Кому работать на земле?

Кому работать на земле?

Не за горами самый важный период аграрного производства – уборочная срада. И уже сегодня некоторые сельхозтоваропроизводители беспокоятся: а будет ли кому работать на полях? Да и в целом сельхозпроизводство сегодня испытывает недостаток кадров – будь то простые рабочие или специалисты среднего и высшего звена.

О том, почему отечественное сельхозпроизводство держится на пенсионерах,а молодые специалисты недостаточно образованны, и куда они уходят после окончания вузов и коледжей, еще в начале года поднимали вопрос депутаты мажилиса и сената парламента.
По мнению бывшей тогда еще председателем сената Дариги Назарбаевой, суть проблемы заключается в том, что человеческий фактор в период реформ подвергся наибольшей деформации, что выразилось в обесценивании сельскохозяйственного труда, сокращении числа рабочих мест и уровня занятости на селе, а также сужении рынка труда.

Они учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…
Разложим по полочкам это мнение. Обесценивание сельскохозяйственного труда – это совсем не о маленькой заработной плате. Иные механизаторы за сезон могут заработать достаточно, чтобы обеспечить семью на год. При желании, конечно. А вот желания-то нет, особенно у молодежи. Как говорил один из костанайских руководителей КХ, «здоровые парни вместо того, чтобы заработать хорошо в поле, лучше в город поедут и будут там охранниками в супермаркете за 40 тысяч тенге стенки подпирать…» При этом речь идет не только о тех, кто не имеет какой-либо профессии, но и выпускниках колледжей и вузов. Как показывает практика, даже в самые большие сельхозпредприятия по собственному желанию после окончания вузов выпускники не устраиваются. Сюда приходят либо те специалисты, которых руководители ТОО и КХ обучают на собственные средства, либо те, кого они «прикормили» еще во время учебы.
Между тем еще в октябре прошлого года при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» на пленарном заседании Сената Парламента депутаты подняли вопрос об обеспечении сельхозпредприятий страны квалифицированными специалистами.
Сенатор Серик Бектурганов обратил внимание на то, что проектом предполагается внести в п. 17 ст. 47 закона РК «Об образовании» дополнение о том, что выпускники вузов по сельхозспециальностям, поступившие в пределах сельской квоты, обязаны отработать в сельской местности не менее трех лет. При этом он отметил, что такая норма действует с 2007 года для выпускников педагогических и медицинских
специальностей.
– Однако, как мы знаем, дефицит врачей и учителей за прошедшие 12 лет снизился незначительно. Поэтому мы неоднократно говорили, что наличие в законе «Об образовании» нормы по отработке не станет панацеей решения вопроса дефицита кадров и что это только законодательное обеспечение деятельности уполномоченных органов, – сказал депутат.
Он добавил, что, к примеру, в 2011 году в эту статью были включены и ветеринарные специальности. По его словам, из 200 выпускников вузов в 2017 и 2018 годах, поступивших по сельской квоте и завершивших обучение по ветспециальностям, лишь 73 или 36,5% прибыли на отработку.
– Соответственно, министерству сельского хозяйства не надо надеяться, что с внесением поправки в закон об образовании вопрос дефицита кадров на селе решится сам собой. Более того, в эту статью закона еще в 2015 году было внесено дополнение о том, что «граждане РК, обучившиеся по другим специальностям на основе гособразовательного заказа, обязаны отработать не менее трех лет в порядке, определяемом Правительством РК». И эта поправка, касающаяся всех выпускников, отучившихся за государственный счет, начала действовать с января 2017 года. То есть уже два года как госорганам предоставлены большие возможности для организации системной работы по эффективному использованию средств, выделенных на подготовку специалистов для страны, – пояснил парламентарий.
В связи с этим Серик Бектурганов высказал мнение, что правительству и уполномоченным органам необходимо обратить внимание на то, что в стране до конца не проводится системная и всесторонняя работа для организации отработки по полученной специальности выпускников вузов, обучившихся по госгрантам.
Результатом этих дебатов стало принятое в конце 2019 года решение о том, что с 2020 года выпускники аграрных вузов, обучающиеся по квоте для сельской молодежи, будут обязаны отработать 3 года в сельской местности.
– Минсельхоз Казахстана инициировал ряд поправок в национальное законодательство, которые касаются подготовки специалистов для сельскохозяйственной отрасли. 28 октября текущего года глава государства подписал соответствующий закон, – сообщили тогда в министерстве сельского хозяйства.
Тогда новым законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования АПК» было внесено важное изменение в статью 47 закона «Об образовании».
Эта поправка обязывает выпускников аграрных вузов, обучившихся сельскохозяйственным специальностям по сельской квоте, отработать в сельской местности не менее 3-х лет.
– Изменение законодательства, по сути, предоставляет возможность сельской молодежи, получившей высшее или послевузовское образование за счет государства, гарантированно трудоустроиться в организациях аграрного профиля независимо от форм собственности, – отмечали в МСХ.
По мнению представителей министерства, эта мера позволит обеспечить растущую потребность сельхозтоваропроизводителей в профессиональных кадрах. При этом новшество попутно решает вопросы обеспечения молодежи работой и исключает поступление по сельской квоте для тех абитуриентов, которые заведомо не планируют работать в селе или по сельскохозяйственным специальностям.
Насколько действенным будет данное решение, увидим уже скоро. Но приведенный Сериком Бектургановым пример относительно врачей и педагогов, думается, наверняка применим и к специалистам сельскохозяйственного профиля.

Сколько спеца ни корми, он все в город смотрит…
Но тогда прозвучали и другие мнения, к примеру, о том, что сельхозпредприятия не должны перекладывать вопросы по подготовке кадров для себя на плечи государства, а также быть заинтересованными в этом процессе. Дескать, руководители крестьянских и фермерских хозяйств должны «бегать» за специалистами, привлекать их, предлагать различные возможности, чтобы они были заинтересованы в том, чтобы работать у них в хозяйствах. Возникает вопрос: какие возможности могут привлечь специалистов на работу в село? Как видим, заработная плата здесь далеко не аргумент. Предоставление жилья? В этом году в ТОО «Озерное» несколько семей – работников предприятия, получили дома и квартиры от хозяйства. Корреспондент присутствовал при вручении ключей, беседовал с новоселами. И заметил – те, кто возрастом где-то от 30 лет и старше, несомненно, радовались такой помощи и говорили о том, что не думают о том, чтобы уезжать из села. А вот 20-летние обмолвились, что здесь они «пока, а потом в город планируем». На вопрос — а что же они там будут делать, где жить, просто пожимали плечами…
Надо смотреть правде в глаза – сегодня сельское хозяйство Казахстана держится на пенсионерах и самоучках. Часто посещая сельхозпредприятия, слышу – средний возраст хороших спецов – от 40 и выше. В начале года Айдарбек Ходжаназаров, генеральный директор холдинга «Олжа Агро» в интервью одному из республиканских телеканалов говорил о том, что у них из существующих зоотехников только половина пенсионного возраста. И их уговаривают остаться и работать еще, поскольку некому передать хозяйство.
К слову, холдинг любезно предоставил по нашему запросу список вакансий, существующих у них на сегодняшний день. Из него следует, что наиболее сильно предприятие нуждается в механизаторах – их требуется 15 человек. На втором месте по востребованности из аграрных специалистов – агрономы, их необходимо 9 человек. Плюс к этому еще и нехватка 4 старших агрономов. Также в дефиците ветеринарные врачи – не хватает 5 специалистов. В целом же по холдингу, включая и не специфически сельскохозяйственные специальности, на сегодня открыто 99 вакансий.

Из первых уст
Мы намеренно оставили мнения местных руководителей агропредприятий напоследок. Чтобы, так сказать, подвести черту под вышеизложенным.
Так, по словам главы ТОО «ННН+В-2005»
Нуркелгена Утеулина, у них в хозяйстве дефицита кадров нет. Но за счет чего?
– Наше предприятие находится недалеко от города, поэтому проблем нет. К нам обращаются много городских жителей, которые могут работать в сельском хозяйстве. Это объяснимо – сегодня в Костанае ведется большое жилищное строительство, а на селе социальная сфера не улучшается, и молодежь из села едет в областной центр. Особенно те, кто заканчивает институты, колледжи – они хотят жить в городе. Отмечу, что средний возраст тех, кто приходит к нам на работу – 30-35 лет. Сегодня молодые не хотят жить в селе, где работа – с раннего утра и до позднего вечера, да еще личное подсобное хозяйство нужно держать.
Специалистов обучаю сам – 4 года сопровождал обучение агронома, отучил бухгалтера-экономиста, еще хочу направить на обучение инженера. Здесь все зависит от руководителя – можно на собственные средства обучать, можно с родителями договориться, что плата за обучение будет 50 на 50. В любом случае специалиста можно таким образом заполучить себе на производство.
А вот для руководителя ТОО «им.К.Маркса» Ивана Вечтейна близость областного центра, наоборот, выходит боком:
– Проблема кадров для нас ощутимая, потому что город «под боком», и молодые не хотят вставать в 4 утра, чтобы жить в ритме сельскохозяйственного производства и работать допоздна. А что поделать, в животноводстве режим работы такой… У горожан день четко регламентирован, а у селян много зависимостей, например, есть погода – надо это использовать, ведь согласно поговорке «день год кормит». Молодежь не готова, не приучена жить и работать в таком ритме.
Касательно конкретных кадров – проблема со специалистами среднего звена – зоотехники, бригадиры, ветврачи, агрономы. Они дипломы получают, а потом ищут работу в городе – в офисе сидеть, гербициды продавать или еще что-то в этом роде.
Учить кадры за свой счет мы пробовали – но все равно выпускники потом находят себе что-нибудь получше или просто уходят. Поэтому мы учим кадры, что называется, на практике – находим человека способного, но без образования, и «натаскиваем».
Нельзя сказать, что прямо большой дефицит кадров, но он есть. А среди коллектива по возрасту, конечно, больше тех, кому за 40 и 50.
Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!