Кайрат Каскабаев: «Скромность и корректность в нашей работе – главное…»
Государственная служба сегодня – работа, которая должна максимально помогать населению в решении любых вопросов. Соответственно, государственный служащий – человек, радеющий о нуждах и проблемах простых людей, но никоим образом не о собственных. Об этом – в интервью с заместителем акима Костанайского района, уполномоченным по этике аппарата акима Кайратом Каскабаевым.
– Кайрат Абильгазиевич, какими законодательными, нормативными актами регулируется поведение государственных служащих?
– Указом президента от 29 декабря 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» был утвержден Этический кодекс, а также в этом направлении действуют Закон о государственной службе РК и иные нормативно-правовые и подзаконные акты, относящиеся к данной сфере в административных процедурах и т.д.
– И каких правил, стандартов должны придерживаться наши государственные служащие?
– В первую очередь из всех действующих законодательных актов самое главное, святая святых для каждого госслужащего – Этический кодекс. Его положения должен знать каждый – от молодых до более опытных госслужащих. В первую очередь в обществе госслужащий должен вести себя сдержанно, не привлекая такого внимания, которое может негативно повлиять на имидж самого государственного служащего. В целом он должен придерживаться этических, моральных устоев, принятых в обществе, например, не выражаться нецензурной бранью в общественных местах, должным образом относиться к своим коллегам, в том числе при общении вне рабочего времени. Самым главным аспектом, критерием для государственного служащего является – при общении с гражданами, обратившимися к нему, он должен вести себя корректно. Госслужащий как в нерабочее, так и в рабочее время должен с вниманием отнестись к гражданам, которые к нему обращаются. Государственные служащие должны быть честными, скромными, соблюдать все устои, которые у нас на сегодняшний день имеются.
Также предусмотрен своего рода дресс-код, я, например, еще начиная работу на государственной службе, дал себе такую установку, что на работе всегда ношу белую рубашку, галстук, и какие бы ни были ситуации – на строительной площадке где-то находишься или на спортивном мероприятии, или же, как летом были случаи, когда приходилось выезжать на разъяснительные встречи, в любом случае внешний вид должен быть сдержанным и деловым. Это галстук, костюм, желательно однотонный, рубашка однотонная, неярких цветов, у женщин же юбка или брюки, сдержанных цветов, юбка должна быть ниже колена, максимум – до колена, чтобы не выглядеть вызывающе.
– Я знаю, что запрещено носить дорогие аксессуары, брендовые вещи. А как определить, что на человеке одежда, принадлежащая к дорогому бренду?
– У меня костюм производства Казахстан, я вещи всегда в одном и том же месте беру, поскольку знаю, что мне нужно. Я, честно сказать, не отличу брендовую вещь от обычной, или стоимость часов министра или высокостоящего чиновника. Думаю, госслужащий должен быть скромным сам по себе, это зависит от самодисциплины. И данное требование поставлено не просто так – у граждан не должно возникать вопросов, как госслужащий смог приобрести дорогие вещи. И другой момент – одежда должна быть опрятной, хорошо подходящей по фигуре – все-таки эстетику внешнего вида тоже никто не отменял.
То есть самодисциплина у госслужащего должна присутствовать всегда, а он сам должен понимать, что уместно, а что нет в одежде, аксессуарах и поведении.
В целом хотелось бы отметить, что очень интересные реформы проходят в госслужбе. Если сравнивать, какая была 15 лет назад и сейчас, она очень сильно изменилась, иным стало и отношение людей к государственному служащему, и отношение госслужащего к своей работе. Он стал более открытым, более доступным, скажем так, благодаря нескольким нормативно-правовым актам, которые не то чтобы заставляют, а обязывают госслужащего встречаться непосредственно с населением, разговаривать с людьми. То есть мы всегда на виду и не должны вызывать у населения вопросы, тем более мы здесь, в районном акимате, встречаемся с сельским населением. И не всегда у жителя села есть возможность решить вопрос на месте – например, получатели АСП, многодетные, малоимущие и т.д., они приезжают сюда, приходят к нам, и мы не должны одним своим видом раздражать население. Вот сейчас в ходу выражение «послужить триггером» (стать толчком к чему-либо). На сегодня все может послужить триггером для негативного проявления, даже костюм, который, по мнению человека, слишком вызывающе выглядит.
– 21 век – век гаджетов и соцсетей. Могут ли госслужащие пользоваться ими для освещения личной жизни?
– Пользование гаджетами, особенно социальными сетями я, как уполномоченный по этике, на постоянной основе мониторю, чтобы в мессенджерах – WhatsApp, Tелеграм, где много пабликов, есть различные группы, наши госслужащие не публиковали неподобающие материалы. Ее раз повторю – на первом месте у госслужащего стоит скромность, сдержанность, то есть даже съездив на отдых заграницу, он не должен публиковать фото с отдыха, а также фотографии, демонстрирующие приобретение дорогостоящего автомобиля, ювелирных украшений – не нужно всего этого делать. Тем более не нужно публиковать фотографии и видео, на которых запечатлено употребление алкогольных напитков. За всем этим следим мы, уполномоченные по этике в районах, есть уполномоченный на областном уровне, также Департамент Агентства по делам государственной службы РК, словом, есть службы, которые на постоянной основе это мониторят, контролируют. Из моего личного опыта могу вспомнить давнюю ситуацию, когда сотрудники после корпоратива сразу опубликовали фотографии, где они распивали алкогольные напитки, и соответственно было принято решение вышестоящим руководством о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Ни в коем случае нельзя забывать, что люди это все видят, обсуждают, говорят, и формируется соответствующее мнение о госслужащем, которое подрывает его имидж. Дескать, вот у него дорогие вещи, ювелирные украшения, и все это покупается на наши налоги.
А что касается смартфонов, то без них сегодня никуда, тем более в нашей работе, когда надо оперативно отрабатывать возникающие вопросы. Я, например, всегда с телефоном, причем использую его, к примеру, и для того, чтобы делать документы в формате word, excel и т.д.
– Какова, так сказать, градация нарушений – какие влекут замечание, административное и более серьезное наказание?
– У нас согласно закону о государственной службе имеются дисциплинарные наказания, административной ответственности подвергаются согласно соответствующему Кодексу (об административных правонарушениях), как-то: неправильное проведение государственной закупки, нарушение при приеме здания, когда к ответственности может быть привлечен как руководитель, так и само учреждение – юридическое лицо, а непосредственно за нарушение этических норм человек может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности. В крайнем случае – может быть уволен, это в зависимости от категории согласно правилам – дела на акимов района, его заместителей, акимов сельских округов рассматриваются на Совете по этике в департаменте Агентства по делам госслужбы. А здесь, в районе – на комиссии, председателем которой являюсь я, мы можем вынести решение о неполном служебном соответствии, замечании, выговоре и, соответственно, увольнении.
– Могут ли быть приняты во внимание анонимные сообщения, видео о якобы неподобающем поведении госслужащего?
– В зависимости от того, какими они поступают. Если из видео явно видно, что это госслужащий, его лицо, определяется голос без всяких экспертиз, то конечно, возбуждается служебное расследование, обстоятельства рассматриваются комиссией, проводится проверка и по ее итогам выносится решение. Но вообще анонимное обращение у нас согласно закону не рассматривается, за исключением случаев, если зафиксированный факт может повлиять на жизнь и здоровье людей, а также привести к нарушению общественного порядка.
– Кто и как контролирует соблюдение этических норм и стандартов госслужащими?
– Если брать в районном масштабе – я являюсь уполномоченным по этике, провожу разъяснительные беседы, приемы граждан, касающиеся соблюдения именно этических норм и других вопросов. Есть уполномоченный по этике Костанайской области в аппарате акима области, и также данными вопросами занимается непосредственно департамент Агентства по делам государственной службы. А в целом я считаю, что каждый государственный служащий должен следить за выполнением этических норм своими коллегами. И в случае их нарушения сообщать в уполномоченный орган. Возможно, это будет восприниматься рядом сотрудников как доносительство, но лучше мы предпримем эти меры, чтобы пресечь подобные явления. Например, сотрудник дерзко ведет себя с гражданами, не хочет принимать, выражается, ведет себя агрессивно. Надо понимать, что завтра, благодаря таким госслужащим, тень упадет на всех работающих в госслужбе. Вот пример: я на своей работе мониторю комментарии – посадили за взятку человека и население комментирует, дескать, все государственные служащие берут взятки. Люди не делят госслужащих на честных и нечистых на руку, просто всех – под одну гребенку. А так нельзя, потому что каждый государственный служащий – это прежде всего человек, личность, у каждого свои подходы к работе, и кто-то действительно по-настоящему ответственно подходит к своему делу. Мой опыт работы на госслужбе позволяет утверждать это.
– Кто и как выносит решение о наказании?
– Поступило обращение от жителей на те или иные противоправные действия или нарушение этического кодекса со стороны государственного служащего – соответственно, собирается комиссия, рассматриваем, по итогам принимаем решение – рекомендательного характера – тому или иному руководителю принять меры. А соответствующий акт выносит непосредственный руководитель, потому что согласно закону только он может принять меры.
– Куда и как можно сообщить о подобных случаях?
– Сообщить можно в акимат района, непосредственно на мой номер, к слову, его я намереваюсь опубликовать также в WhatsApp, есть сайты акимата района, можно написать в инстаграм и обратиться непосредственно в приемную. Также при публикации графиков приема руководством района, маслихата и руководителями отделов всегда указываются номера телефонов, по которым можно позвонить в таких случаях.
– Кайрат Абильгазиевич, приведите примеры случаев нарушения этических норм и стандартов госслужащими нашего района, за которые они понесли наказание?
– На областном уровне недавно Советом по этике было рассмотрено одно дело, когда руководитель вступил в разногласия с подчиненными, и даже звучали нецензурные выражения и это приобрело весьма скандальный характер. Тогда было принято решение о принятии мер дисциплинарного характера в отношении данного сотрудника.
Непосредственно нами рассматривалось дело, когда сотрудник сельского акимата вызвал на беседу общественного работника и записывал его на диктофон. Эту аудиозапись комиссия прослушала, действительно, там форменный допрос. Но есть соответствующий законодательный акт, регулирующий ведение аудиозаписи. Здесь не было предпосылок, необходимости, к примеру, акта прокурорского надзора, к тому, чтобы вести эту запись, не предупредив об этом данного общественного работника, и тем самым нарушив его права. Нами было принято решение о рекомендации к принятии мер дисциплинарного характера акимом данного сельского округа. К слову, нами сразу же был рассмотрен и другой материал в отношении данного сотрудника, не относящийся к этике, по двум случаям. Насколько я знаю, сегодня у этого сотрудника неполное служебное соответствие. Если нарушения продолжатся, то следующей мерой будет увольнение.
Но хочу отметить, что на моей памяти от населения жалоб на нарушение этики не поступало, и будем надеяться, что так будет и впредь. Все-таки мы ведем большую работу в этом направлении, например, перед новогодними праздниками я встречался с сотрудниками и рекомендовал не проводить корпоративы, чтобы не «светиться» перед населением. А средства, которые уходят на эти цели, по моему мнению, лучше отдать нуждающимся, тем более, что перед новогодними праздниками в районе случились пожары и люди нуждались в помощи. Да и вообще в районе, как и везде, есть категории населения, которым нужно помогать. И хочется отметить – наши сотрудники помогали и помогают, и именно такие действия, вкупе с добросовестным исполнением своих профессиональных обязанностей и соответствуют высокому званию – государственный служащий.
– Спасибо за беседу!
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий