив, пока его помнят. Думается, Жанкутты Куттугужинович в этом понимании будет жить еще очень долго. Ведь память о нем осталась в молодых коллегах, сотнях детей. А это – многие жизни, в которых сохранится частичка и его судьбы…

Айжан Адырбаева

Комментариев (2)

  • Амина Reply

    Это мой дедушка !Я его очень сильно люблю!!! Он самый лучший человек в этом мире!!!!! Его знают все!!!!

    16.05.2020 at 1:44 пп
  • Амина Reply

    Это мой дедушка !Я его очень сильно люблю!!! Он самый лучший человек в этом мире!!!!! Его знают все!!!! Я его очень сильно люблю!!!!!!!
    ❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤❤

    16.05.2020 at 1:46 пп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!